№ 4а-22/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 января 2018 года город Тула
Заместитель председателя Тульского областного суда Кусев А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО2 №7-3150-16-ОБ/80/120/6 от 09 февраля 2017 года, решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 30 июня 2017 года и решение судьи Тульского областного суда от 25 августа 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО2 №7-3150-16-ОБ/80/120/6 от 09 февраля 2017 года ФИО1, <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Данное постановление решением судьи Советского районного суда г.Тулы от 28 марта 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. 31 мая 2017 года вышеупомянутое решение отменено Тульским областным судом, дело направлено на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Тулы.
Решением судьи Советского районного суда г.Тулы от 30 июня 2017 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО2 №7-3150-16-ОБ/80/120/6 от 09 февраля 2017 года оставлено без изменения.
Решением судьи Тульского областного суда от 25 августа 2017 года вышеупомянутые постановление и решение оставлены без изменения.
В поданной жалобе <данные изъяты> ФИО1 просит отменить постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО2 №7-3150-16-ОБ/80/120/6 от 09 февраля 2017 года, решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 30 июня 2017 года, решение судьи Тульского областного суда от 25 августа 2017 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в работе вахтера учреждения вредные и (или) опасные условия труда отсутствуют, вахтер не осуществляет работы, выполняемые в особых температурных условиях и (или) связанных с загрязнением, что подтверждено фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами: результатами специальной оценки условий труда, протоколами и заключениями испытательной лаборатории ООО, должностной инструкцией вахтера <данные изъяты>. Невыполнение вахтером <данные изъяты> работ в вышеуказанных условиях не влечет для работодателя обязанность обеспечения его специальными одеждой, обувью, тем самым им, ФИО1, <данные изъяты>, нарушений не допущено.
Кроме того, ссылается на то, что при проведении и оформлении проверки допущены нарушения, которые влекут недопустимость принятия акта проверки в качестве доказательства. Указывает, что нарушены сроки проведения проверки, составления акта. Полагает, что неправомерно акт был направлен заказным письмом, в то время как <данные изъяты> руководитель, должен был быть ознакомлен с данным актом сразу после проведения проверки, при этом он находился на рабочем месте, от ознакомления не отказывался, фактически был ознакомлен с актом спустя 5 дней после окончания проверки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом.
В силу абзаца 5 статьи 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с частью 1 статьи 210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
Каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (статья 219 Трудового кодекса РФ).
Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.
Согласно положениям абзаца 7 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном порядке, в соответствии с установленными нормами работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с частью 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее - Правила), утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года №290н.
В соответствии с пунктом 2 Правил, требования данных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 3 Правил, под средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
В силу пункта 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.
В типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам государственных организаций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 16 декабря 1997 года №63 профессия или должность вахтера отсутствует.
Согласно пункту 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года №997н, сторожу (вахтеру) положены: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 штука на 1 год; сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара на 1 год; перчатки с полимерным покрытием 12 пар на 1 год.
Как установлено должностным лицом, судьями нижестоящих судов и следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Тульской области по жалобе ФИО3 проведена проверка в отношении <данные изъяты>, в ходе которой выявлено нарушение должностным лицом - <данные изъяты> ФИО1 требований действующего трудового законодательства, которое выразилось в необеспечении ФИО3, работающего в должности вахтера, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, чем нарушены требования части 1 статьи 219, части 2 статьи 212, части 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ, а также пункта 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года №997н.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, исследованными и получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы жалобы не опровергают законность вынесенных в отношении ФИО1 постановления и судебных решений.
Судьями проверены и обоснованно отклонены доводы ФИО1 об отсутствии у него обязанности по обеспечению работника-вахтера специальными одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты.
Являлись предметом проверки судей доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, со ссылкой на результаты специальной оценки условий труда, протоколы измерения содержания вредных веществ в воздухе от 24 июля 2017 года № 00421/17, от 24 июля 2017 года № 00420/17, заключения, доводы о проведении проверки государственной инспекцией труда Тульской области с нарушением требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Обоснованно данные доводы отклонены. Оснований усомниться в правильности выводов судов не имеется, доводами жалобы, материалами дела данные выводы не опровергаются.
При этом, признав несостоятельными доводы о том, что при проведении проверки допущены грубые нарушения, судья Тульского областного суда верно учел, что ФИО1, как <данные изъяты>, с актом проверки был ознакомлен. Довод об отсутствии оснований для направления акта проверки заказной корреспонденцией, как не опровергающие выводы должностного лица, судей о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, подлежит отклонению. Указанный акт, как и иные доказательства, получил оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, обоснованно принят в качестве доказательства по делу.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьями при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и жалобы на решение судьи районного суда, а содержится предложение по иному оценить обстоятельства по делу, исходя из правовой позиции лица, привлеченного к административной ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание ФИО1 назначено в соответствии с требованиями ч.1 ст.3.1, ст.ст.3.5, 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления, судебных решений, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО2 №7-3150-16-ОБ/80/120/6 от 09 февраля 2017 года, решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 30 июня 2017 года и решение судьи Тульского областного суда от 25 августа 2017 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя