НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 22.11.2017 № 44ГА-22

Судья Пристром И.Г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ № 44га – 22

г. Сыктывкар 22 ноября 2017 года

Президиум Верховного Суда Республики Коми в составе:

председательствующего Хамицевича А.К.,

членов Президиума: Семенчиной Л.А., Тепляковой Е.Л., Шевелева А.С.,

при секретаре Саратовой Е.Н.,

по докладу судьи Верховного Суда Республики Коми Кондратюка А.В. рассмотрел, на основании определения судьи Голикова А.А. о передаче дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, дело по кассационной жалобе Иванова В.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 марта 2017 года по делу по административному исковому заявлению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми к Иванова В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Коми Кондратюка А.В., объяснения Иванова В.Н., его представителя Попову И.В., поддержавших кассационную жалобу, представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми Фролову Н.В., Президиум Верховного Суда Республики Коми

УСТАНОВИЛ:

решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.03.2016 (с учетом определения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.12.2016 об исправлении описки) взыскана с Иванова В.Н. в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми недоимка по страховым взносам за 2014-2015 год в размере 75092 рублей 59 копеек, пени в размере 1134 рублей 56 копеек. Взыскана с Иванова В.Н. госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2486 рублей 81 копейки.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02.03.2017 решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31.03.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Иванова В.Н. – без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Коми 29.08.2017, Иванов В.Н. оспаривает вынесенные постановления судов и просит их отменить в связи с их незаконностью и необоснованностью, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что в период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя находился на упрощенной системе налогообложения, что, в свою очередь, предусматривало освобождение его от обязанности уплачивать налог на доходы физических лиц. Положения статей 227, 229 Налогового кодекса РФ к нему применены быть не могли, поскольку после прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 24.07.2015 обязанность по предоставлению налоговой декларации в соответствие со статьей 346.23 Налогового кодекса РФ у него возникла не ранее 30.04.2016. Между тем указанная обязанность была исполнена заблаговременно, налоговая декларация представлена им 02.09.2015. Основания для начисления ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми страховых взносов за 2015 год в повышенном размере отсутствовали.

Дело истребовано судьей Верховного Суда Республики Коми 12 сентября 2017 года и поступило в суд кассационной инстанции 29 сентября 2017 года.

Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 30 октября 2017 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Коми.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Президиум находит, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 марта 2017 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.

Как следует из материалов дела, с <Дата обезличена> по 24 июля 2015 года Иванов В.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, поставлен на учет в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми и зарегистрирован в качестве лица, являющегося страхователем по обязательному пенсионному и обязательному медицинскому страхованию.

В связи с неисполнением Ивановым В.Н. обязанности по своевременной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, пенсионным органом 2 октября 2015 года в адрес административного ответчика направлены требования № 08-1% и № 08-8кр об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 74857,08 руб., пени 1095,14 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 235,51 руб., пени - 39,42 руб.

В установленный срок 23.10.2015, требования ответчиком не исполнены, суммы указанных страховых взносов и пеней не уплачены, в связи с чем, УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением.

Принимая решение об удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела письменных доказательств оплаты административным ответчиком Ивановым В.Н. взыскиваемой суммы и оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки по страховым взносам за 2014-2015 года и пени и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК.

С данными выводами суда первой инстанции по существу согласился суд апелляционной инстанции.

При рассмотрении апелляционной жалобы Иванова В.Н. судебная коллегия указала, что расчет суммы страховых взносов за 2015 год, подлежащих уплате Ивановым В.Н., произведен пенсионным органом обоснованно в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом суд апелляционной инстанции исходил из положений статей 227, 229 Налогового кодекса РФ, согласно которым в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Поскольку в установленные законом сроки после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик страховые взносы не уплатил, сведения о доходах в компетентный орган не представил, в результате чего административный истец не располагал сведениями о доходах от деятельности налогоплательщика за расчетный период, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административному ответчику правомерно были начислены к уплате страховые взносы за 2015 год в повышенном размере.

Президиум не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Из материалов дела следует, что при осуществлении предпринимательской деятельности Ивановым В.Н. применялась упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой (пункт 1 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности (пункт 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ).

Соответственно, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, в общем случае не обязаны представлять декларации по налогу на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ).

Статья 346.19 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ по итогам налогового периода налогоплательщики (индивидуальные предприниматели) представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Поскольку в 2015 году Иванов В.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, и в этом периоде иной режим налогообложения им не применялся, обязанности по исчислению НДФЛ и представлению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности, как того требуют положения статей 227, 229 Налогового кодекса РФ, у Иванова В.Н. не возникло.

Таким образом, суд апелляционной инстанции при установлении обязанности Иванова В.Н. предоставить в компетентный орган сведения о доходах, после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, неправомерно исходил из положений статей 227, 229 Налогового кодекса РФ, в результате чего пришел к необоснованному выводу о правильности расчета страховых взносов в порядке, установленном частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Из материалов дела следует, что налоговая декларация представлена Ивановым В.Н. 02.09.2015, сведения об отсутствии у Иванова В.Н. доходов за 2015 год направлены налоговым органом в ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми 15.06.2016.

Кроме того, как следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции административным истцом ГУ-УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми были представлены сведения об уплате Ивановым В.Н. страховых взносов за 2015 год, согласно которым взносы по ФОМС за 2014 и 2015 год в рамках рассмотренного административного иска Ивановым В.Н. погашены полностью, по страховой части остается непогашенной недоимка по страховым взносам за 2015 год в размере 27876,65 рублей.

Данные обстоятельства и приведенные выше нормы материального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы Иванова В.Н. не учтены.

В силу пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.

Таким образом, обжалуемое судебное постановление второй инстанции приято с существенным нарушением норм процессуального и материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем судебный акт суда апелляционной инстанции не может быть признан законным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит определить размер страховых взносов, подлежащих перечислению за 2015 год с учетом фактической уплаты взносов Ивановым В.Н., установить все необходимые для правильного разрешения спора фактические обстоятельства и принять решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Коми,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 02 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми к Иванова В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в ином составе судей.

Председательствующий А.К. Хамицевич