НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 27.11.2017 № 4А-183/17


№4А-183/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 ноября 2017 года г. Нальчик

Председатель Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Маиров Ю.Х., изучив по материалам истребованного дела жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский эндокринологический центр» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР) на постановление ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КБР №17/17 от 05 мая 2017 года решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июня 2017 года, решение судьи Верховного Суда КБР от 07 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР,

установил:

Постановлением ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КБР №17/17 от 05 мая 2017 года ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июня 2017 года постановление №17/17 от 05 мая 2017 года оставлено без изменения, а жалоба ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР - без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда КБР от 07 сентября 2017 года постановление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КБР №17/17 от 05 мая 2017 года и решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлены без изменения, а жалоба ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР – без удовлетворения.

18 октября 2017 года ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР обратился с жалобой в Верховный Суд КБР, в которой просит отменить постановление ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КБР №17/17 от 05 мая 2017 года, решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда КБР от 07 сентября 2017 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы сводятся к тому, что процесс выдачи лекарственных препаратов по рецептам больным на безвозмездной основе не является одним из способов осуществления розничной торговли, в связи с чем, ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» не мог быть привлечен по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил.

Более того, судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что согласно письму ГАУ «Аптечный склад» МЗ КБР №8/246 от 03 июля 2017 года, а также сведениям из компьютерной программы, используемой для учета отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан, последний отпуск по рецепту препарата, запрошенного потерпевшей, был зафиксирован в 10 часов 13 минут 17 марта 2017 года, тогда как рецепт на этот препарат ФИО4 был выписан в 10 часов 33 минуты 17 марта 2017 года. Из чего следует, что отсутствие требуемого препарата на момент обращения ФИО5 подтверждает отсутствие нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов со стороны ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР.

Дело, истребованное по запросу председателя Верховного Суда КБР Маирова Ю.Х. 23 октября 2017 года, поступило в Верховный Суд КБР 27 октября 2017 года.

Изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности послужили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении №25 от 26 апреля 2017 года о том, что при проведении внеплановой документарной проверки по жалобе гражданки ФИО6 было установлено, что при обращении гражданки ФИО7 в аптечный пункт ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР за бесплатным получением льготного лекарственного препарата «Десмопрессин» по рецепту врача, последней было отказано его отпуске со ссылкой на его отсутствие, тогда как по информации Минздрава КБР данный лекарственный препарат имелся в наличии и после первичного обращения ФИО8 был отпущен другим позже обратившимся гражданам.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Организация льготного лекарственного обеспечения определяется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в котором за некоторыми категориями граждан, названными в ст. 6.1, закреплено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора (ст. 6.2) включено обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов

В соответствии с частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом комментируемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обращения лекарственных средств.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Порядок розничной торговли лекарственными препаратами закреплен в статье 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

В соответствии с частью 2 статьи 55 названного Федерального закона он включает в себя, в том числе, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нарушение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, допущенное медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР, является медицинской организацией, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность КБ №004649 и КБ №004650, выданную 08.02.2016г., в том числе, по хранению и отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения в аптечных пунктах, расположенных в г.Нальчике по ул.Ленина 18 пом.6077 «з» и ул Пирогова 4 к.1 каб. 37 (л.д. 14-16).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785 был утвержден Порядок отпуска лекарственных средств, который определял требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Порядок N 785)

Данный Порядок действовал на момент спорных взаимоотношений т утратил силу с 21.09.2017г., в связи с изданием Приказа Минздрава России от 11.07.2017 N 403н, содержащим аналогичное правовое регулирование.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 N 553н утверждены виды аптечных организаций, к которым отнесены аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины.

В соответствии с п. 1.4 Порядка №785, выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами.

Отказ в отпуске имеющегося в наличии лекарства гражданину, предъявившему надлежащим образом оформленный рецепт врача, является недопустимым, поскольку возможность такого отказа названным Порядком не предусмотрена.

Согласно абз. 5 пункта 2.2 Порядка №785, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. N 110, аптечными учреждениями (организациями) отпускаются в том числе, лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 г. N 8322), а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л));

Таким образом, Порядок отпуска лекарственных средств №785, действовавший на момент обращения Маслиной О.И., регулировал, помимо возмездного отпуска лекарственных средств, также и процедуру бесплатного отпускалекарственных средств по рецептам врача (фельдшера) льготным категориям граждан, к каковым относится гражданка ФИО9

Такое правовое регулирование обусловлено тем, что гражданин, имеющий право на бесплатное лекарственное обеспечение, в отношениях с организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность, выступает не покупателем, а получателем услуги, стоимость которой и само лекарственное средствоуже оплачены за счет средств бюджета Российской Федерации.

В случаях с льготным обеспечением, аптечная организация (аптечный пункт) выступает организацией, которой поручено бесплатно отпустить (передать) с соблюдением установленного Порядка лекарственные средства льготным категориям граждан.

С учетом изложенного, подлежат отклонению доводы жалобы о неправильной квалификации действий ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР.

Факт совершения ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ТУ Росздравнадзора по КБР, выявивший правонарушение, является надлежащим органом, осуществляющим функцию контроля за соблюдением аптечными организациями порядка отпуска лекарственных средств (п. 5.8 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323; пп. 24 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699; ч. 3, п. 1 ч. 4 ст. 9 Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ).

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, субъект правонарушения, виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы, о том, что Маслина О.И. не обращалась за получением бесплатного лекарственного препарата в аптечный пункт ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР в промежутке времени с 9.00 до 9.45, а также, что рецепт ей быт выписан только в 10 ч. 33 мин. 17 марта 2017 года, являлись предметом тщательной проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и были обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не ставят под сомнение наличие в действиях ГБУЗ «РЭЦ» МЗ КБР объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обязательным признаком объективной стороны состава указанного административного правонарушения является нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственных средств и порядка розничной торговли лекарственных препаратов.

Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

ГБУЗ «Республиканский эндокринологический центр» Минздрава КБР правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 14.4.2 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Постановление ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по КБР №17/17 от 05 мая 2017 года, решение судьи Нальчикского городского суда КБР от 23 июня 2017 года, решение судьи Верховного Суда КБР от 07 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Республиканский эндокринологический центр» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, оставить без изменения, а жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Республиканский эндокринологический центр» Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики Ю.Х. Маиров