Третьяковский районный суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Третьяковский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 5-5/2010
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 октября 2010 года с. Староалейское
Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Каплуновой О.И.
при секретаре Тарасовой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» Третьяковского района Алтайского края,
- в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Южно-Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алтайского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями проведена проверка в отношении СПК «Корболиха» с целью соблюдения требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и технических устройств; с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной и энергетической безопасности.
Проверка проведена на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки КИП от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 3-5).
О проведении проверки председателю СПК «Корболиха» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление (л.д. 6).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица СПК «Корболиха», представитель юридического лица – председатель сельскохозяйственного кооператива ФИО1, о составлении протокола об административном правонарушении уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно указанного протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-20) при осуществлении внеплановой, выездной проверки котельной СПК «Корболиха», проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлено продолжение эксплуатации двух паровых котлов с не устраненными замечаниями, указанными в актах и предписаниях представителя Федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности. Выявлены новые нарушения по эксплуатации котлов, железной дымовой трубы Н-20м и здания котельной.
В связи с реорганизацией предприятия и передачей опасных технических устройств другому владельцу на предприятии не проведена следующая работа:
- на предприятии не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года);
- не оформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (нарушение требований ст. 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года);
- не переработано положение об организации и осуществлении производственного контроля на предприятии (нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года, ст. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте №, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года);
- члены постоянно действующей комиссии (не менее 5 человек), ответственные лица не аттестованы на знание действующих правил и Федеральных законов в области промышленной безопасности (нарушение Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты);
- не разработаны эксплуатационные инструкции применительно к эксплуатационной схеме и должностные инструкции обслуживающего персонала и инженерно - технических работников предприятия;
- не разработан План мероприятий локализации аварий и ликвидации их последствий, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест (нарушение требований ст. 12 (г, д) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте №, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года);
- не разработана эксплуатационная схема трубопроводов котельной с нанесением на ней надписей:
диметр трубопровода;
номер и условное обозначение запорного и регулирующего органа;
направление движения среды (нарушение требований ст. 7.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10- 573-03);
- ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию не выполняются обязанности:
не проводятся противоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом котельной;
отсутствует тематика и график проведения противоаварийных тренировок;
не проверяется правильность ведения технической документации;
не ведутся эксплуатационные и ремонтные журналы (нарушение требований ст. 9.1.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);
- обслуживающим персоналом котельной, не реже одного раза в смену не производится проверка исправности действия манометров, указателей уровня воды, предохранительных клапанов, питательных насосов путем кратковременного пуска, защиты и сигнализации (нарушение требований ст. 9.3.1, 9.3.3, 9.3.4, 9.3.5, 9.3.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);
- ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию не производится проверка рабочих манометров контрольным манометром (нарушение требований ст. 9.3.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03).
Выявлены новые нарушения:
- не проводилась экспертиза промышленной безопасности здания котельной (нарушение требований ст. 9. ч. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года, п. 1.4 РД 22-01.97);
- не проведено обследование (Экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы) с целью определения её технического состояния организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (нарушение требований п. 1.3, п. 1.5 Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб РД 03-610-03, утвержденных Минюстом РФ 20.06.2003 года, ст. 3 Правил безопасности при эксплуатации промышленных дымовых труб ПБ 03-445-02);
- не проводятся и не ведется журнал проведения периодических осмотров зданий и сооружений лицами, контролирующими их безопасную эксплуатацию, в котором должны фиксироваться результаты осмотров (нарушение требований п. 2.2.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей ПТЭ ЭС и С);
- отсутствует назначенная приказом комиссия по приемке оборудования, зданий и сооружений из капитального ремонта. Отсутствуют программы приемки комиссией оборудования, зданий и сооружений из капитального ремонта, согласованных с исполнителем и утвержденных руководителем предприятия (нарушение п. 1.6.10 ПТЭ ЭС и С);
- не разработан график периодических осмотров обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов промышленных дымовых труб, утвержденный главным инженером (нарушение требований п. 5 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных дымовых труб ПБ 03-445-02);
- не назначено приказом лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию промышленных дымовых труб, не проводятся осмотры с записью результатов осмотров в журнал:
фундамента и отмостки по периметру трубы, ливневой канализации для отвода поверхностных вод;
водопроводных и канализационных систем, расположенных менее 100 метров от фундамента трубы;
места присоединения к трубе газоходов, не контролируется качество деформационных швов и их герметичность;
уровень грунтовых вод;
вертикальность ствола трубы (нарушение требований Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02);
- не назначена комиссия для проведения периодических наружных осмотров трубы. Отсутствуют комиссионные акты результатов всех видов осмотра дымовых труб (п. 3 Раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02);
- лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, на которое возложены функции:
организации осмотров, ремонта, испытаний, технических освидетельствований сосудов, работающих под давлением;
контроль за ведением оперативной и технической документации;
контроль за исправным состоянием оборудования котельной;
контроль за производством оперативных переключений;
контроль за соблюдением персоналом трудового распорядка и внутреннего режима;
проведение противоаварийных и противопожарных тренировок с оперативно-ремонтным персоналом котельной;
проведение инструктажей и ознакомление с распорядительными документами по предприятию;
проведение мероприятий по снижению производственного травматизма и улучшению санитарных условий работников станции;
выполнение предписаний государственных инспекций и комиссий, производственного контроля предприятия;
не аттестовано на знание действующих Федеральных законов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности (нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03 п. 7.1.1, ст. 9.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);
- на котлах не работают приборы безопасности, обеспечивающие своевременное и надежное автоматическое отключение котлов при не допустимых отклонениях от заданных режимов эксплуатации, не работают автоматически действующие звуковые и световые сигнализаторы верхнего и нижнего предельных положений уровня воды (нарушение требований ст. 6.7.1, ст. 6.7.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03.
Отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожарного, отсутствие производственного контроля на предприятии, не проведение экспертиз промышленной безопасности зданий и сооружений взрывопожарного объекта (дымовой трубы и здания котельной), систематическое не выполнение предписаний Федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, отсутствие аттестации специалистов предприятия на знание Федеральных законов в области промышленной безопасности является нарушением Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ-116 от 21.07.1997 года. Нарушение требований Федеральных законов в области промышленной безопасности нормативно-технической документации при эксплуатации котлов несут угрозу жизни обслуживающему персоналу котельной и третьим лицам.
К протоколу об административном правонарушении приложены акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-32), которым установлены недостатки, указанные в протоколе об административном правонарушении; предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-39), которым предписано устранить выявленные нарушения в установленные предписанием сроки (сроки в отношении нарушений установлены различные – немедленно, по получению предписания, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, к материалам по делу об административном правонарушении приобщены правоустанавливающие документы юридического лица.
При подготовке материала по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» были установлены недостатки, а именно:
в протоколе об административном правонарушении не было указано время обнаружения (совершения) административного правонарушения, указан час « 10 ч. 00 мин.». Из представленного административного материала усматривалось, что правонарушение обнаружено в период проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки, не установлено когда (какого числа, месяца, года) обнаружено правонарушение;
при составлении протокола об административном правонарушении не было отобрано объяснение представителя юридического лица;
в протоколе было указано, что документ составлен в присутствии свидетелей, однако, не указаны их данные, отсутствовали их объяснения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении и другие материалы по делу в отношении СПК «Корболиха» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ возвращены государственному инспектору Алтайского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору, для устранения допущенных недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ в суд направлены материалы и протокол по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» с устраненными недостатками (л.д. 66).
При рассмотрении материалов по делу об административном правонарушении установлено, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха», фактически не устранены указанные недостатки.
Так, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении СПК «Корболиха», не уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, не принимал участие при его составлении, соответственно, не ознакомлен с протоколом, ему не разъяснены права, не отобрано объяснение, копия протокола не направлена в его адрес, что усматривается из протокола.
В соответствии с ч. 3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из протокола об административном правонарушении, поступившего после устранения недостатков (л.д. 57-65) усматривается, что устранен один недостаток – указана дата совершения административного правонарушения. При этом допущены новые нарушения норм административного закона – протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как определение суда о возврате дела для устранения недостатков от ДД.ММ.ГГГГ направлено должностному лицу ДД.ММ.ГГГГ, поэтому протокол не мог быть составлен ДД.ММ.ГГГГ; представитель юридического лица не уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении.
