Дело № 5-384\16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Волгоград «12» мая 2016 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Глухов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении должностного лица – председателя Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т. Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Секретевой Т. Г. – Пыховой В. В., представителей Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Подгайнова В.В. и Сыроварова А.А.
У С Т А Н О В И Л:
В Центральный районный суд г.Волгограда из Контрольно-счетной палаты Волгоградской области поступил административный материал в отношении председателя Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т. Г. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении №... от 14 марта 2016 года, в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2016 год, утвержденным постановлением коллегии КСП от ДД.ММ.ГГГГ№... в комитете по строительству администрации Волгограда по адресу: ... проведена проверка соблюдения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Результаты проверки изложены в акте КСП от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено следующее.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013 № 204-п утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах». В соответствии с разделом 1 Программы № 204-п целью программы является ликвидация аварийного жилья. Задачей Программы №204-п является переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в наиболее короткие сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013 № 204-п утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах». В соответствии с разделом 1 Программы № 204-п целью программы является ликвидация аварийного жилья. Задачей Программы №204-п является переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в наиболее короткие сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Разделом 3 Программы №204-п «Механизм реализации программы» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований после получения от государственного заказчика Программы уведомления о положительном решении Фонда о предоставлении государственной поддержки заключают с государственным заказчиком Программы соглашение о реализации Программы на территории муниципального образования. При этом, Программой предусматривалось, что долевое софинансирование программы осуществляется как за счет средств Фонда, областного бюджета, так и местного бюджета в установленных пропорциях. Бюджету Волгограда предполагалось перечислить субсидию из областного бюджета, источником финансирования которой является предоставленная Волгоградской области финансовая поддержка Фонда и средства собственно областного бюджета.
В соответствии с Разделом «Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией» Программы № 204-п, участники программы (муниципальные образования) обеспечивают софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в пределах не менее установленного размера ^финансирования, а также обеспечивают снос или реконструкцию аварийных домов.
Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
На основании абз. 8 ч. 1 ст. 8 БК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п.6); организация благоустройства территории городского округа (п.25); резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд (п.26).
Таким образом, Программой предусматривалось софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по вопросам местного значения городского округа город-герой Волгоград. Муниципальное образование, в свою очередь, должно было за счет собственных средств обеспечить в установленные сроки снос или реконструкцию аварийных домов для минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот с целью переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в наиболее короткие сроки.
В соответствии с п. 1.2 Порядка перечисления субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 69-п источниками субсидий являются средства, полученные от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и средства, предусмотренные в областном бюджете на долевое финансирование расходов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Для реализации мероприятий Программы переселения № 204-п в городе Волгограде заключено Соглашение № 145 от 02.07.2013 о взаимодействии в рамках реализации Программы между Комитетом по строительству Волгоградской области (Государственный заказчик), городским округом город-герой Волгоград Муниципальное образование), комитетом по жилищной политике администрации Волгограда (Уполномоченный орган на переселение) и Комитетом по строительству администрации Волгограда (Уполномоченный орган на строительство).
В соответствие с п. 2.1 Соглашения №145 стороны, его подписавшие, взяли на себя обязательства обеспечить выполнение указанных в ст. 14 Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и реализацию второго этапа 2013 года Программы №204-п в установленные сроки.
В соответствии с дополнительным соглашением от 29.07.2015 №1/2015 к соглашению №145 (п.1.2) по второму этапу 2013 года Программы № 204-п, подписанным председателем Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г., финансирование расходов г. Волгограда составило 180 854,2 000 руб., источником ; финансирования которых являлись как средства Фонда содействию реформированию ЖКХ, так и средства областного бюджета - 62 887,7 000 рублей.
Также в соответствии с дополнительным соглашением от 29.07.2015 (п. 1.3) Комитет в лице Секретевой Т.Г. являлся получателем средств финансовой поддержки в объеме 81 286,4 000 руб. (60313,7 000 руб. - источник финансирования средства Фонда и 20972,7 000 руб. средства областного бюджета).
