№ 5-245/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 24 сентября 2018 года
Судья Центрального районного суда города Тюмени Ильин А.Д. (по адресу: <...>, кабинет 630)
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО7,
рассмотрев дело № 5-245/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении:
ФИО1, родившегося <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
09.09.2018 в 16 часов 00 минут в ходе работы по материалу проверки КУСП № 14804 от 07.09.2018 установлено, что в период времени с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут 09.09.2018 гражданин ФИО1 принял участие в проведении шествия от Центральной площади г. Тюмени, расположенной по адресу: <...> у д. 45 до Городской площади г. Тюмени, расположенной по адресу: <...>, с последующим митингом на ул. Первомайская, д. 20, г. Тюмени, в поддержку всероссийской акции «Против повышения пенсионного возраста». Формальным организатором данных публичных мероприятий был заявлен ФИО4 Данное публичное мероприятие имело отражение в ряде открытых Интернет – источников, таких как: «YouTube», «ВКонтакте», на странице группы «Команда Навального/Тюмень» и т.д.
Организаторам указанного публичного мероприятия ФИО13 и уполномоченным им лицам ФИО6 и ФИО8 27.08.2018 в Администрацию г. Тюмени было подано уведомление о проведении публичного мероприятия.
Согласно информационного письма Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени № 05-07-3520/8 от 29.08.2018 официально заявленным организатору публичного мероприятия ФИО4, был дан обоснованный ответ о том, что по вышеуказанным адресам в заявленный период времени будут проводиться другие мероприятия, а также 09.09.2018 на территории муниципального образования городского округа города Тюмени проводятся выборы Губернатора Тюменской области и выборы депутатов Тюменской городской Думы VII созыва, в которых участвуют представители от разных политических партий, в связи с чем, органом местного самоуправления мероприятие по заявленному в уведомлении времени и адресам не согласовано.
Не смотря на это, ФИО1 принял участие в не согласованном публичном мероприятии в форме шествия и митинга «Против повышения пенсионного возраста», в котором приняло участие предположительно 200 человек. Во время вышеуказанного шествия и митинга ФИО1 использовал устройство для усиления голоса «Мегафон». На Центральной площади по адресу: <...> ФИО1 выполнял распорядительные функции по построению участников шествия для прохождения к Городской площади. На Городской площади, расположенной по адресу: <...>, ФИО1 во время прямой трансляции пояснил журналисту Интернет издания 72.RU, что в отсутствии организатора публичных мероприятий ему приходится руководить мероприятием, также поясняет, что знает что данные публичные мероприятия не законны.
Тем самым, ФИО1 нарушил требования ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО7 в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, при этом пояснил, что в данный момент сотрудник полиции при зачитывании протокола об административном правонарушении указал, что митинг был согласован. О проведении публичного мероприятия, было направлено соответствующее уведомление, однако Администрацией г. Тюмени не была предложена и не представлена другая площадка для проведения указанного публичного мероприятия. Митинг и шествие проведены, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ. Также пояснил, что он является волонтером штаба Навального в г. Тюмени. О том, что данное публичное мероприятие не согласовано с Администрацией г. Тюмени ему было известно. В публичном мероприятии он участвовал. Обжаловался ли отказа Администрации г. Тюмени ему не известно.
Выслушав инспектора ФИО7, ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит установленным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ закреплено, что к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно уведомления о проведении публичного мероприятия от 27.08.2018 организатор публичного мероприятия ФИО4 и уполномоченные им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия лица ФИО6 и ФИО8 уведомляют Администрацию г. Тюмени о проведении мероприятия в форме шествия и митинга «Против повышения пенсионного возраста». Маршрут и место проведения публичного мероприятия: от Центральной площади со стороны Областной думы, перекресток ул. Водопроводной и ул. Республики, ул. Республики, перекресток ул. Первомайской и ул. Республики, ул. Первомайская, перекресток ул. Первомайской и ул. Ленина, Городская площадь с митингом по адресу: г. Тюмень, Городская площадь (ул. Первомайская, д. 20). Дата и время проведения публичного мероприятия 09.09.2018 с 13 часов 00 минут до 16 часов 00 минут (л.д. 13-14).
