НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) от 08.07.2016 № 4А-176/2016

4А-176/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Йошкар-Ола 8 июля 2016 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Грачев А.В., изучив жалобу Габдул-Бариевой Г.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Габдул-Бариевой Г. Р., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, являющейся министром финансов Республики Марий Эл, <...>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года Габдул-Бариева Г.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района от 28 апреля 2016 года оставлено без изменения, жалоба Габдул-Бариевой Г.Р. - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл, Габдул-Бариева Г.Р. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года, производство по делу прекратить на основании подпункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что судебные акты являются незаконными и необоснованными, так как приняты с нарушением норм материального права. Выводы Территориального управления Росфиннандзора и суда о том, что в рассматриваемом случае уполномоченные органы государственной власти Республики Марий Эл вправе принять изменения в закон о бюджете только при наличии письменного согласия Министерства финансов Российской Федерации, является расширительным толкованием Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года № 1567 (далее Правила), и Соглашения о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл от 23 сентября 2015 года № <№> (далее Соглашение). Положения Правил и Соглашения, обязывающие согласовывать с Министерством финансов Российской Федерации внесения изменений в закон о региональном бюджете, не могут толковаться как устанавливающие запрет на такое внесение изменений без предварительного письменного согласия Минфина России, поскольку такое толкование противоречит нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). Республика Марий Эл исполнила взятые на себя обязательства – направила предполагаемые поправки на согласование в Минфин России, и не может нести ответственность за действия должностных лиц Минфина России за рассмотрение направленных документов. Нарушение подпункта «ж» пункта 4 Правил и подпункта «л» пункта 3.2 Соглашения в данном случае отсутствует. При составлении протокола об административном правонарушении и в нижестоящих судах Габдул-Бариева Г.Р. указывала о совершении данных действий в состоянии крайней необходимости. Действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, не являются административным правонарушением, то есть отсутствуют основания для возбуждения дела об административном правонарушении. Выводы мирового судьи о том, что состав административного правонарушения является формальным; об отсутствии признаков действия лица в состоянии крайней необходимости, ошибочны. Предотвращенный вред является более значительным, чем причиненный. Вывод суда о том, что Министерство финансов Республики Марий Эл несет ответственность за риски, связанные с неверным расчетом объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в декабре 2015 года, является необоснованным и не подтвержденным материалами дела.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл 15 июня 2016 года, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года № 254 Габдул-Бариева Г.Р. назначена Заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл, министром финансов Республики Марий Эл.

В ходе выездной проверки в Министерстве финансов Республики Марий Эл целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в 2015 году на частичное покрытие дефицита республиканского бюджета, выявлены нарушения пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпунктов «г», «е» и «ж» пункта 4 Правил, подпунктов «з», «к» и «л» пункта 3.2 Соглашения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годов», Правилами между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Республики Марий Эл в 2015 году заключено Соглашение от 23 сентября 2015 года о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл в сумме <...> тысяч рублей.

Данный кредит перечислен Минфину Республики Марий Эл по коду источников финансирования дефицита бюджета <№> «Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации» на расчетный счет № <№>, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл в Отделении – НБ Республики Марий Эл г. Йошкар-Олы, для учета операций со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл, с отражением на лицевом счете администратора источников финансирования дефицита бюджета – Минфина Республики Марий Эл № <№>, что подтверждено ведомостью кассовых поступлений в республиканский бюджет Республики Марий Эл (ф. <№>) от <дата> года.

В соответствии с пунктом 4 Правил, Соглашением предусмотрено принятие Минфином Республики Марий Эл обязательств для выполнения условий предоставления бюджетного кредита.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил, подпунктом «з» пункта 3.2 Соглашения Минфин Республики Марий Эл обязан обеспечить сохранение дефицита бюджета в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года, или в размере <...>%.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпункта «г» пункта 4 Правил, подпункта «з» пункта 3.2 Соглашения дефицит республиканского бюджета согласно Закону о республиканском бюджете на 2015 год от 28 ноября 2014 года № 54-З утвержден в сумме <...> тысяч рублей или <...>% (<...>/(<...> (утвержденный общий объем доходов) – <...> (утвержденный объем безвозмездных поступлений)) при целевом показателе <...>%.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета (ф. <...>) на 1 января 2016 года доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл исполнены в сумме <...> тысяч рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме <...> тысяч рублей, расходы в сумме <...> тысяч рублей, результат исполнения бюджета (дефицит) составил <...> тысяч рублей, или <...>% (<...>/(<...>-<...>)).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Правил, подпунктом «к» пункта 3.2 Соглашения, Минфин Республики Марий Эл обязан обеспечить долю общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл от суммы доходов бюджета субъекта без учета безвозмездных поступлений к 1 января 2016 года в размере <...>%.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 93.3 БК РФ, подпункта «е» пункта 4 Правил, подпункта «к» пункта 3.2 Соглашения, согласно Реестру государственный долговых обязательств Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2016 года, доля общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл за 2015 год составила <...>% от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений (объем государственного внутреннего долга <...>/(<...>-<...> при целевом показателе <...>%.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил, подпункту «л» пункта 3.2 Соглашения Минфин Республики Марий Эл обязан согласовывать с Минфином России (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемые изменения в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Минфин Республики Марий Эл направил на согласование в Минфин России предполагаемое изменение в Закон о республиканском бюджете на 2015 год от 28 ноября 2014 года № 54-З (письмо от 28 декабря 2015 года № <№>).