В соответствии с ведомственной структурой расходов, утвержденной Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2013 № 9/197 «О бюджете Волгограда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Комитет является главным распорядителем расходов бюджета Волгограда по целевой статье расходов 5129602 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов (областного и местного» и 5129502 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ».
Кроме того, в соответствии с п. 2.4.1 и 2.4.2 Соглашения № 145 кроме переселения граждан муниципальное образование обязуется обеспечить снос аварийных МКД в срок не позднее 4 квартала 2014 года (приложение №1 к Соглашению №145, а также приложение 1 к Программе №204-п). Приложением к дополнительному соглашению от 29.07.2015 №1/2015, подписанным председателем Комитета Секретевой Т.Г., а также приложением 1 к Программе №204-п (в ред. от 21.09.2015) планируемая дата сноса всех 30 аварийных МКД изменена на 4 квартал 2015 года. Обязанности по сносу аварийных МКД, предусмотренные в пункте 2.4.2. Соглашения №145, возложены на Уполномоченный орган на строительство п. 2.5, которым является комитет по строительству администрации Волгограда, возглавляемый Секретевой Т.Г.
Из 30 многоквартирных домов, подлежащих сносу не позднее окончания 4 квартала 15 года по Программе №204-п, подведомственным Комитету муниципальным казенным учреждением «Служба единого заказчика-застройщика администрации Волгограда» заключены и исполнены муниципальные контракты на снос 4 многоквартирных домов общим объемом финансирования 1203,9 000 руб.
Комитет по жилищной политике администрации Волгограда письмом от 27.10.2015 № 01-40/10408к представил комитету по строительству администрации Волгограда сведения о расселении 14 аварийных МКД по Программе 204-п по следующим адресам: ..., ул. им. Сержанта Воронова ..., пер. им. Лермонтова ..., пос. ... д.За, ..., 24, 28, 30, 11.
Однако, по состоянию на 01.01.2016 по этапу 2013 года Программы №204-п, в нарушение условий соглашения от 29.07.2015 №1/2015 о софинансировании расходов на снос аварийных МКД, администрацией Волгограда не были выделены средства на указанные цели в результате не снесены к установленному соглашением сроку 14 расселенных МКД. Между тем, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований входит в полномочия Комитета как главного распорядителя бюджетных средств.
Кроме того, в соответствии с п.5.,7-8 ч.9 ст. 17 Положения о бюджетном процессе в Волгограде, утвержденном Решением Волгоградской городской Думы от 25.06.2008 № 6/171, в полномочия главного распорядителя бюджетных средств Волгограда по вопросам регулирования бюджетных правоотношений Волгограда входит осуществление планирования соответствующих расходов бюджета Волгограда, обоснования бюджетных ассигнований, представление сведений, необходимых для составления бюджета Волгограда и кассового плана, внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи бюджета Волгограда и лимитов бюджетных обязательств.
Однако, заключив дополнительное соглашение от 29.07.2015 к Соглашению №145, председатель Комитета Секретева Т.Г., в нарушение требований БК РФ и Положения о бюджетном процессе, своевременно не инициировала внесения соответствующих поправок в Решение о бюджете Волгограда на 2015 год с целью утверждения бюджетных ассигнований Комитету по целевой статье расходов 5204002 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства» с целью выполнения в полном объеме обязанностей по сносу аварийных домов по второму этапу 2013 года Программы №204-п и выполнения условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных Соглашением №145.
Распоряжением администрации Волгограда от 29.01.2015 №47-р на должность председателя комитета по строительству администрации Волгограда назначена Секретева Т.Г.
Председатель Комитета Секретева Т.Г. действует на основании Положения о комитете по строительству администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 № 15/445.
В соответствии с п. 5.4.4 Положения о комитете по строительству администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 № 15/445, председатель Комитета несет персональную ответственность за решение задач и осуществление функций, возложенных на Комитет.