Администрация г. Тюмени 29.08.2018 на уведомление о намерении организовать и провести 09.09.2018 с 13:00 часов до 16:00 часов в г. Тюмени публичного мероприятия в форме шествия и митинга, информировала организатора публичного мероприятия ФИО4, что в заявленный день состоится фестиваль «Тюменская осень», в рамках которого будут работать концертные площадки, проводиться выставки, ярмарки, в том числе в заявленном месте сбора и на маршруте шествия участников публичного мероприятия. Информация о предстоящем фестивале ранее анонсирована на официальном портале Администрации г. Тюмени и новостных ресурсах. Кроме того, Администрация г. Тюмени напоминает, что 09.09.2018 на территории муниципального образования г. Тюмень проводятся выборы Губернатора Тюменской области и выборы депутатов Тюменской городской Думы VII созыва, в которых участвуют кандидаты и представители от разных политических партий. Проведение запланированного митинга по теме «Против повышения пенсионного возраста» на Городской площади (у здания по ул. Первомайская, 20, где располагается, в том числе, Избирательная комиссия г. Тюмени), в соответствии с избирательным законодательством может быть расценено агитацией «за» или «против» политических партий и конкретных кандидатов, участвующих в обсуждении данной законодательной инициативы. На основании изложенного, орган местного самоуправления доводит до сведения организатора и уполномоченных им лиц обоснованную информацию о невозможности проведения в указанный день на территории г. Тюмени заявленного публичного мероприятия. Также Администрация г. Тюмени указывает о том, что проведение публичного мероприятия без согласования с органом местного самоуправления будет расцениваться как несанкционированное и повлечет ответственность организаторов в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Указанное извещение ФИО4 получил лично 29.08.2018 (л.м. 15-16).
Уведомлением от 03.09.2018 ФИО4, ФИО6 и ФИО8 уведомляет Администрацию г. Тюмени о том, что в ответе на уведомление не указано альтернативных мест для проведения публичного мероприятия, в связи с чем, он считает согласованным первоначальное уведомление (л.м. 18).
На повторное уведомление, Администрацией г. Тюмени 04.09.2018 направлена повторно информация с указанием оснований о невозможности проведения в указанный день публичного мероприятия по основаниям указанным в предыдущем извещении, а также Администрация г. Тюмени повторно напоминает, что проведение публичного мероприятия в условиях, не согласованных с органом местного самоуправления, в том числе относительно целей и форм его проведения, является нарушением Закона о публичных мероприятиях и может повлечь привлечение организаторов такого мероприятия к ответственности в установленном порядке. Указанное извещение получил лично ФИО4 06.09.2018 (л.м. 19).
Заместителем начальника ОООП УМВД России по г. Тюмени ФИО9 06.09.2018 ФИО4, ФИО6 и ФИО8 было вынесено предупреждение о соблюдении законности. Копия предупреждения ими получена лично 06.09.2018 (л.д. 39-41).
07.09.2018 ФИО4, ФИО6 и ФИО8 прокурором г. Тюмени было вынесено предостережение о недопущении нарушения закона. Копия предостережения ими получена лично 07.09.2018 (л.д. 20, 22, 24).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что установленные законом процедуры уведомления (согласования) публичных мероприятий, равно как и при проведении их в специально отведенных или приспособленных для этого местах, обусловлены необходимостью принятия соответствующих мер в целях обеспечения спокойного и безопасного проведения публичного мероприятия.
В силу ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Кроме того, в соответствии со ст. 5.10 КоАП РФ запрещается предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Согласно Постановления Тюменской областной Думы от 07.06.2018 № 1369 «О назначении выборов Губернатора Тюменской области», в связи с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2018 N 245 «О Министре строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом Тюменской области и Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области областной Думой на 09.09.2018 назначены выборы Губернатора Тюменской области.
Решением Тюменской городской Думы от 20.06.2018 № 735 «О назначении выборов депутатов Тюменской городской Думы VII созыва» на 09.09.2018 назначены выборы депутатов Тюменской городской Думы VII созыва.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В соответствии с п. 2 и п.п. «б» п. 3 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными, либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Предвыборная агитация, может проводиться посредством проведения агитационных публичных мероприятий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что указанными федеральными законами запрещено проведение в день выборов несогласованных публичных мероприятий, в том числе содержащих признаки предвыборной агитации.
