НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми) от 13.12.2018 № 4А-955/18

4А-955/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 декабря 2018 года г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу Шашкова А.С. на вступившее в законную силу постановление руководителя УФАС по Республике Коми от 30.01.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда от 14.03.2018

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ,

установил:

Постановлением руководителя УФАС по Республике Коми Гуревской Н.В. член комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на территории Республики Коми Шашков А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда приведенное постановление оставлено без изменения.

В жалобе Шашков А.С. просит об отмене постановления и решения указывая на отсутствие состава правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества.

Статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи (осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства), органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонте общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

С учётом используемых в настоящем Положении понятий, частью процедуры закупки (торгов) является предварительный отбор, который представляет собой совокупность действий, в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В силу положений статьи 7 раздела 2 Положения по итогам предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.

Согласно пункту 12 Положения до начала проведения предварительного отбора на основании соответствующего решения создаётся комиссия по проведению предварительного отбора, определяется её состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок её работы.

Комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет рассмотрение заявок на участие в предварительном отборе на соответствие требованиям, установленным пунктом 30 настоящего Положения, ведёт и оформляет необходимые протоколы по всем процедурам, проводимым в ходе осуществления предварительного отбора, рассматривает вопрос о включении (об отказе во включении) участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций и другие действия в соответствии с настоящим Положением (пункт 15 Положения).

Согласно пункту 30 Положения в числе сведений, указанных в извещении о проведении предварительного отбора и предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, документация о проведении предварительного отбора, в том числе, должна содержать требования к форме, содержанию и составу заявки на участие в предварительном отборе, предусмотренные пунктами 37 и 38 настоящего Положения.

На основании предусмотренного пунктом 48 Положения порядка, комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии с пунктом 53 Положения основанием для отказа участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций являются: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; несоответствие заявки на участие в предварительном отборе установленным пунктом 38 настоящего Положения требованиям; установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Установлено, что Приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу от 05.09.2016 № 64-л некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Шашков А.С. принят заместителем генерального директора в администрацию.

Согласно приказу от 22.11.2016 № 72-ОД Шашков А.С. включён в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми.

Как следует из обстоятельств дела, основанием привлечения Шашкова А.С. к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ об административных правонарушениях явилось принятие комиссией по проведению предварительного отбора при Министерстве строительства Республики Коми решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО «Фасады города» в реестр квалифицированных подрядных организаций в отсутствие на то законных оснований (с нарушением требований части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 53 Положения).

Согласно протоколу по проведению предварительного отбора №РТС111А170019 от 28.06.2017 года ООО «Фасады города» отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций со следующим обоснованием «заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктами 23, 38 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615; пунктам 16, 17 документации предварительного отбора (расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам представлен не в полном объёме)».

Как предусмотрено пунктом 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подаёт заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

Из положений пункта 38 Положения (в редакции на дату подачи заявки и предоставления необходимых документов) следует, что в числе предоставляемых сведений заявка на участие в предварительном отборе должна содержать расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, проводящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленный за отчётный период по форме, утверждённой Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приёме или с приложением копии электронной квитанции (расписки) о приёме документов с электронной подписью в случае отправки расчёта в электронном виде, штатное расписание, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов и аттестатов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

Согласно пункту 39 Положения орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных документов, кроме документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.

До 01.01.2017 порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов регулировались Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который в пункте 9 статьи 15 предусматривал обязанность плательщиков страховых взносов ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учёта - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, - расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 10 названного Федерального закона расчётным периодом по страховым взносам признавался календарный год. Отчётными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Во исполнение настоящих требований закона Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.01.2014 № 2 была утверждена форма расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Формат расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам утверждён Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 243п от 02.07.2015.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральный закон № 212-ФЗ, устанавливающий обязанность плательщиков предоставлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, признан утратившим силу.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую вторую налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01.01.2017 года, - даты вступления указанного Федерального закона в законную силу, порядок уплаты, начисления и расчёта размера страховых взносов регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу требований статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом для уплаты страховых взносов признаётся календарный год.

Отчётными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии со статьёй 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации положений главы 34 «Страховые взносы» части второй налогового кодекса Российской Федерации Приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчёта по страховым взносам.

Пунктом 2 Приказа установлено, что настоящий приказ вступает в силу 01.01.2017 и применяется, начиная с предоставления расчёта по страховым взносам за первый расчётный (отчётный) период 2017 года.