В этой связи, бездействие председателя комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г. привело к неисполнению условий дополнительного соглашения от 29.07.2015 к Соглашению №145 по софинансированию мероприятий Программы №204-п в части сноса аварийных МКД к установленному сроку, а, следовательно, к нарушению условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Таким образом, по мнению должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, председателем комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г., как главным распорядителем средств бюджета города Волгограда, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушены условия их предоставления, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст.15.15.3 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Секретева Т.Г., не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в том числе, со слов представителя Секретевой Т.Г. известно о дне и месте рассмотрения дела, причин уважительности неявки суду не представлено, также как и ходатайства об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Секретевой Т.Г.
Представитель Секретевой Т.Г. по доверенности Пыхова В.В. в судебном заседании полагала, что производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения. При этом пояснила, что в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013-2017 годах», утв. постановлением Правительства Волгоградской области от 23.04.2013 № 204-п, комитет по строительству администрации Волгограда организует снос аварийных расселенных жилых домов. По состоянию на 01.01.2015 бюджетом городского округа г. Волгограда на 2015 г. предусматривались ассигнования по КФСР 0501 Доп.ЭК «Снос расселенных домов» в размере 547 800 рублей. Решением Волгоградской городской Думы было произведено снятие в размере 238 600 рублей на погашение кредиторской задолженности в рамках строительства жилого дома по ... от ДД.ММ.ГГГГ№... бюджетные ассигнования были увеличены до 8 931 800 руб., что позволило произвести соответствующие закупки. Так, в 2015 г. МКУ Службой единого заказчика-застройщика администрации Волгограда по результатам электронных аукционов заключены муниципальные контракты на снос расселенных аварийных жилых домов: №....254535 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по сносу жилого дома по ..., на сумму 332 587,15 руб., №....254547 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по сносу жилых домов по ..., 32, и ..., на сумму 871 305,78 руб., №....254539 на выполнение комплекса работ по сносу жилых домов по ..., 48, ул. ..., 12, на сумму 649 162,45 руб., №....254571 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по сносу жилого дома по ... на сумму 945 417,7 руб., №....04024339 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ по сносу жилого дома по ... на сумму 1 214 248,80. Работы завершены и оплачены в полном объеме. В то же время по итогам заключения муниципальных контрактов в результате торгов сложилась экономия в размере 5 228 100 руб. Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№... бюджетные ассигнования были уменьшены на указанную сумму.
Также указала, что все мероприятия по сносу аварийных домов возможно выполнять только после их полного расселения, что не входит в полномочия комитета по строительству. Информация о полном расселении жилых домов
по ул. ..., 6, ... городок, 4, 6, от комитета по жилищной политике администрации Волгограда (уполномоченный орган на переселение) в адрес комитета по строительству администрации Волгограда не поступала.
В целях сноса жилых домов по ул. 4-й участок, 6, и ..., Комитетом по строительству подготовлен проект постановления администрации Волгограда «О принятии решения о заключении муниципального контракта на выполнение комплекса работ по сносу расселенных аварийных домов на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств». По указанному проекту постановления получены замечания департамента финансов администрации Волгограда о невозможности подтверждения его финансового обеспечения, что подтверждается письмом департамента финансов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ№....
Далее отметила, что затраты на снос данных домов включены в проект бюджета Волгограда на 2016 ... подтверждения финансирования будет объявлен аукцион по выбору подрядной организации на выполнение соответствующих работ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета по строительству администрации Волгограда поступила информация комитета по жилищной политике администрации Волгограда о полном расселении жилых домов в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013-2017 годах», утв. постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, по адресам: ..., ул. им. Сержанта Воронова, 81, пер. им. Лермонтова, 9, пос. ..., 8, ..., За, ..., 24, 28, 30, 11.
После чего Комитетом по строительству администрации Волгограда незамедлительно внесены предложения по включению мероприятий по финансированию сноса жилых домов в проект бюджета Волгограда на 2016 финансовый год.
Информация о полном расселении остальных жилых домов, снос которых запланирован в рамках вышеуказанной программы, от комитета по жилищной политике администрации Волгограда не поступала.
Обратила внимание суда, что из протокола № 8 от 14.03.2016 следует вывод о признаках административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» КоАП РФ. Однако, с указанным выводом не согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 132 БК РФ субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет (п. 3 ст. 132 БК РФ).
Перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда установлен ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ни одно из которых не нарушено комитетом по строительству администрации Волгограда.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 69-п утвержден Порядок перечисления субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области, раздел 2 которого определяет условия перечисления субсидий муниципальным образованиям, которые также не нарушались комитетом по строительству администрации Волгограда.
Программой № 204-п установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований после получения от государственного заказчика Программы уведомления о положительном решении Фонда о предоставлении государственной поддержки заключают с государственным заказчиком Программы соглашение о реализации Программы на территории муниципального образования.
Для реализации мероприятий Программы № 204-п в городе Волгограде заключено Соглашение № 145 от 02.07.2013 о взаимодействии в рамках реализации Программы между комитетом по строительству Волгоградской области (государственный заказчик), городским округом город-герой Волгоград (Муниципальное образование), комитетом по жилищной политике администрации Волгограда (уполномоченный орган на переселение), комитет по строительству администрации Волгограда (уполномоченный орган на строительство).
Из п. 2.1 Соглашения следует, что стороны обязуются обеспечить выполнение указанных в Федеральном законе от 21.07.2007 № 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
При буквальном толковании указанных нормативных актов нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных законодательно в указанных нормативных правовых актах, со стороны комитета по строительству администрации Волгограда, председателя комитета допущено не было.
Полагает, что, привлекая председателя комитета по строительству администрации Волгограда к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, аудитор контрольно-счетной палаты Волгоградской области Подгайнов В.В. исходил из того, что бездействие комитета по строительству привело к неисполнению условий Соглашения № 145 и не достижения в г. Волгограде целей Программы № 204-п, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, дополнила, что в настоящее время объявлен аукцион, внесён в план график, выделана сумма более 14 000 000 рублей и комитет по строительству администрации Волгограда готов выполнить все обязательства
Представитель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Подгайнов В.В., составивший протокол об административном правонарушении, и представитель Контрольно-счетной палаты Волгоградской области Сыроваров А.А. на рассмотрение дела не явились, о дне рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ранее в судебном заседании полагали, что вина Секретевой Т.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, полностью доказана представленным суду материалом. В опровержение доводов представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении указали, что перечисленные виды работ и решений, осуществленных органами местного самоуправления Волгограда с целью сноса аварийных МКД по контрактам №....254539 и №....254571, но не приведшим к желаемому результату, не оправдывают бездействие председателя Комитета Секретевой Т.Г. о соблюдении ею условий предоставления трансфертов, с которыми она согласилась, подписав дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№.... Ссылка представителя Комитета на затягивание сроков расселения граждан комитетом по жилищной политике администрации Волгограда из аварийных МКД по ул. ... городок ..., по ул. 4-й участок ... несостоятельна, так как указанные МКД не относятся к реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением Правительства ВО от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, о которой идет речь в рассматриваемом протоколе. Также указали, что в объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ Комитет подтверждает, что информация о расселении 14 аварийных МКД по Программе 204-п поступила от комитета по жилищной политике администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ и Комитетом «... незамедлительно после поступления сведений о расселении были организованы действия по выделению бюджетных ассигнований на работы по сносу расселенных аварийных МКД». Между тем, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ своевременное планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований входит в полномочия Комитета как главного распорядителя бюджетных средств, что Комитет своевременно в начале 2015 года не осуществил.
Так, заключив с комитетом по строительству Волгоградской области дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению №... от ДД.ММ.ГГГГ, председатель Комитета Секретева Т.Г. в нарушение требований БК РФ и Положения о бюджетном процессе города Волгограда, незамедлительно не инициировала процесс внесения соответствующих поправок в Решение о бюджете Волгограда на 2015 год с целью утверждения бюджетных ассигнований на снос всех 30 аварийных МКД, предусмотренных Программой №...-п (этап 2013 года).
Обратили внимание суда, что Секретева Т.Г., зная о долговременном характере процесса утверждения ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, предвидела или должна была предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия, выразившееся в несвоевременном выделении Комитету бюджетных средств и, как следствие, несоблюдение сроков выполнения работ по сносу аварийных МКД. То есть без достаточных к тому оснований Секретева Т.Г. самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий.