Из материалов дела следует, что в полученном 29.08.2018 организаторами митинга письме Администрации местного самоуправления г. Тюмени, содержался обоснованный и мотивированный отказ органа местного самоуправления в проведении публичного мероприятия 09.09.2018 в поддержку Всероссийской акции «Против повышения пенсионного возраста» в форме шествия от Центральной площади до Городской площади г. Тюмени, возле Администрации г. Тюмени расположенной по адресу: <...>, и митинга «Против повышения пенсионного возраста» на Городской площади г. Тюмени, по мотиву проведения в избранном месте и времени его проведения, другого мероприятия, а также проведения на территории муниципального образования г. Тюмень выборов Губернатора Тюменской области и депутатов Тюменской городской Думы VII созыва, в которых участвуют кандидаты и представители от разных политических партий.
Тем самым, Администрацией г. Тюмени законно и обоснованно не согласовано организаторам публичного мероприятия проведение 09.09.2018 публичного мероприятия в форме шествия и митинга.
Факт участия ФИО1 в несогласованном публичном мероприятии в форме шествия и митинга со всей очевидностью следует из:
- рапорта старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО10 от 07.09.2018, согласно которого в ходе мониторинга Интернет ресурсов установлено, что Тюменский штаб А.Навального в открытых сетевых источниках, анонсировал проведение публичного мероприятия против пенсионной реформы в форме шествия и митинга 09.09.2018 с 14 до 16 часов. Приглашаются все желающие участвовать в мероприятии. В тематических Интернет сообщениях штаба размещены образцы агитационной продукции с предложением самостоятельно ее распечатать и приносить. Формальным организатором данного мероприятия в г. Тюмени заявлен ФИО4 Согласно информационному письму Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени № 05-07-3520/8 от 29.08.2018 органами исполнительной власти не согласовано проведение данного публичного мероприятия в заявленном месте (л.д. 2);
- рапорта старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО10 от 09.09.2018, в котором изложено, что 09.09.2018 в 17 часов 00 минут в ходе работы по материалу проверки КУСП № 14804 от 07.09.2018 установлено, что 09.09.2018 в период времени с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, гражданин ФИО1 принял участие в проведении несанкционированного публичного мероприятия, в форме шествия и митинга, в поддержку всероссийской акции «Против повышения пенсионного возраста» (л.м. 10).
- видеозаписи и фотоматериала, в которых усматривается непосредственное участие ФИО1 09.09.2018 в несанкционированном публичном мероприятии в форме шествия и митинга (л.д. 5-7, 17).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен должностным лицом УМВД России по г. Тюмени, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ, в протоколе имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ, вследствие чего правовых оснований для признания данного доказательства недостоверным не усматривается.
Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах должностных лиц полиции факты согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Рапорта сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ. Рапорта сотрудников полиции о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного ФИО1 административного правонарушения.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий, а также правовой статус участника публичного мероприятия определены Федеральным законом от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Несоблюдение ФИО1 требований закона, с учетом конкретных обстоятельств дела, дают правовые основания для квалификации его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных часть 6 настоящей статьи.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что действия ФИО1 подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Совершение данного правонарушения влечет наказание в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
При назначении наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновной, ее имущественное положение, другие обстоятельства, влияющие на вид и меру назначаемого наказания.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии с ч. 4.2 КоАП РФ являются наличие на иждивении малолетних детей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствие со ст. 4.3 КоАП РФ, в судебном заседании не установлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая все обстоятельства, влияющие на вид и размер назначаемого наказания, судья полагает необходимым назначить ФИО1 наказание, предусмотренное санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реквизиты для перечисления штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Тюменской области (УМВД России по г. Тюмени), ИНН <***>, номер счета получателя платежа: 40101810300000010005, наименование банка: ГРКЦ ГУ России по Тюменской области, КПП 720301001, ОКТМО 71701000, БИК 047102001, КБК 18811690040046000140, УИН 18880472187000836170.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени
Судья А.Д. Ильин