НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия) от 18.01.2018 № 4А-144/17

Мировой судья Алексеев Э.М.

Судья Карсаев А.М. Дело № 4а-3/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 января 2018 года г. Элиста

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» (далее - ЗАО НК «Калмпетрол», Общество) Каминова С.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» Каминова С.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» Каминов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, конкурсный управляющий Каминов С.Б. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него судебных актов по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными. Указывает, что срок давности привлечения его к административной ответственности к моменту рассмотрения дела судьей истек. Вывод мирового судьи о том, что конкурсный управляющий Общества имел возможность для принятия всех зависящих от него мер исполнить предписание, не основан на фактах. Вывод судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия о том, что срок давности привлечения его к административной ответственности составляет 1 год и исчисляется с 9 августа 2017 года, не основан на законе.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из представленных документов усматривается, что 17 октября 2016 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО1 конкурсному управляющему ЗАО НК «Калмпетрол» Каминову С.Б. выдано предписание N П-11.1/09-2016 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в срок до 1 марта 2017 года. В названном предписании указано обеспечить соблюдение пользования недрами Улан-Хольского нефтегазоконденсатного месторождения по лицензии <Данные изъяты> в части погашения задолженности по НДПИ, приведения уровней добычи нефти с допустимыми отклонениями от проектной и проведения мониторинга геологической среды (л.д. 2).

В период с 14 по 28 августа 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия в отношении ЗАО НК «Калмпетрол» проведена внеплановая, документарная проверка исполнения ранее выданного предписания от 17 октября 2016 года N П-11.1/09-2016 о соблюдении обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

По результатам проверки 28 августа 2017 года Управлением Росприроднадзора по Республике Калмыкия составлены акт проверки (л.д.18-20) и протокол об административном правонарушении (л.д.47-49), согласно которым предписание административного органа от 17 октября 2016 года N П-11.1/09-2016 конкурсным управляющим Общества Каминовым С.Б. не исполнено, срок исполнения до 8 августа 2017 года: при проведении внеплановой, документарной проверки по исполнению ранее выданного предписания ЗАО НК «Калмпетрол» документы, подтверждающие проведение мониторинга геологической среды, не представлены. Предписание от 17.10.2016 № П-11.1/09-2016 по состоянию на 8 августа 2017 года, а также на момент составления протокола об административном правонарушении не выполнено.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения мировым судьей судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия постановления от 31 октября 2017 года о признании конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» Каминова С.Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 47-49); предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 2); распоряжением (приказом) о проведении внеплановой, документарной проверки (л.д. 12-13); уведомлением о проведении внеплановой, документарной проверки от 04.08.2017 (л.д. 14-15); актом проверки № В-25/08-2017 (л.д. 18-20), которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, правомерность предписания органа государственного контроля (надзора) в части проведения мониторинга геологической среды установлена в судебном порядке.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание административного органа об устранении нарушений законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из санкции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежат граждане, должностные лица и юридические лица. Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Поскольку конкурсным управляющим общества Каминовым С.Б. должным образом не исполнены служебные обязанности и не приняты надлежащие меры к исполнению законного предписания, его бездействие правильно квалифицировано в соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводом судов о наличии в действиях конкурсного управляющего общества Каминова С.Б. состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Приведенные в жалобе доводы о том, что срок давности привлечения конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» Каминова С.Б. к административной ответственности истек, и судьей Лаганского районного суда Республики Калмыкия незаконно срок давности привлечения его к административной ответственности исчислен с 9 августа 2017 года, который составляет 1 год, подлежат отклонению.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня его совершения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 17 октября 2016 года № П-11.1/09-2016 установлен до 1 марта 2017 года.

ЗАО НК «Калмпетрол» обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным выданного предписания, заявив ходатайство о приостановлении его действия.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2016 года действие предписания было приостановлено до рассмотрения заявления по существу.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14 марта 2017 года заявленные требования закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» удовлетворены частично. Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия №П-11.1/09-2016 от 17.10.2016 признано недействительным в части погашения задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых и приведения уровней добычи нефти с допустимыми отклонениями от проектной. В удовлетворении заявленных требований о признании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Калмыкия №П-11.1/09-2016 от 17.10.2016 недействительным в части проведения мониторинга геологической среды отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2017 года решение суда оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах, предписание должно было быть исполнено не позднее дня, следующего за днем истечения оставшегося срока исполнения предписания после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 14 марта 2017 года (6 июня 2017 года), то есть не позднее 8 августа 2017 года

Следовательно, по настоящему делу годичный срок давности привлечения должностного лица общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 9 августа 2017 года и на дату составления протокола об административном правонарушении № В-25.2/08-2017, вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении не истек.

Доводы жалобы об отсутствии вины конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» Каминова С.Б. во вмененном правонарушении со ссылкой на банкротство Общества, действие специальных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», очередность расходования средств являлись предметом рассмотрения судов, должным образом оценены и обоснованно отклонены. Суды не установили объективных препятствий для соблюдения конкурсным управляющим Общества обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а равно принятие должностным лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии его вины в совершении правонарушения применительно к статье 2.4 КоАП РФ.

Как верно отметили суды, данные обстоятельства не освобождают конкурсного управляющего Общества от обязанности обеспечить проведение мониторинга геологической среды, соответственно, от выполнения законного предписания административного органа.

Доводы жалобы направлены на несогласие с выводами судебных инстанций, сделанными на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств данного дела. Аналогичные доводы являлись предметом проверки, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Каминова С.Б. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено должностному лицу Каминову С.Б. в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 года и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года, вынесенные в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» Каминова С.Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» Каминова С.Б. - без удовлетворения.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев