НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край) от 24.12.2021 № 5-3417/2021

Дело №5-3417/2021

УИД 75MS0003-01-2021-002783-55

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 декабря 2021 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Еремеева Ю.В., при секретаре Бороевой А.А., с участием ФИО1, представителя прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А., действующей на основании прав по должности, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении министра образования и науки Забайкальского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора Забайкальского края Мухаметовым Э.Р. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – Министра образования и науки Забайкальского края ФИО1

Собранные материалы по факту совершения ФИО1 административного правонарушения в соответствии с положениями ст. 28.8 КоАП РФ представлены на рассмотрение в судебном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры Забайкальского края Вецина Т.А. полагала факт совершения правонарушения и вину ФИО1 в его совершении установленными и подтвержденными материалами дела, просила назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией данной статьи. Пояснила, что вменяемое нарушения выразилось в нарушении срока предоставления субсидии, отраженного в графике, то есть ранее декабря 2021 года.

ФИО1 в судебном заседании полагала состав административного правонарушения отсутствующим, ссылаясь на предоставления субсидии на основании заявок, указала, что общая сумма субсидии, предоставленной в 2021 году, не превысила сумму субсидии, предусмотренной на 2021 год с учетом дополнительного соглашения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой края проведена проверка деятельности Министерства образования и науки Забайкальского края (далее - Министерство), по результатам которой выявлены нарушения бюджетного законодательства при предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) за оказанные услуги.

Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок определения объема и условий предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края (далее - Порядок).

Указанным Порядком определены правила определения объема и условия предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства.

Министерством в рамках данного Порядка 21.01.2021 с ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» (далее -Учреждение) заключено Соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнение работ) (далее -Соглашение).

Согласно п. 1.1 Соглашения его предметом является предоставление Учреждению из бюджета Забайкальского края в 2021 году/2022-2023 годах субсидии в целях реализации основного мероприятия «Организация отдыха и оздоровления детей» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Субсидия предоставляется Учреждению в размере 24 253 440 рублей: в 2021 г. в сумме 10 284 480 рублей, в 2022 г. - 6 984 480 рублей, в 2023 г. -6 984 480 рублей (п. 2.2 Соглашения).

В силу п. 4.1.4 Соглашения Министерство в роли Учредителя обязуется обеспечивать перечисление субсидии на счет Учреждения согласно графику перечисления субсидии в соответствии с приложением №1, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.

Приложением №1 к указанному Соглашению установлен график перечисления субсидий № б/н, согласно которому предоставление всей суммы субсидии в размере 10 284 480 рублей осуществляется в декабре 2021 г.

На основании Дополнительного соглашения к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ в п. 2.2 Соглашения внесены изменения в следующей редакции: «Субсидия предоставляется Учреждению в размере 22 723 742 рублей, в том числе в 2021 г. в сумме 8 754 782 рублей. Согласно графику перечисления субсидии, являющемуся приложением № 1 к указанному Дополнительному соглашению, вся сумма в размере 8 754 782 рублей подлежит перечислению в декабре 2021 г.».

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в рамках заключенного Соглашения Учреждением на протяжении всего года в адрес Министерства направлялись заявки на финансирование коммунальных, транспортных услуг, содержание имущества и иные расходы (далее - заявки), потребность в котором у Учреждения возникает на регулярной основе, а не в конце года.

Так, Учреждением в марте 2021 г. направлена заявка на выделение денежных средств в размере 511 480 рублей, в июне 2021 г. - 228 748 рублей, в июле (августе) 2021 г. - 4 534 824 рублей, в сентябре 2021 г. - 450 894,25 рублей, в октябре 2021 г. - 3 487 402,63 рублей.

На основании указанных заявок Министерством, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в Управление Федерального казначейства Забайкальского края (далее - УФК по краю) направлялись заявки на финансирование главного распорядителя бюджетных средств.

Так, в июле 2021 г. Министерством в лице руководителя ФИО1 направлена заявка в УФК по краю на выделение финансирования в размере 4 619 134,3 рублей, в том числе Учреждению в размере 4 507 824,3 рублей; аналогичные заявки, санкционированные руководителем Министерства ФИО1, были сделаны в сентябре 2021 г. в размере 219 720 рублей, в октябре 2021 г. - 2 556 673,8 рублей, в том числе Учреждению в размере 1 864 132,71 рублей.

На основании указанных заявок Учреждению платежными поручениями (далее - ПП) перечислены денежные средства в размере: ПП от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 507 824,3 рублей, ПП от ДД.ММ.ГГГГ - 219 720 рублей, ПП от ДД.ММ.ГГГГ - 1 864 132,71 рублей.

Таким образом, субсидия фактически предоставлялась Министерством в июле, сентябре, октябре 2021 года, то есть в нарушение установленного графика перечисления субсидии.

В соответствии с распоряжением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность министра образования, науки и молодежной политики.

Согласно п. 3.2 должностной инструкции министра образования и наукиЗабайкальского края, утвержденной Губернатором Забайкальского краяДД.ММ.ГГГГ в обязанности входит, в том числе, осуществление руководствадеятельностью Министерства, организация работы Министерства иобеспечение выполнение полномочий и функций, возложенных наМинистерство.

В силу п. 3.4 должностной инструкции гражданский служащий, занимающий должность министра, несет ответственность, установленную законом, за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ министр образования и науки Забайкальского края ФИО1, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес> «а», подписала заявку , выделив ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» субсидию в размере 4 507 824,30 рублей, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала заявку , выделив ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» субсидию в размере 219 720 рублей, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подписала заявку , выделив ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» субсидию в размере 1 864 132,71 рублей, то есть вне графика перечисления субсидии, утвержденного Дополнительным соглашением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым допустив нарушение требований ст. 78.1 БК РФ, а именно порядка предоставления субсидий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.5.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 приведенного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 28.2 Кодекса описание события административного правонарушения подлежит указанию в протоколе об административном правонарушении.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ наступает за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 этого же Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Общие положения о расходах бюджетов, регламентированы главой 10 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 69 БК РФ установлено, что к бюджетным ассигнованиям (предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств) относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В соответствии со ст. 69.1 этого же Кодекса к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение ими государственного (муниципального) задания; предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.

Порядок предоставления перечисленных бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в форме субсидий более подробно урегулирован статьями 78.1 и 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь порядок представления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 части 2 которой указанные субсидии могут предоставляться из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в числе прочих цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Из материалов дела следует, что соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено между Министерством образования Забайкальского края и ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» в целях реализации основного мероприятия «Организация отдыха и оздоровления детей» государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 3.1 соглашения перечисление Субсидии осуществляется в соответствии с Порядком на открытый Учреждению лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Забайкальскому краю.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что объективная сторона административного правонарушения, вменяемого ФИО1, выразилась в нарушении срока предоставления субсидии, предусмотренного указанным выше графиком.

Вместе с тем, как видно из приведенного выше соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, указанная субсидия предоставлялась ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь из приведенного Приказа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный Порядок принят в соответствии с пунктом 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2 п. 1).

Поскольку предоставляемая ГУДО «Образовательный детско-юношеский центр Забайкальского края» субсидия не относилась к субсидиям, предоставляемым юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, порядок предоставления которой регламентирован статьей 78 БК РФ, учитывая предоставление субсидии в соответствии с п.1 ст. 78.1 БК РФ с учетом нормативных затрат, оснований считать, что должностное лицо нарушило условия ее предоставления и как следствие квалифицировать содеянное ею по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ у первого заместителя прокурора Забайкальского края не имелось.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного ей в вину административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Ю.В. Еремеева