ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 марта 2017 года г. Тула
Судья Центрального районного суда г. Тулы Жигулина М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-67/17 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (ИНН №, КПП №), юридический адрес: <адрес>,
установил:
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» нарушило требования:
1. подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, - лицензиатом не подтверждено наличие на праве собственности или ином законном основании знаний, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии лицензией на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №, серия №, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, бессрочной, с приложением № в части филиала лицензиата в <адрес>, образовательным программам, по адресам мест осуществления образовательной деятельности: <адрес>
2. подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании
образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, статьи 12 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - у лицензиата
отсутствуют разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей
образовательную деятельность образовательные программы:
а) в части программ практик, установленных федеральными
государственными образовательными стандартами высшего образования
по направлениям подготовки:
- 38.03.02 Менеджмент, профиль «Менеджмент организации» (очная и заочная форма обучения): программа производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности);
- 38.03.02 Менеджмент, профиль «Менеджмент организации» (заочная форма обучения): программа учебной практики;
б) в части рабочих программ дисциплин, установленных федеральными
государственными образовательными стандартами высшего образования по
направлениям подготовки:
- 38.03.01 Экономика, профиль «Общий» (очная и заочная форма обучения):
рабочие программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» и элективной
дисциплине (модулю) по физической культуре и спорту;
в) в части рабочих программ дисциплин, программ практик,
установленных федеральными государственными образовательными стандартами
высшего образования по направлениям подготовки:
- 38.03.02 Менеджмент, профиль «Административный менеджмент» (очная и
заочная форма обучения) отсутствуют рабочие программы дисциплин, программы
практик;
3. подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966, подпункта 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - педагогические работники филиала лицензиата не повышают систематически свой профессиональный уровень (выборочно: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и др.);
4. подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, подпункта 9 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники филиала лицензиата не проходят в соответствии о трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
5. подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966, подпункта 10 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «ОБ образовании в РФ» - педагогические работники филиала лицензиата не проходят в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
6. подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966, - у лицензиата, осуществляющего образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, отсутствуют научные работники в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (лицензиатом привлечен ведущий научный работник, на которого не возложены обязанности формировать у обучающихся профессиональные качества по избранной профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивающие у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности, что является нарушением статьи 12, статьи 48, статьи 50 Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «А» пункта «г», подп. «д», «к» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966.
В судебном заседании:
Представители Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Разумовская Т.И., Новикова Т.В. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признали. С учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий, полагали, что правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, просили освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. В обоснование своих доводов, указали, что контролирующему органу предоставлялись запрошенные копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основаними зданий, строений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, per. №, серия №, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, бессрочной, с приложением № в части филиала лицензиата в <адрес>, образовательным программам, по адресам мест осуществления образовательной деятельности: <адрес>
Рабочие программы практик утверждены ученым советом филиала ДД.ММ.ГГГГ, протокол №. Рабочие программы дисциплин по направлению подготовки38.03.01 Экономика, профиль «Общий» (очная и заочная форма обучения по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре» (согласно учебного плана) утверждены ученым советом филиала ДД.ММ.ГГГГ, протокол №. Решением ученого совета филиала от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в учебный план: в целях устранения технической ошибки переименованы дисциплины «Физическая культура» в «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре» в «Элективные курсы по физической культуре и спорту»; Рабочие программы дисциплин и программ практик, по направлению подготовки 38.03.02Менеджмент, профиль «Административный менеджмент». Педагогические работники филиала систематически повышают свой профессиональный уровень.
В Тульском филиале РАНХиГС с 2015 года 2 научных сотрудника, в должностной инструкции одного из которых (ведущего научного сотрудника) не была прописана обязанность работника формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, а также развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности. Однако данную обязанность работник исполнял в соответствии со ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Указанный выше недочет обусловлен технической ошибкой, которая в настоящее время устранена.
В должностную инструкцию ведущего научного сотрудника приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены требования, предъявляемые п. 3 ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: научные работники образовательной организации наряду с обязанностями, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, обязаны:
формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки;
развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки не явился, уведомлен надлежащим образом, в адресованном суду письме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судья, выслушав объяснения представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Разумовской Т.И., Новиковой Т.В., исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» был выявлен ряд нарушений Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966.
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966. В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктами «а», «г», «д», «к» пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
- наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Пунктом 10 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность отнесено создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Подпунктом «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966 предусмотрены, лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
Подпунктом «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966 предусмотрено наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно подпункту «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966 к числу лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Подпунктом «к» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №966 предусмотрено наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования.
Как усматривается из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения подп. «а», «г», «д», «е», «ж», «з», «к» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Указанные нарушения правомерно вменены Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» протоколом об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленные в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Тульским филиалом РАНХ и ГС документы, формально отражают запрашиваемую информацию, однако содержание представленных документов и их оформление не соответствует вышеприведенным требованиям закона, на что обоснованно указано в протоколе об административном правонарушении и предписании № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес юридического лица.
В частности в представленных документах отсутствовали: документы, подтверждающие наличие у лицензиата оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; указание в рабочих программах дисциплин по физической культуре по всем направлениям подготовки на установленный особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом состояния их здоровья; данные о систематическом повышении квалификации педагогическими работниками; и т.д.
Указанные недостатки подлежат устранению и приведению в соответствии с требованиями Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений, влекущих его отмену, не содержат, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, судья признает их допустимыми доказательствами по делу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» имеется состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Совокупность обстоятельств совершенного административного правонарушения, допущенные грубые нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), исключают возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание, что Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» активно предпринимались меры по устранению выявленных нарушений, что подтверждается представленными суду документами, исполненными в соответствии с требованиями предписания от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие негативных последствий совершенного административного правонарушения, привлечение юридического лица к административной ответственности впервые, бюджетный характер финансирования образовательного учреждения, суд находит возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа до 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 6.6, 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
признать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Назначить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (ИНН №, КПП №), наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Штраф подлежит уплате в доход государства на расчетный счет 40101810500000001901 в операционном Департаменте Банка России; наименование получателя платежа: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки л/счет 04951000770), ИНН 7701537808, КПП: 770201001; БИК: 047003001; код бюджетной классификации: 077 1 16 07000 01 6000 140; ОГРН 1047796344111; ОКПО 00083397; ОКОГУ 13242; ОКТМО 45379000, вид платежа - административный штраф.
На основании ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Тульский областной суд через Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья