НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 21.07.2010 № 44Г-14

                                                                                    Верховный Суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Мировой судья Бальдинкинов Д.Р.

Судья Батырова К.Х. № 44Г-14/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

21 июля 2010 года г. Элиста

Президиум Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Дакинова Е.Э.

членов Президиума Басангова И.В., Мучаева М.Н., Петренко В.Л., Олюшева В.Э., Коченковой Л.Д., Мишкеевой А.Л-Г. и Пюрвеевой А.А.

рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску С.В.Я. к Военному комиссариату Республики Калмыкия о взыскании недополученной пенсии, переданное в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия определением судьи Сангаджиевой Б.Т. от 15 июня 2010 года по надзорной жалобе С.В.Я. и его представителя Б.Л.Д. на апелляционное решение Элистинского городского суда от 24 марта 2010 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т. об обстоятельствах дела, объяснения представителя С.В.Я. – Б.Л.Д., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителей Военного комиссариата РК У.О.М. и П.С.Б., Президиум

у с т а н о в и л:

С.В.Я. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Калмыкия о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации и районного коэффициента.

В обоснование своих требований указал, что решением Лаганского районного суда РК от 31 октября 2006 года на Военный комиссариат РК возложена обязанность произвести перерасчет с последующей выплатой недополученной суммы за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, принимая в расчет увеличение должностного оклада военнослужащих на 25 % с учетом индексации в установленном законом порядке и районного коэффициента. Суд также обязал ответчика произвести перерасчет пенсии с последующей выплатой за период с 1 января 2000 года по 30 ноября 2000 года с учетом размера денежной компенсации взамен стоимости продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки с учетом индексации в установленном законом порядке и районного коэффициента. Однако ответчик исполнил решение суда не в полном объеме. Просил суд взыскать с ответчика недоплату пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в размере 28865,30 руб., за период с 1 января по 30 ноября 2000 года в размере 5479,30 руб., расходы за юридические услуги в размере 700 руб., компенсацию морального вреда в сумме 20000 руб.

В судебном заседании представитель истца – Б.Л.Д. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив суду, что в нарушение закона при перерасчете пенсии ответчик взял за основу размер оклада, существовавший на период 1995 - 1998 г.г. Между тем, по его мнению, ответчик обязан был производить перерасчет пенсии из должностного оклада на момент перерасчета. Кроме этого, ответчик индексировал задолженность по пенсии в порядке закона, который не действует.

Представители ответчика - Военного комиссариата Республики Калмыкия – Ц.Л.В. и У.О.М. в судебном заседании исковые требования С.В.Я. не признали, пояснили, что Военным комиссариатом Республики Калмыкия решение Лаганского районного суда РК от 31 октября 2006 года исполнено в полном объеме. Произведен перерасчет пенсии за период с 01 января 1995 года по 28 февраля 1998 года исходя из увеличения оклада по воинской должности на 25 % с учетом индексации в установленном законом порядке в сумме 10581,58 руб. и районного коэффициента в сумме 2116,32 руб. Произведен перерасчет пенсии за период с 1 января по 30 ноября 2000 года включительно с учетом размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки с учетом индексации в установленном законом порядке в сумме 5473,17 руб. и районного коэффициента в сумме 914,65 руб. Выплаты осуществлены через Калмыцкое отделение Сбербанка России отдельными поручениями. Индексация недополученных сумм пенсии произведена в соответствии со сложившейся в Российской Федерации судебной практикой по данного рода искам при производстве самих расчетов, исходя из индекса потребительских цен на товары и услуги по Республике Калмыкия, предоставленного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия.

Решением мирового судьи Элистинского судебного участка № 1 РК от 15 января 2010 года исковые требования С.В.Я. удовлетворены частично. С Военного комиссариата Республики Калмыкия в пользу Слётина В.Я. взыскана недоплаченная сумма пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в размере 28865,36 руб., за период с 1 января по 30 ноября 2000 года в размере 5479,20 руб., всего 34344,56 руб. В остальной части исковых требований С.В.Я. отказано. Этим же решением с ответчика взыскана государственная пошлина в бюджет г. Элисты в размере 1130,34 руб.

Апелляционным решением Элистинского городского суда от 24 марта 2010 года решение мирового судьи Элистинского судебного участка № 1 от 15 января 2010 года отменено. В удовлетворении исковых требований С.В.Я. к Военному комиссариату РК о взыскании недополученной пенсии с учетом индексации и районного коэффициента в сумме 28865,36 руб. и в сумме 5479,20 руб. отказано. Решение мирового судьи в части взыскания государственной пошлины в бюджет г. Элисты в размере 1130,34 руб. отменено. В остальной части решение мирового судьи оставлено без изменения.