Указали, что согласно ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Полагает, что Комитет неверно трактует, что предоставленная Волгоградской области финансовая поддержка из Фонда содействию реформированию ЖКХ, согласно Закона №185-ФЗ на переселение граждан из аварийного жилья является межбюджетными трансфертами из федерального бюджета. Между тем, Фонд не входит в бюджетную систему РФ, а значит средства Фонда, поступившие в бюджет Волгоградской области, не являются межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, и применение ст. 132 Бюджетного кодекса РФ для определения правовых оснований, целей и условий их предоставления не корректно.
Вместе с тем, предоставленные субсидии городскому округу г. Волгоград из бюджета Волгоградской области являлись межбюджетными трансфертами из областного бюджета, источником поступления которых были в том числе средства Фонда как безвозмездные поступления от юридических лиц в силу ч.4 ст.41 БК РФ.
На основании абз. 8 ч. 1 ст. 8 БК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки субъекту РФ, предусмотренных ст. 14 Закона №185-ФЗ, является как раз наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Такая региональная программа, утверждена постановлением Правительства ВО от 23.04.2013 № 204-п.
Программой № 204-п установлена цель - ликвидация аварийного жилья. Задачей Программы №204-п является переселение граждан из аварийных МКД в наиболее короткие сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных МКД и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
В соответствии с Разделом «Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией» Программы № 204-п, участники программы (муниципальные образования) обеспечивают софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также обеспечивают снос или реконструкцию аварийных домов. Тоже условие содержит п. 2.4.2 Соглашения №145 от 02.07.2013. заключенное в соответствии с механизмом реализации Программы №204-п.
По состоянию на 01.01.2016 не снесены к установленному сроку 14 расселенных МКД, то есть Программа №204-п (этап 2013 года) в г. Волгограде Комитетом не реализована, в нарушение условий предоставления субсидии г. Волгограду по соглашению №145 от 02.07.2013 (доп.соглашению от 29.07.2015 №1/2015).
В этой связи полагают доводы представителя Комитета Пыховой В.В. несостоятельными.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленный материал, приходит к следующему.
В соответствии со ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Таким образом, законодатель предусмотрел ответственность специального субъекта данного административного правонарушения - должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, финансового органа, главного распорядителя, получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В соответствии с ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В силу п.1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (или бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 указанного Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно п.3 ст. 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 указанной статьи бюджетной меры принуждения, не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что по итогам проверки соблюдения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Результаты проверки изложены в акте КСП от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляемой в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2016 год, утвержденным постановлением коллегии КСП от ДД.ММ.ГГГГ№..., ведущим инспектором контрольно-счетной палаты Волгоградской области Рыхликом А.Н. выявлены следующие нарушения: Постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах».
Постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах». В соответствии с разделом 1 Программы №...-п целью программы является ликвидация аварийного жилья. Задачей Программы №...-п является переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в наиболее короткие сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
Разделом 3 Программы №204-п «Механизм реализации программы» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований после получения от государственного заказчика Программы уведомления о положительном решении Фонда о предоставлении государственной поддержки заключают с государственным заказчиком Программы соглашение о реализации Программы на территории муниципального образования. При этом, Программой предусматривалось, что долевое софинансирование программы осуществляется как за счет средств Фонда, областного бюджета, так и местного бюджета в установленных пропорциях. Бюджету Волгограда предполагалось перечислить субсидию из областного бюджета, источником финансирования которой является предоставленная Волгоградской области финансовая поддержка Фонда и средства собственно областного бюджета.
В соответствии с Разделом «Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией» Программы № 204-п, участники программы (муниципальные образования) обеспечивают софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в пределах не менее установленного размера финансирования, а также обеспечивают снос или реконструкцию аварийных домов.
