ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Уфа 19 ноября 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Латыпова З.У., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 23 октября 2018 года) жалобу Рамеевой С.М. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеевой С.М.,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 20-16/1 от 06 февраля 2018 года должностное лицо – главный бухгалтер Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеева С.М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года, вышеуказанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного Рамеевой С.М. административного штрафа снижен до 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года, Рамеева С.М. обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить ввиду незаконности и необоснованности.
Согласно ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.
В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта в силу ст. 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.
Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по адрес№... от дата с 07 ноября по дата в Уфимском линейном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте была проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства в финансово-хозяйственной деятельности за период с дата по дата.
Проверкой выявлены нарушения требований ст. 162, п. 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. п. 4, 23, 44, 47, 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н, п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 06 декабря 2010 года № 162н, п. п. 16, 96, 166 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н.
Так, установлено, что в 2016 году при формировании первоначальной стоимости основного средства (шлагбаума) в учете Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте не учтена стоимость работ по монтажу шлагбаума на сумму 17 000 рублей, а также стоимость материалов, необходимых для приведения объекта в состояние, пригодное к использованию, на сумму 3 000 рублей, что повлекло за собой предоставление недостоверной отчетности по состоянию на 01 января 2017 года.
Также в учете Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в результате завышения срока полезного использования 10-ти объектов нефинансовых активов не доначислена амортизация в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации на сумму 53 208 рублей; в учете управления в 2016 году немаркированные конверты на счете 010536340 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» не отражались на сумму 14 536, 41 рубля.
Лицом, допустившим нарушение бюджетного законодательства, является главный бухгалтер Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеева С.М., в должностные обязанности которой входит осуществление организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности управления и контроль над экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, составление и предоставление бухгалтерской отчетности в установленные сроки.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами производства об административном правонарушении Управления Федерального казначейства по адрес№..., в том числе:
протоколом об административном правонарушении от дата, при составлении которого Рамеевой С.М. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается ее подписью (л.д. 100 - 107, листы 8 – 25 административного производства УФК по РБ);
письменными объяснениями Рамеевой С.М. (л.д. 108 - 110, листы 94, 96, 97, 98, 99 административного производства УФК по РБ);
актом выездной проверки от дата (л.д. 111 - 125, листы 29 – 42 административного производства УФК по РБ);
государственным контрактом №... от дата на поставку шлагбаума, комплектующего оборудования и выполнение работ по его установке (л.д. 126 - 128, листы 43 – 48 административного производства УФК по РБ);
данными бухгалтерской отчетности (листы 53 – 93, 100 – 152 административного производства УФК по РБ);
должностной инструкцией (л.д. 129 - 130, листы 118 – 121 административного производства УФК по РБ);
приказом начальника УТ МВД России по ПФО №... от дата об установлении срока для предоставления Уфимским линейным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте годовой бюджетной отчетности за 2016 год – дата (л.д. 131, листы 161 – 162 административного производства УФК по РБ).
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Представленные доказательства проверены должностным лицом и судьями Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, должностное лицо, судьи первой и второй инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия главного бухгалтера Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеевой С.М. составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка действий должностного лица даны верные.
Ссылка заявителя на незначительность выявленных нарушений, их устранение в ходе проверки, отсутствие материального ущерба учреждению и государству не состоятельна. Выявленные нарушения требований бюджетного законодательства имели место на момент предоставления бюджетной отчетности, образуя событие административного правонарушения. Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Довод жалобы Рамеевой С.М. о невозможности привлечения ее как сотрудника Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, имеющей специальное звание - майор внутренней службы - к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ и применении положений ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ основан на неверном толкованием норм действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
Однако в силу ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ, к которым относится вмененное заявителю административное правонарушение, лица, указанные в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, несут административную ответственность на общих основаниях.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных, проверенных и надлежаще исследованных обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой по материалам дела не имеется. Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности главного бухгалтера Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеевой С.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, являются мотивированными, обоснованными и правомерными.
Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Дело об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан, жалобы судьями Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан и Верховного Суда Республики Башкортостан рассмотрены с участием Рамеевой С.М.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных решений, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л А:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан № 20-16/1 от 06 февраля 2018 года, решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера Уфимского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Рамеевой С.М. оставить без изменения, жалобу Рамеевой С.М. – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан З. У. Латыпова
Справка:
федеральный судья Харламов Д.А.
судья Верховного Суда РБ Шарафутдинова С.И.
№ 44а-2312/18