ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№4а-757/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 октября 2019 года г. Симферополь
Председатель Верховного Суда Республики Крым Радионов И.И., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 29 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы <данные изъяты>ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 от 26 марта 2019 года №4 глава <данные изъяты>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года жалоба ФИО2 на вышеуказанное постановление должностного лица удовлетворена, постановление отменено, производство по делу прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 29 июля 2019 года решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе заявитель просит отменить решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 29 июля 2019 года, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года оставить без изменений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
28 февраля 2018 года <данные изъяты> в лице <данные изъяты> ФИО2 заключено Соглашение № с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым «О предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО3 на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение движимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации основного мероприятия «Развитие инфраструктуры системы дошкольного, общего и дополнительного образования» подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2025 годы (далее - Соглашение от 28.02.2018 года №).
Предметом Соглашения от 28.02.2018 года № является предоставление из бюджета Республики Крым в 2018 году бюджету муниципального образования городской округ Феодосии Республики Крым субсидии на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение движимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации основного мероприятия «Развитие инфраструктуры системы дошкольного, общего и дополнительного образования» подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2025 годы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем объектов капитального ремонта муниципальной собственности, утвержденным Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 06.12.2017 года № 1425-р «Об утверждении Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым н 2018-2020 годы и признании утратившим силу распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.12.2016 № 1562-р» (с изменениями и дополнениями) и (или) приобретаемых объектов движимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению № 1 к Соглашению от 28.02.2018 года №.
В соответствии с подпунктами «б,в» пункта 3.2 Соглашения от 28.02.2018 года № условиями предоставления субсидии является письменное обязательство Получателя о завершении работ в текущем финансовом году и принятие Получателем обязательств по обеспечению выполнения показателей результативности использования субсидии.
В соответствии с Приложением № 1 к Соглашению № «Перечень объектов капитального ремонта муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов движимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» объектом, на который выделяется Субсидия, является «Капитальный ремонт системы отопления зданий литер «А», «А1», «А2», «АЗ», «А4», «А5», «А6» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в сумме № руб.
В соответствии с Приложением № 6 к Соглашению от 28.02.2018 года № «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» определено 100% выполнение комплекса мероприятий и работ в 2018 году.
В соответствии с Обязательствами муниципального образования городской округ Феодосия, которые являются Приложением № 7 к Соглашению от 28.02.2018 года №, <данные изъяты> обязуется обеспечить 100% выполнения комплекса мероприятий и работ, на которые предоставлена Субсидия, и завершить работы в текущем финансовом году.
С учетом всех внесенных изменений в соответствии с Приложением № 1 к Соглашению от 28.02.2018 года № «Перечень объектов капитального ремонта муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов движимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» объектами, на которые выделяется Субсидия, определены:
-«Капитальный ремонт системы отопления зданий литер «А», «А1», «А2», «АЗ», «А4», «А5», «А6» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в сумме № руб.;
-«Капитальный ремонт крыши учебных корпусов (литер «А», «Б») Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в сумме № руб.;
- «Капитальный ремонт крыши Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в сумме № руб.;
-«Капитальный ремонт крыши Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в сумме № руб.;
-«Капитальный ремонт кровли над помещениями актового зала, спортзала в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «№», расположенного по адресу: 298189, <адрес>, <адрес>» в сумме №,№ руб.
Согласно Отчету о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 года, предоставленного письмом Администрации города Феодосии от 14.02.2019 № 2-11/3234/2 на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от 11.02.2019 № 12-14/259, уровень достижения показателей результативности при плановом показателе 100% составил 84,3 %.
Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым от 26 марта 2019 года №4 глава <данные изъяты> ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере № рублей.
Прекращая производство по делу, судья Феодосийского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств, указывающих на наличие вины в совершении административного правонарушения.
Отменяя решение судьи городского суда, судья Верховного Суда Республики Крым исходил из того, что судьей городского суда не дана оценка Соглашению от 28.02.2018 года №, согласно подпунктам «б,в» пункта 3.2 которого условиями предоставления субсидии является письменное обязательство Получателя о завершении работ в текущем финансовом году и принятие Получателем обязательств по обеспечению выполнения показателей результативности использования субсидии при том, что для установления наличия либо отсутствия в действиях юридического лица, должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, имеется ли в Соглашении о предоставлении субсидии прямое указание о ее предоставлении с условием достижения получателем субсидии показателей результативности ее предоставления и использования.
С указанным выводом судьи Верховного Суда Республики Крым необходимо согласиться в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие состава и события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года №372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее – Общие требования).
В соответствии с Общими требованиями субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.
В силу пункта 7.2 Общих требований одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности использования субсидий и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Условиями предоставления субсидии, за нарушение которых получатель субсидии может быть привлечен к ответственности по статье 15.15.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только те условия, которые прямо предусмотрены в соответствующем соглашении о предоставлении субсидии в качестве условий ее получения соответствующим получателем субсидии.
Согласно пункту 3.2 Соглашения от 28.02.2018 года № одним из условий предоставления субсидии является письменное обязательство Получателя о завершении работ в текущем финансовом году и принятие Получателем обязательств по обеспечению выполнения показателей результативности использования субсидии.
Вместе с тем, оценка указанным обстоятельствам судьей Феодосийского городского суда Республики Крым дана не была, судом неверно определены юридически значимые обстоятельства, не проведено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств по делу, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно пункту 8 Общих правил представление субсидий осуществляется на основании соглашений.
Соглашение от 28.02.2018 года № «О предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО3 на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, приобретение движимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации основного мероприятия «Развитие инфраструктуры системы дошкольного, общего и дополнительного образования» подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2025 годы от лица <данные изъяты> подписано главой ФИО2
Таким образом, глава <данные изъяты> ФИО2, будучи в период, относящийся к обстоятельствам административного правонарушения, должностным лицом <данные изъяты>, может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий предоставления субсидий.
Отмена решения судьи районного суда и возвращение дела на новое рассмотрение в пределах срока давности привлечения к административной ответственности не противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену решения судьи Верховного Суда Республики Крым от 29 июля 2019 года, не установлено.
При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, вынести законный и обоснованный судебный акт.
В связи с отменой решения судьи, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы ФИО2, так как они будут проверены судьей при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Председатель Верховного Суда Республики Крым
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 29 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении главы <данные изъяты>ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председатель суда (подпись) И.И. Радионов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>