Для реализации мероприятий Программы переселения № 204-п в городе Волгограде заключено Соглашение № 145 от 02.07.2013 о взаимодействии в рамках реализации Программы между Комитетом по строительству Волгоградской области (Государственный заказчик), городским округом город-герой Волгоград Муниципальное образование), комитетом по жилищной политике администрации Волгограда (Уполномоченный орган на переселение) и Комитетом по строительству администрации Волгограда (Уполномоченный орган на строительство).
В соответствие с п. 2.1 Соглашения №145 стороны, его подписавшие, взяли на себя обязательства обеспечить выполнение указанных в ст. 14 Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и реализацию второго этапа 2013 года Программы №204-п в установленные сроки.
В соответствии с дополнительным соглашением от 29.07.2015 №1/2015 к соглашению №145 (п.1.2) по второму этапу 2013 года Программы № 204-п, подписанным председателем Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г., финансирование расходов г. Волгограда составило 180 854,2 000 руб., источником финансирования которых являлись как средства Фонда содействию реформированию ЖКХ, так и средства областного бюджета - 62 887,7 000 рублей.
Также в соответствии с дополнительным соглашением от 29.07.2015 (п. 1.3) Комитет в лице Секретевой Т.Г. являлся получателем средств финансовой поддержки в объеме 81 286,4 000 руб. (60313,7 000 руб. - источник финансирования средства Фонда и 20972,7 000 руб. средства областного бюджета).
В соответствии с ведомственной структурой расходов, утвержденной Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2013 № 9/197 «О бюджете Волгограда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Комитет является главным распорядителем расходов бюджета Волгограда по целевой статье расходов 5129602 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов (областного и местного» и 5129502 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ».
Кроме того, в соответствии с п. 2.4.1 и 2.4.2 Соглашения № 145 кроме переселения граждан муниципальное образование обязуется обеспечить снос аварийных МКД в срок не позднее 4 квартала 2014 года (приложение №1 к Соглашению №145, а также приложение 1 к Программе №204-п). Приложением к дополнительному соглашению от 29.07.2015 №1/2015, подписанным председателем Комитета Секретевой Т.Г., а также приложением 1 к Программе №204-п (в ред. от 21.09.2015) планируемая дата сноса всех 30 аварийных МКД изменена на 4 квартал 2015 года. Обязанности по сносу аварийных МКД, предусмотренные в пункте 2.4.2. Соглашения №145, возложены на Уполномоченный орган на строительство п. 2.5, которым является комитет по строительству администрации Волгограда, возглавляемый Секретевой Т.Г.
Из 30 многоквартирных домов, подлежащих сносу не позднее окончания 4 квартала 15 года по Программе №204-п, подведомственным Комитету муниципальным казенным учреждением «Служба единого заказчика-застройщика администрации Волгограда» заключены и исполнены муниципальные контракты на снос 4 многоквартирных домов общим объемом финансирования 1203,9 000 руб.
Комитет по жилищной политике администрации Волгограда письмом от 27.10.2015 № 01-40/10408к представил комитету по строительству администрации Волгограда сведения о расселении 14 аварийных МКД по Программе 204-п по следующим адресам: ..., ул. им. Сержанта Воронова ..., пер. им. Лермонтова ..., пос. ... д.За, ..., 24, 28, 30, 11.
Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по этапу 2013 года Программы №...-п, в нарушение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№... о софинансировании расходов на снос аварийных МКД, администрацией Волгограда не были выделены средства на указанные цели в результате не снесены к установленному соглашением сроку 14 расселенных МКД. Между тем, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований входит в полномочия Комитета как главного распорядителя бюджетных средств.
Кроме того, заключив дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению №..., председатель Комитета Секретева Т.Г., в нарушение требований БК РФ и Положения о бюджетном процессе, своевременно не инициировала внесения соответствующих поправок в Решение о бюджете Волгограда на 2015 год с целью утверждения бюджетных ассигнований Комитету по целевой статье расходов 5204002 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства» с целью выполнения в полном объеме обязанностей по сносу аварийных домов по второму этапу 2013 года Программы №...-п и выполнения условий предоставления межбюджетных трансфертов, предусмотренных Соглашением №....
