НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика) от 24.10.2019 № 4А-197/19

№ 4А-197/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 октября 2019 года г. Нальчик

И.о. председателя Верховного Суда КБР Ташуев М.З., рассмотрев жалобу Государственного учреждения – Региональное отделение фонд социального страхования Российской Федерации по КБР на решение судьи Чегемского районного суда КБР от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ч. 4 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении главного врача ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» Коковой Е.А.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Чегемского судебного района КБР от 30.07.2019 г. главный врач ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» Кокова Е.А. привлечена к административной ответственности по части 4 ст. 15.33 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.

Из постановления следует, что главный врач ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» Кокова Е.А. признана виновной в том, что несвоевременно, с нарушением установленного законом пятидневного срока, а именно 12.09.2018 г., представила в ГУ-РО ФСС РФ по КБР по электронным каналам связи реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по застрахованному лицу М.В.А., которая подала заявление 02.09.2018г.

Решением судьи Чегемского районного суда КБР от 13 сентября 2019 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Чегемского судебного района КБР от 30.07.2019 г., отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью правонарушения, Коковой Е.А. объявлено устное замечание.

В жалобе, поданной в Верховный Суд КБР, ГУ-ФСС РФ по КБР просит отменить решение судьи районного суда и оставить без изменения постановление мирового судьи.

В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель выражает несогласие с выводами суда второй инстанции о малозначительности совершенного Кокковой Е.А. административного правонарушения.

Автор жалобы считает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции в должной мере не учтено, что страхователем ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» многократно были нарушены сроки предоставления электронных реестров в установленном порядке, что послужило основанием для привлечения Коковой Е.А. к административной ответственности за нарушение прав застрахованных лиц и действующего законодательства. Должностное лицо Кокова Е.А. ненадлежащим образом исполнила свои обязанности по своевременному направлению в территориальный орган ФСС оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Поскольку законодательством предусмотрены конкретные сроки предоставления данных сведений, нарушение этих сроков свидетельствует непредставлении сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.33 КоАП РФ. Отделение Фонда считает, что ввиду многократности нарушений они не могут признаваться малозначительными, виновное лицо не может быть освобождено от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Пунктом 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011г. № 294, определено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 данного Положения, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой названным Фондом

Из материалов дела следует, что главный врач ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» Кокова Е.А. несвоевременно, а именно 12.09.2018 г., с нарушением установленного вышеприведенной нормой 5-дневного срока, по электронным каналам связи представила в ГУ-РО ФСС РФ по КБР реестр сведений, необходимый для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности по застрахованному лицу М.В.А., которая подала заявление 02.09.2018г.

Фактические обстоятельства дела лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются, и подтверждаются собранными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в абзаце 3 пункта 21 его постановления от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу (абзац 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5).

Рассматривая дело по жалобе Коковой Е.А. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Чегемского судебного района КБР от 30.07.2019 г., судья Чегемского районного суда КБР пришел к выводу о том, что допущенное Коковой Е.А. правонарушение по своему характеру и степени общественной опасности не повлекло негативных последствий и не причинило существенного ущерба общественным отношениям, поэтому может быть признано малозначительным, в связи с чем, постановление мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу и объявлением устного замечания должностному лицу.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 15.33 КоАП РФ составляет 1 год.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела следует, что М.В.А. подала заявление о выплате пособия по временной нетрудоспособности 02.09.2018г., сведения об этом подлежали представлению Коковой Е.А. в ГУ-ФСС по КБР до 07.09.2018 года, однако в указанный срок эта обязанность не была выполнена. Следовательно, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Коковой Е.А. к административной ответственности по части 4 статьи 15.33 КоАП РФ истек 8 сентября 2019года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Отмена решения Чегемского районного суда КБР от 13 сентября 2019 года, о чем просит в рассматриваемой жалобе ГУ-ФСС РФ по КБР, повлечет ухудшение положения Коковой Е.А, в отношении которого прекращено производство по делу за малозначительностью совершенного ею правонарушения, что не допустимо.

Учитывая вышеизложенное, жалоба Государственного учреждения – Региональное отделение фонд социального страхования Российской Федерации по КБР на решение судьи Чегемского районного суда КБР от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ч. 4 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении Коковой Е.А., подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

П О С Т А Н О В И Л :

решение судьи Чегемского районного суда КБР от 13 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью ч. 4 ст.15.33 КоАП РФ, в отношении главного врача ГБУЗ «ЦРБ им. Хацукова А.А.» Коковой Е.А., оставить без изменения, жалобу Государственного учреждения – Региональное отделение фонд социального страхования Российской Федерации по КБР - без удовлетворения.

И.о. председателя

Верховного Суда КБР М.З. Ташуев