Из содержания представленного административного материала следует, что при подаче заявки во исполнение требований Постановления Правительства № 615 и документации предварительного отбора в числе необходимых документов ООО «Фасады города» был предоставлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2016 год по форме, установленной Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации, (Форма РСВ-1 ПФР), также в составе заявки ООО «Фасады города» был представлен расчёт за первый квартал 2017 года по форме, утверждённой приказом Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, в котором отсутствовал раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Отсутствие в нарушение установленных требований надлежаще оформленного расчёта уплаты страховых взносов за 2017 год явилось основанием для принятия комиссией решения об отказе ООО «Фасады города» во включении Общества как участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

При последующем обжаловании указанного решения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми жалоба ООО «Фасады города» решением № 01-108/6596 от 10.07.2017 признана обоснованной. Действия комиссии по проведению предварительного отбора Минстроя Республики Коми в виде принятия решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО «Фасады города» в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора (номер извещения №РТС111А170019) в части несоответствия заявки требованиям пункта 38 Положения (непредставления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в полном объёме), противоречащими требованиям подпункта «б» пункта 53 Положения.

Принимая решение о незаконности действий комиссии, антимонопольный орган со ссылкой изложенные выше обстоятельства, предоставление обязанным лицом расчёта страховых взносов за 2016 год, исходил из того, что в документации о проведении предварительного отбора не указан конкретный отчётный период, за который нужно предоставлять расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам, а указано, что необходимо предоставить расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам именно по форме, утверждённой Пенсионным фондом Российской Федерации, что и было сделано ООО «Фасады города».

Изложенные обстоятельства были приняты и учтены должностным лицом при решении вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности и послужили основанием для вывода о нарушении Шашковым А.С. как ответственным должностным лицом установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска лица к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества.

Однако правовых оснований для такого вывода у должностных лиц антимонопольного органа не имелось.

Как ранее действующим законодательством, так и положениями Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ответственных лиц установлена обязанность осуществлять расчёт подлежащих уплате страховых взносов в расчётный период.

В силу положений ранее и в настоящее время действующего законодательства такая обязанность была и установлена ежеквартально, что предопределяет, что лица, ответственные за их начисление и расчёт, должны предоставлять отчётность по итогам указанных периодов в установленные положениями закона сроки.

В пункте 38 утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 615 Положения, законодатель, не определяя конкретных временных периодов, предусмотрел, что для целей, установленных названным Положением, расчёт страховых взносов предоставляется за последний отчётный период.

Исходя из требований статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009, положений пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, на период срока подачи заявок для участия в предварительном отборе и даты обращения ООО «Фасады города» у Общества возникла обязанность предоставить расчёт страховых взносов за первый квартал 2017 года.

В рассматриваемом случае, предоставление ООО «Фасады города» расчёта страховых взносов за 2016 год не может свидетельствовать об исполнении Обществом предусмотренной законом обязанности.

Не приведение на дату подачи ООО «Фасады города» заявки требований пункта 38 Положения в соответствие с изменённым порядком уплаты страховых взносов и предоставления соответствующей отчётности, не может являться основанием для вывода о правомерности действий ответственного лица и исполнения им требований пункта 38 Положения при предоставлении отчётности (расчёта страховых взносов) за 2016 год.

Действительно, несмотря на передачу полномочий по администрированию уплаты страховых взносов налоговым органам, на дату подачи ООО «Фасады города» заявки изменения в пункт 38 Положения по предоставлению расчётов по уплате страховых взносов еще не были внесены, как в указанном пункте так и в документации на предварительный отбор была установлена обязанность предоставить расчёт по форме Пенсионного фонда Российской Федерации, что ответственным лицом за 2017 год не было сделано, во исполнение действующего на дату подачи заявки порядка расчёт страховых взносов за последний отчётный период (первый квартал 2017 года) по форме Пенсионного фонда Российской Федерации ООО «Фасады города» не был предоставлен.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату подачи ООО «Фасады города» заявки условия для принятия положительного решения по разрешению вопроса о включении ООО «Фасады города» в реестр подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора не были соблюдены.

При указанные обстоятельствах, принятое решение отвечает действующему на момент рассмотрения заявки законодательству, что, в свою очередь, указывает на отсутствие в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения. Порядок допуска ООО «Фасады города» к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах комиссией и Шашковым А.С. как ответственным лицом не был нарушен.

Следует отметить, что, предоставив неполный расчёт по форме налогового органа за последний отчётный период, ООО «Фасады города» располагало сведениями о необходимости его предоставления с учётом действующего порядка и, оформив его надлежащим образом, могло претендовать на участие в предварительном отборе.

Указанные обстоятельства как свидетельствующие об отсутствии нарушений и, тем самым, исключающие виновное поведение привлекаемого лица, свидетельствуют о незаконном привлечении Шашкова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ и отсутствии в его действиях состава вмененного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление руководителя УФАС по Республике Коми от 30.01.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда от 14.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Шашкова А.С. отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя А.В. Юдин

...