ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№ 4а-482/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 июля 2019 года г. Симферополь
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Крым Скляров В.Н., рассмотрев в порядке ст. 30.16 КоАП РФ жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района г. Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.02.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района города Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 по ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.02.2019 года постановление мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района г. Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года оставлено без изменения, а жалоба представителя Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 – без удовлетворения.
В жалобе, принятой в порядке ст. 30.15. КоАП РФ, начальник Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района г. Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.02.2019 года с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности, а равно порядка и сроков хранения учётных документов влечёт назначение административного наказания.
Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на десять процентов, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчётности не менее чем на десять процентов.
Прекращая производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, мировой судья исходил из того, что на момент составления бухгалтерской отчетности за 2017 год, Министерство имущества и земельных отношений Республики Крым не являлось правообладателем исключительного права на программу для ЭВМ «Региональная геоинформационная система Республики Крым», соответственно, и обязанность отражения указанного нематериального актива в счете учета 110220 000 «Нематериальные активы» у Министерства отсутствовала, так как одним из обязательных условий для принятия нематериального актива к бухгалтерскому учету является переход исключительного права на этот нематериальный актив. В случае отсутствия перехода исключительного права, объект к бухгалтерскому учету не может быть принят.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, что главным консультантом отдела финансового контроля и надзора исполнительных органов государственной власти Управления финансового контроля и надзора исполнительных органов государственной власти, учреждений при исполнительных органах государственной власти Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 28 сентября 2018 года в отношении должностного лица - начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении, ФИО1, являясь должностным лицом, в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 18 июля 2017г.) допустила нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской финансовой отчетности, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами, что привело к искажению бюджетной отчетности за 2016-2017 год в общей сумме <данные изъяты>, в том числе: по состоянию на 01 января 2017 года в сумме <данные изъяты> рублей и составляет 100% от общей суммы вложений в нематериальные активы, числящихся по строке 090 Баланса; по состоянию на 01 января 2018 года в сумме <данные изъяты> и составляет 100% от общей суммы вложений в нематериальные активы, числящихся по строке 090 Баланса. По состоянию на 27 августа 2018 года нематериальный актив - исключительные права прикладного программного обеспечения Региональной геоинформационной системы Республики Крым оприходован на балансовый счет <данные изъяты> «Нематериальные активы» в размере <данные изъяты> рублей. В бухгалтерском учете произведены исправительные записи: Дт 11022030 «Нематериальные активы» КТ 110632320 «Вложение в нематериальные активы - иное движимое имущество» - <данные изъяты> рублей, что привело к искажению бюджетной отчетности в нескольких отчетных периодах 2016-2017 годов.
В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
В соответствии со ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Из государственного контракта № от 14 августа 2017 года, заключённого между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ЗАО «БИОНТ» следует, что ЗАО «БИОНТ», обязуется создать региональную геоинформационную систему Республики Крым (2-й этап) и передать результаты Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, а последнее обязалось принять и оплатить выполненные работы. Предметом данного Государственного контракта являлись только работы и услуги, в результате которых создается объект интеллектуальной собственности. Переход исключительного права на региональную геоинформационную систему Республики Крым к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым не предусмотрен.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» при решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам следует руководствоваться положениями статьи 1298, а не статьи 1296 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст.1298 ГК РФ исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.
Согласно ч. 1 ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.
Государственная регистрация отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации по договору, государственная регистрация залога этого права, а также государственная регистрация предоставления права использования такого результата или такого средства по договору осуществляется по заявлению сторон договора.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.13.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» договор об отчуждении исключительного права заключается только в письменной форме. При этом несоблюдение письменной формы договора согласно пункту 2 статьи 162, пункту 2 статьи 1234, пункту 2 статьи 1235 Кодекса влечет недействительность такого договора.
В случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 ГК РФ, договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры подлежат государственной регистрации. При этом несоблюдение требования о государственной регистрации согласно пункту 2 статьи 1234, пункту 2 статьи 1235 ГК РФ влечет недействительность договора.
В силу п.56 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие следующим условиям: объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем; отсутствие у объекта материально-вещественной формы; возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; не предполагается последующая перепродажа данного актива; наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива; наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив; наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.) или исключительного права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
Таким образом, для того чтобы считать объект нематериальным активом он должен иметь, в том числе и надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив.
В силу п.2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учета экономического субъекта относятся активы.
Согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом); в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
Пунктом 64 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» установлено, что дата признания в бухгалтерском учете операций по принятию, выбытию объектов нематериальных активов определяется исходя из положений настоящей Инструкции и Инструкций по применению Планов счетов, устанавливающих правила признания обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов) для соответствующих типов государственных (муниципальных) учреждений (казенных, бюджетных, автономных).
При этом датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публично-правового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, позволяет прийти к выводу о том, что одним из обязательных условий для принятия нематериального актива к бухгалтерскому учету является переход исключительного права на этот нематериальный актив. В случае отсутствия перехода исключительного права, объект к бухгалтерскому учету не может быть принят.
В то же время, как установлено в ходе рассмотрения дела, мировым судьей с выводом которого согласился судья районного суда, сделан правомерный вывод о том, что на момент составления бухгалтерской отчетности за 2017 год, Министерство имущества и земельных отношений Республики Крым не являлось правообладателем исключительного права на программу для ЭВМ «Региональная геоинформационная система Республики Крым», соответственно, и обязанность отражения указанного нематериального актива в счете учета № «Нематериальные активы» у Министерства отсутствовала.
При этом акт-приема передачи исключительных прав от 13.12.2017 года к государственному контракту от 14.08.2017 года № не свидетельствует о переходе к Министерству имущества и земельных отношений Республики Крым исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, поскольку, документом, подтверждающим переход исключительного права, является договор об отчуждении исключительного права, заключенный в письменной форме, подлежащий обязательной государственной регистрации.
Однако, данные обстоятельства по делу не установлены.
При данных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обосновано пришли к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения к ответственности должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 из-за нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе, к бухгалтерской финансовой отчетности, и что в действиях должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ.
Жалоба на судебные решения не содержит доводов о наличии существенных (фундаментальных) нарушений, повлиявших на исход рассмотрения дела.
Должностное лицо в жалобе предлагает по-иному оценить обстоятельства дела и по-иному применить и истолковать нормы материального права, исходя из его правовой позиции. Однако различная точка зрения судей и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм материального права, сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений с ухудшением положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу.
Обстоятельств, которые в силу п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь отмену постановления мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района г. Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года и решения судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.02.2019 года, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.16, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 18 Центрального судебного района г. Симферополя (Центральный район городского округа Симферополь) Республики Крым от 14.11.2018 года и решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.02.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника управления финансов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО4 - без удовлетворения.
Заместитель Председателя Суда В.Н. Скляров