В качестве доказательств вины Секретевой Т.Г. совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, в судебное заседание представлены:
протокол об административном правонарушении № 8 от 14 марта 2016 года;
акт проверки соблюдения Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства» при использовании средств финансовой поддержки на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда администрацией Волгограда от 11 февраля 2016 года;
Копия Соглашения № 145 от -2 июля 2013 года о взаимодействии в рамках реализации на территории городского округа город-герой Волгоград второго этапа 2013 года областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2013-2015 годах с дополнительными соглашениями, в соответствии с которым стороны, его подписавшие, взяли на себя обязательства обеспечить выполнение указанных в ст. 14 Федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и реализацию второго этапа 2013 года Программы №204-п в установленные сроки.
Распоряжение и.о. Главы администрации Волгограда от 29 января 2015 года № 47-р о назначении Секретевой Т.Г. председателем комитета по строительству администрации Волгограда с 29 января 2015 года, а также распоряжение Главы администрации г.Волгограда от 06 марта 2015 года о внесении изменения в распоряжение администрации Волгограда от 29 января 2015 года № 47-р и иными доказательствами.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания данной статьи под должностным лицом следует понимать лиц, совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя.
Секретева Т.Г. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность председателя Комитета по строительству администрации Волгограда, то есть в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ является должностным лицом.
В судебном заседании установлено, что Комитет по строительству администрации Волгограда является главным распорядителем расходов бюджета Волгограда по целевой статье расходов 5129602 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов (областного и местного» и 5129502 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ».
Таким образом, в результате рассмотрения дела факт нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов установлен.
Бездействие председателя Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г., являющейся должностным лицом, имеющей необходимые полномочия, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем должностное лицо, в силу ст. 2.4 КоАП РФ подлежит административной ответственности за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Ссылка представителя Секретевой Т.Г. – Пыховой В.В. в судебном заседании на затягивание сроков расселения граждан комитетом по жилищной политике администрации Волгограда из аварийных многоквартирных домов по ул. ... городок ..., по ул. 4-й участок ... является необоснованной, поскольку указанные дома не относятся к реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах.
То обстоятельство, что в настоящее время объявлен аукцион, выделана сумма более 14 000 000 рублей и комитет по строительству администрации Волгограда готов выполнить все обязательства суд принимает во внимание, однако, указанное не является основанием для освобождения Секретевой Т.Г. от ответственности.
Так, по состоянию на 01 января 2016 года не были снесены к установленному сроку 14 расселенных многоквартирных домов, то есть Программа №204-п в г. Волгограде Комитетом, целью и задачей которой являлись ликвидация аварийного жилья и переселение граждан из аварийных МКД в наиболее короткие сроки для минимизации издержек по содержанию аварийных многоквартирных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот не реализована, в нарушение условий предоставления субсидии г. Волгограду по соглашению №145 от 02.07.2013 года и дополнительному соглашению к нему от 29 июля 2015 года №1/2015).
Доказательств наличия иных обстоятельств, которые свидетельствовали бы об отсутствии в действиях должностного лица вмененного ей административного правонарушения суду не представлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Каких либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола, что подтверждается извещением о явке (л.д. 49).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания судья в соответствии со ст.4.1. КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Назначая Секретевой Т.Г. наказание суд учитывает тот факт, что должностное лицо впервые привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, и отягчающих ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Согласно ч.3 ст.3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица и т.д.
Принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, а также то обстоятельство что объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений, которые имеют широкую социальную значимость и находятся под постоянным особым контролем государства, бездействие председателя Комитета по строительству администрации Волгограда Секретевой Т.Г. привело к неисполнению условий Соглашения № 145 и не достижения в г. Волгограде целей Программы № 204-п, а также данные о личности Секретева Т.Г., судья приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде дисквалификации, поскольку указный вид наказания в полной мере будет соответствовать требованиям ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем, исключительных обстоятельств, дающих основания для признания совершенного Секретевой Т.Г. административного правонарушения малозначительным по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Председателя Комитета по строительству администрации Волгограда Секретеву Т. Г. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, на основании которой назначить ей наказание в виде дисквалификации сроком на 01 (один) год.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья- А.В.Глухов
...