НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тюменского областного суда (Тюменская область) от 26.01.2017 № 44-Г-3

Судья первой инстанции: Тупицына С.В. Дело № 44-г-3

Судья второй инстанции: Турсукова Т.С.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


ПРЕЗИДИУМА ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

город Тюмень «26» января 2017 года

Президиум Тюменского областного суда в составе:

Председательствующего - Сушинских А.М.

Членов президиума Антипина А.Г., Антропова В.Р., Ведерникова В.М.,

Волковой Н.Д., Григорьевой Ф.М., Елфимова И.В.

рассмотрел кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области, поданную в лице начальника Управления ЛНВ, действующей на основании прав по должности, на определение мирового судьи судебного участка № 3 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области от 24 августа 2016 года, апелляционное определение Ишимского городского суда Тюменской области от 09 сентября 2016 года и материал по административному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области о вынесении судебного приказа о взыскании с НАВ недоимки по страховым взносам и пени, переданные для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции – президиум Тюменского областного суда на основании определения судьи Тюменского областного суда Елфимова И.В. от <.......>.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Елфимова И.В., президиум Тюменского областного суда

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области обратилось в суд с административным заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с НАВ недоимки, пени в общей сумме <.......> копеек, мотивируя его тем, что НАВ не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с <.......> по <.......> в сумме <.......> копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за тот же период в сумме <.......> копеек. В связи с чем, заявитель просил выдать судебный приказ на взыскание с НАВ указанных сумм и пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на финансирование страховой части пенсии в размере <.......> копеек и страховых взносов в федеральный фонд медицинского страхования в сумме <.......> копеек.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области от 24 августа 2016 года постановлено:

«Возвратить заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области о вынесении судебного приказа на взыскание с НАВ недоимки по страховым взносам и пени взыскателю».

Апелляционным определением Ишимского городского суда Тюменской области от 09 сентября 2016 года постановлено:

«Определение мирового судьи судебного участка № 3 г. Ишима Тюменской области, и.о. мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области Тупицыной С.В. о возвращении заявления о вынесении судебного приказа на взыскании с НАВ недоимки по страховым взносам и пени взыскателю от 24 августа 2016 года оставить без изменения, частную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ишиме Тюменской области – без удовлетворения».

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области ЛНВ просит определение мирового судьи судебного участка № 3 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области от 24 августа 2016 года и апелляционное определение Ишимского городского суда Тюменской области от 09 сентября 2016 года о возвращении заявления о вынесении судебного приказа отменить, принять новый судебный акт.

Указанный материал истребован в Тюменский областной суд и определением судьи Тюменского областного суда от <.......> вместе с кассационной жалобой передан для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения судьи областного суда о возбуждении кассационного производства, президиум Тюменского областного суда считает, что жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области следует удовлетворить, принятое по делу определение мирового судьи и апелляционное определение районного суда отменить, заявление направить на новое рассмотрение мировому судье.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области ЛНВ выражает несогласие с принятыми судебными постановлениями, ссылаясь на положения статьи 3.1, статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, при обращении в суд с административным исковым заявлением о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании обязательных платежей.

Президиум Тюменского областного суда считает изложенные доводы кассационной жалобы обоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 123.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 5 статьи 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа в случае, если не соблюдены требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа, установленные статьей 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Возвращая заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области о вынесении судебного приказа о взыскании с НАВ недоимки по страховым взносам и пени ввиду того, что к заявлению не приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, мировой судья и суд апелляционной инстанции исходили из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации не является государственным органом, а является государственным учреждением, в связи с чем при подаче заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит уплате государственная пошлина на общих основаниях в размере и в порядке, установленном статьей 333.19 и статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции, по мнению президиума областного суда, являются ошибочными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.

Так, статьёй 3.1 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относится обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами.

Статьей 31 указанного Федерального закона РФ предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен функцией по разрешению споров в указанной сфере, а лица, разрешающие спор, отнесены к должностным лицам.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, при обращении в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам и пени наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, президиум областного суда приходит к выводу о том, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при взыскании обязательных платежей.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, допущенные мировым судьёй и судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Тюменского областного суда считает поданную кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области обоснованной, а принятые по материалу судебные постановления незаконными, подлежащими отмене, с направлением заявления на новое рассмотрение мировому судье со стадии принятия заявления к производству в соответствии с правилами подсудности в судебный участок № 1 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, п.2 ч.1 ст. 329 и ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Тюменского областного суда

п о с т а н о в и л:

Определение мирового судьи судебного участка № 3 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области от 24 августа 2016 года, определение Ишимского городского суда Тюменской области от 09 сентября 2016 года по материалу по административному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области о вынесении судебного приказа о взыскании с НАВ недоимки по страховым взносам и пени - отменить.

Материал по административному заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области о вынесении судебного приказа о взыскании с НАВ недоимки по страховым взносам и пени направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Ишимского судебного района города Ишима Тюменской области.

Кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области – удовлетворить.

Председательствующий: А.М. Сушинских