КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2021-014683-46
дело № 5-7275/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 августа 2021 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.,
при секретаре судебного заседания Ильиной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении частного профессионального образовательного учреждения «Казанская академия предпринимательства и права», ..., адрес местонахождения: ...,
УСТАНОВИЛ:
ведущим советником отдела лицензионного контроля образовательных организаций департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в отношении частного профессионального учреждения «Казанская академия предпринимательства и права» (далее – ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для составления указанного протокола явилось то обстоятельство, что в ходе проведения плановой выездной проверки указанной организации, проведенной ..., установлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно образовательный ценз отдельных педагогических работников не соответствует установленным требованиям; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются организацией для осуществления образовательной деятельности на уровень образования - дополнительное профессиональное образование; в организации отсутствуют условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адресу места осуществления образовательной деятельности; отсутствует материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
В судебном заседании представитель ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права» - ректор Х Р.М. вину во вменяемом административном правонарушении не признал, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием события правонарушения. Пояснил, что преподаватель С С.Ю. имеет стаж работы главным бухгалтером 30 лет, в связи с чем она полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ... Экономика и бухгалтерский учет. Предметы, указанные в приказе ..., за период проверки организации С С.Ю. не читались.
Кроме того Х Р.М. указал, что реализация дополнительного образования ведется в форме практической подготовки в связи с чем санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются организацией для осуществления образовательной деятельности не требуется.
Представитель ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права» также просил принять во внимание, что в целях создания условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учреждением были заключены договоры о сетевой форме реализации образовательной программы. При этом, за весь период осуществления деятельности ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права» студенты с ограниченными возможностями в нём не обучались.
Х Р.М. дополнительно указывает, что проверка была проведена должностным лицом с нарушением установленного порядка, акт проверки представителю учреждения на месте проведения проверки в день её окончания не вручался.
Представитель заинтересованного лица Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан В Л.З. в судебном заседании просила привлечь ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права» к административной ответственности.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона№ 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490.
Пунктом 9 Положения установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу пункта 7 Положения лицензионными требованиями к лицензиату являются:
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «б»);
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «г»);
- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Указанное требование не применяется:
при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации лицензиатом;
при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки;
к загранучреждениям Министерства иностранных дел Российской Федерации;
к российским образовательным организациям, расположенным за пределами территории Российской Федерации, и образовательным организациям, созданным в соответствии с международными договорами Российской Федерации и расположенным за пределами территории Российской Федерации;
в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (подпункт «д»);
- наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «е»).
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки ЧПОУ «Казанская академия предпринимательства и права» установлены грубые нарушения лицензионных требований:
1. в нарушение подпункта «г» пункта 7 Положения, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательный ценз отдельных педагогических работников не соответствует установленным требованиям а именно:
- отсутствует высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) у преподавателя С С.Ю. В соответствии с распределением учебной нагрузки в 2019-2020 учебном году С С.Ю. преподавала предметы - астрономия, информатика, математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, информатика и ИКТ, стандартизация, метрология и подтверждение соответствия, техническое оснащение торговых организаций и охрана труда, экономика организаций;в 2020-2021 учебном году преподает предметы - астрономия, информатика, математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, информатика и ИКТ, стандартизация, метрология и подтверждение соответствия, техническое оснащение торговых организаций и охрана труда, бухгалтерский учет, порядок ведения кассовых операций и условия работы с денежной наличностью, организация наличного и безналичного расчета, основы анализа бухгалтерской отчетности, технология составления бухгалтерской отчетности, организация расчетов в бюджетном и внебюджетномфонде, бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации, практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации, практические основы формирования активов организации. При этом С С.Ю. имеет диплом о высшем образовании Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина от ... по специальности «прикладная математика» с присвоением квалификации «математик»);
2. в нарушение подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании у Организации отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются Организацией для осуществления образовательной деятельности на уровень образования - дополнительное профессиональное образование. В ходе проверки представлено санитарно-эпидемиологическое заключение от ... № ... для осуществления образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования;