В надзорной жалобе истец просит отменить апелляционное решение, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что производить индексацию пенсии согласно Закону РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (как это сделал ответчик) незаконно, поскольку с 1 января 2005 года данный закон утратил силу. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемой военнослужащим. Кроме того, пенсии уволенным со службы военнослужащим, исчисляются из суммы их денежного довольствия с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день перерасчета пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.

Удовлетворяя исковые требования частично, мировой судья исходил из того, что пенсии военнослужащих индексируются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Однако, в нарушение указанных норм ответчик, исполняя решение Лаганского районного суда от 31 октября 2006 года применил иной порядок индексации в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1, который в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ утратил силу с 01 января 2005 года. Кроме того, ответчик произвел свои расчеты на день принятия решения суда без учета индексации. Учитывая изложенное, обязанность Военного комиссариата РК произвести перерасчет пенсии с последующей выплатой недополученной суммы не подлежит оспариванию.

Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая С.В.Я. в иске, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Указом Президента РФ от 18 октября 2007 года № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» предусмотрена единовременная доплата к пенсии гражданам, являющимся пенсионерами Министерства обороны РФ. Между тем, пунктом 3 данного Указа установлено, что лица, проходившие военную службу, и получившие на основании судебных решений доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 % оклада по воинской должности за названные в нем периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной этим документом, не имеют. Учитывая изложенное, требования истца о взыскании недоплаченной на 25 % пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, с 1 января по 30 ноября 2000 года, удовлетворению не подлежат.

С такими выводами суда второй инстанции согласиться нельзя, поскольку они свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права и не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Как следует из материалов дела, истец оспаривал правильность перерасчета пенсии, произведенного ответчиком на основании вступившего в законную силу судебного решения о выплате ему с индексацией недополученных сумм пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года в связи с увеличением должностного оклада военнослужащих на 25 % и за период с 1 января по 30 ноября 2000 года с учетом денежной компенсации в размере 20 руб. в сутки взамен стоимости продовольственного пайка.

Требований о взыскании недоплаченной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» пенсии, как видно из содержания искового заявления и протоколов судебных заседаний, С.В.Я. не заявлялось.

Следовательно, разрешая вопрос о взыскании в пользу истца недополученной пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров», суд апелляционной инстанции в нарушение ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ незаконно вышел за пределы заявленных требований.

Кроме того, положения Указа Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку они возникли до его принятия – в октябре 2006 года.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что перерасчет пенсии, произведенный ответчиком из суммы денежного довольствия по состоянию на 1995-1998 годы, увеличенного на индекс потребительских цен за соответствующий период, полностью соответствует интересам истца и требованиям гражданского законодательства противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам материального закона.

Основания пересмотра пенсий лицам, проходившим, в том числе военную службу, установлены статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

В силу статьи 43 указанного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в последующих редакциях, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включается уволенным с военной службы военнослужащим, в частности, оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Согласно п. 8 этого постановления пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

Согласно абзацу 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Во исполнение указанного Постановления Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 10 января 1995 года N 20 о выплате с 1 января 1995 года военнослужащим окладов с увеличением на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с приведенными нормами, регулирующими спорные правоотношения, увеличение любой составляющей денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка, является основанием для одновременного пересмотра размера пенсии военным пенсионерам, исходя из размера денежного довольствия по состоянию на день перерасчета пенсии.

При таких данных нарушения закона, допущенные судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела, являются основанием для отмены апелляционного решения Элистинского городского суда РК от 24 марта 2010 года, поскольку признаются существенными и повлиявшими на исход дела и без их устранения восстановление и защита нарушенных пенсионных прав истца невозможны.

Принимая во внимание, что суд первой инстанции установил фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, исследовал все доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил материальный закон, подлежащий применению при разрешении данного спора, решение мирового судьи Элистинского судебного участка № 1 РК от 15 января 2010 года подлежит оставлению в силе.

Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного суда Республики Калмыкия

п о с т а н о в и л :

Апелляционное решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 марта 2010 года по иску С.В.Я. к Военному комиссариату Республики Калмыкия о взыскании недополученной пенсии отменить, решение мирового судьи Элистинского судебного участка № 1 Республики Калмыкия от 15 января 2010 года по иску С.В.Я. к Военному комиссариату Республики Калмыкия о взыскании недополученной пенсии оставить в силе.

Надзорную жалобу С.В.Я. – удовлетворить.

Председательствующий Е.Э. Дакинов