Документы Минфина России по обращению Минфина Республики Марий Эл от 28 декабря 2015 года № <№>, по вопросу согласования проекта Закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете на 2015 год к проверке не представлены.

Таким образом, Министерство финансов Республики Марий Эл не выполнило условия, определенные Соглашением о предоставлении бюджету Республики Марий Эл из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Марий Эл в сумме <...> тысяч рублей, а именно дефицит республиканского бюджета за 2015 год составил <...>% объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений по принятому бюджету и <...>% при исполнении бюджета Республики Марий Эл при целевом показателе <...>%; доля общего объема долговых обязательств Республики Марий Эл к 1 января 2016 года составила <...>% объема доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл без учета безвозмездных поступлений при целевом показателе <...>%, а также отсутствует согласование с Минфином России изменений в Закон Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 54-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», предусматривающих увеличение дефицита бюджета Республики Марий Эл на 2015 года до <...>%.

Факт совершения Габдул-Бариевой Г.Р. административного правонарушения подтверждается следующими документами: протоколом об административном правонарушении № <№> от 12 апреля 2016 года; Соглашением № <№> от 23 сентября 2015 года; платежным поручением № <№> от 25 сентября 2015 года; отчетом о выполнении условий Соглашения; Законом Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 54-З «О республиканском бюджете на 2015 года и плановый период 2016-2017 годов» с изменениями и дополнениями от 27 февраля, 17 июня, 25 сентября, 17, 30 декабря 2015 года; отчетом об исполнении бюджета; письмом Министерства финансов Республики Марий Эл от 28 декабря 2015 года № <№>; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 декабря 2015 года № 716 «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл»; Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года № 254 «О заместителе Председателя Правительства Республики Марий Эл, министре финансов Республики Марий Эл», Положением о Министерстве финансов Республики Марий Эл, актом выездной проверки.

Указанным доказательствам была дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно статье 93.3 БК РФ бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса. Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете. В случае если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации. Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «г», «е» и «ж» пункта 4 Правил, бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитный организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации следующих обязательств: сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года, - для субъектов Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года, превышал <...>% суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015 год, обеспечение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне не более <...>% суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2015 год – для субъекта Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015 года по состоянию на 1 января 2015 года, не превышал <...>% суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015 год; поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2017 года до уровня не более <...>% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, к 1 января 2018 года – до уровня не более <...>% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2017 год и к 1 января 2019 года – до уровня не более <...>% суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2018 год; согласование с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

Доводы жалобы о том, что вывод Территориального управления Росфиннадзора и суда о том, что в рассматриваемом случае уполномоченные органы государственной власти Республики Марий Эл вправе принять изменения в закон о бюджете только при наличии письменного согласия Министерства финансов Российской Федерации, является расширительным толкованием Правил и Соглашения и противоречит БК РФ, не верны и основаны на неправильном толковании закона.

В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, перечисляет условия, при наличии которых действия лица, образующие состав административного правонарушения, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности в связи с отсутствием признака вины. Одним из таких условий является невозможность устранения опасности иными средствами, чем причинение вреда правоохраняемым интересам.

Между тем нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что совершение Габдул-Бариевой Г.Р. данного административного правонарушения являлось единственно возможным действием для предотвращения вреда (в том числе материального).

Таким образом, обстоятельства совершения административного правонарушения не отвечают тем условиям, при наличии которых возникает состояние крайней необходимости и, соответственно, не могут рассматриваться как основания для прекращения производства по делу.

В соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2008 года № 4 «Вопросы Министерства финансов Республики Марий Эл», министр финансов Республики Марий Эл осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед министерством задач.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Постановление о привлечении Габдул-Бариевой Г.Р. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Габдул-Бариевой Г.Р. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 15.15.2 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 12 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 28 апреля 2016 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2016 года, вынесенные в отношении <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Габдул-Бариевой Г.Р. - без удовлетворения.

Заместитель Председателя

Верховного Суда

Республики Марий Эл А.В. Грачев