3. в нарушение подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании, части 10 статьи 79 Федерального закона от ......-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ......, в организации не созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адресу места осуществления образовательной деятельности, указанному в Лицензии, а именно:
- не представлены документы, подтверждающие организацию инструктирования руководителем организации или обучение специалистов работающих с инвалидами по вопросам связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Порядка);
- не обеспечена возможность беспрепятственного входа в организацию и выхода из неё (подпункт «а» пункта 3 Порядка);
- не обеспечена возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски (подпункт «б» пункта 3 Порядка);
- не обеспечена возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта (подпункт «в» пункта 3 Порядка);
- не обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (подпункт «г» пункт 3 Порядка);
- не обеспечено содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (подпункт «д» пункта 3 Порядка);
- отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «е» пункт 3 Порядка);
- не обеспечен допуск на объект собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации от ......н (подпункт «ж» пункт 3 Порядка);
- отсутствует при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне (подпункт «а» пункта 4 Порядка);
- не обеспечено оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правшах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (подпункт «б» пункта 4 Порядка);
- не обеспечено наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры (подпункт «г» пункта 4 Порядка);
- отсутствует адаптация официального сайта организаиии для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) (подпункт «д» пункта 4 Порядка);
- не обеспечено оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими липами (подпункт «з» пункта 4 Порядка);
- отсутствует паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (пункты 7, 8, 9, 10 Порядка);
4. в нарушение подпункта «б» пункта 7 Положения о лицензировании в организации не обеспечено наличие в полном объеме материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам:
- отсутствует материально-техническое оснащение кабинета стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия, кабинета безопасности жизнедеятельности, лаборатории товароведения.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что вина ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права» в совершении указанного административного правонарушении подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от ..., приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица №... от ..., актом проверки от ... №..., копией лицензии на осуществление образовательной деятельности от ...... с приложением, приказом о приеме работника на работу от ......, трудовым договором от ..., приказами ...-У от ... и ..., штатным расписанием ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права», дипломом о высшем образовании ФИО1, санитарно-эпидемиологическим заключением от ... № ... и иными материалами дела.
Доводы ректора ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права» - Х Р.М. не являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, так как они опровергаются материалами дела.
Ссылка Х Р.М. на то, что преподаватель С. имеет стаж работы главным бухгалтером 30 лет, в связи с чем она полностью соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ... Экономика и бухгалтерский учет (пункт 4.4.1 Стандарта), в данном случае, не может быть принята во внимание, поскольку как следует из приказов ... от ... и ... С. преподаёт предметы (астрономия, информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, информатика и ИКТ, стандартизация, метрология и подтверждение соответствия, техническое оснащение торговых организаций и охрана труда, экономика организаций и др.) не входящие в специальность 3... Экономика и бухгалтерский учет. При этом тот факт, что С С.Ю. . фактически в ... годах не преподавала значения не имеет, поскольку указанные предметы включены ректором образовательного учреждения в объём учебной нагрузки названными приказами.
Довод о том, что в целях создания условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья учреждением были заключены договоры о сетевой форме реализации образовательной программы, не исключает в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку не согласуется с требованиями Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от .......
Таким образом, оснований для освобождения ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права» от административной ответственности не имеется.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном административном правонарушении, не установлено.
Оснований для освобождения ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права» от административной ответственности, в том числе по малозначительности совершенного правонарушения, не установлено.
Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административныхправонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Штрафные санкции должны отвечать требования справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а так же характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, имущественного положения виновного, суд приходит к выводу о целесообразности назначения ЧПОУ«Казанская академия предпринимательства и права»административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно такая мера государственного принуждения сможет обеспечить достижение воспитательной предупредительной цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 6.3, статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать частное профессиональное образовательное учреждение «Казанская академия предпринимательства и права», ..., адрес местонахождения: ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
Административный штраф оплатить в течение 60 дней с момента вступления в законную силу постановления.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/сч. ....
Документ, подтверждающий уплату штрафа, предъявить в административный отдел Вахитовского районного суда ....
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Вахитовского
районного суда ... /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна.
Судья С.Р. Каримов
Постановление30.09.2021