Кроме того, в протоколе имеется отметка о том, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя юридического лица ФИО1, что представитель юридического лица отказался от объяснений. Однако, доказательств этого не имеется, отсутствует подпись ФИО1, удостоверяющая его присутствие при составлении протокола об административном правонарушении и отказ от объяснения. Отсутствует какая-либо информация о вручении (направлении) копии протокола представителю юридического лица в трехдневный срок.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При этом объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст.9.1 КоАП РФ, является порядок деятельности в области промышленной безопасности. Объективная сторона административного правонарушения. Предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ заключается в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. Перечень этих веществ дан в Приложении № 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
К требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В судебном заседании установлено, что СПК «Корболиха» Третьяковского района имеет пивоваренный завод, в строительный объект которого входит котельная. Котельная относится к категории опасных производственных объектов и состоит на учете в Ростехнадзоре.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
В соответствии с распоряжением СПК «Корболиха» от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлена работа котельной в связи с приостановкой работы солодовенного цеха и окончанием отопительного сезона (л.д. 76).Машинисты паровых котлов переведены на другие работы. Данное обстоятельство подтверждается также распоряжениями о переводе машинистов паровых котлов на другие должности (л.д. 77-79). В период отопительного сезона 2009-2010 года пивоваренный завод не работал в виду отсутствия финансовых средств.
Согласно распоряжения СПК «Корболиха» от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тяжелым финансовым положением и остановкой работы солодовенного цеха ремонт котельной остановлен и законсервирован (л.д. 80).
ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главного инженера СПК «Корболиха», инженера бригады трудоемких процессов СПК «Корболиха», члена наблюдательного совета СПК «Корболиха» и главы Корболихинского сельсовета провели обследование производственного объекта – котельной. Комиссия установила, что СПК «Корболиха» прекратил деятельность по производству пива и солода с 2008 года, в связи с чем работа пивоваренного завода и солодовенного цеха остановлена. Установлено, что необходимость в работе котельной пивзавода, предназначенной для осуществления технологического процесса по изготовлению пива и солода, а также отопления зданий пивзавода и солодовни, отсутствует. Комиссия пришла к выводу о том. что в связи с остановкой работы пивоваренного завода и солодовенного цеха ремонт котельной остановить, котельную законсервировать. Действия комиссии зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81).
Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями представителя юридического лица СПК «Корболиха» ФИО2, которая указала, что сельскохозяйственный кооператив ввиду отсутствия финансовых средств прекратил работу пивоваренного завода. Данная котельная является недвижимым объектом строительства и входит в состав недвижимого объекта пивоваренного завода. Поскольку работа пивзавода прекращена, с 2008 года котельная не эксплуатируется. Производить ремонт котельной в настоящее время СПК «Колрболиха» не имеет возможности ввиду отсутствия финансовых средств. Кроме того, ввиду отсутствия производственной необходимости сельскохозяйственное предприятие не усматривает необходимость финансовых вложений в ремонт котельной.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что СПК «Корболиха» не эксплуатирует котельную, которая является неотъемлемой частью пивоваренного завода. Другой котельной в СПК «Корболиха» нет.
Судом также установлено, что юридический адрес котельной с. Корболиха, Третьяковского района, Алтайского края. В протоколе об административном правонарушении указано место совершения правонарушения с. Корболиха. Третьяковского района, Алтайского края, то есть не установлено место совершения правонарушения.
Изложенное указывает на то, что СПК «Корболиха», остановив и законсервировав работу котельной пивоваренного завода, не нарушало требования промышленной безопасности, не нарушало защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на указанном опасном производственном объекте и последствий указанных аварий, поскольку фактически не эксплуатировало этот объект.
Кроме того, в материалах по делу об административном правонарушении отсутствует какая-либо информация о предписаниях СПК «Корболиха» за ранние периоды (копии предписаний не представлены), хотя в протоколе должностное лицо ссылается на их неисполнение. Также на момент составления протокола об административном правонарушении – ДД.ММ.ГГГГ - не истекли сроки исполнения по устранению нарушений, установленные предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-39).
Суд считает, что отсутствует событие административного правонарушения, совершение которого вменяется СПК «Корболиха».
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
С учетом изложенных обстоятельств производство по данному делу в отношении юридического лица СПК «Корболиха» подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 20.10, 29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Третьяковский районный суд.
Судья О.И. Каплунова