НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьяковского районного суда (Алтайский край) от 26.10.2010 № 5-5

                                                                                    Третьяковский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Третьяковский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 5-5/2010

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 октября 2010 года с. Староалейское

Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Каплуновой О.И.

при секретаре Тарасовой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» Третьяковского района Алтайского края,

- в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Южно-Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алтайского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями проведена проверка в отношении СПК «Корболиха» с целью соблюдения требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и технических устройств; с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной и энергетической безопасности.

Проверка проведена на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки КИП от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 3-5).

О проведении проверки председателю СПК «Корболиха» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление (л.д. 6).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица СПК «Корболиха», представитель юридического лица – председатель сельскохозяйственного кооператива Иванов П.Я., о составлении протокола об административном правонарушении уведомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Согласно указанного протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-20) при осуществлении внеплановой, выездной проверки котельной СПК «Корболиха», проводимой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлено продолжение эксплуатации двух паровых котлов с не устраненными замечаниями, указанными в актах и предписаниях представителя Федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности. Выявлены новые нарушения по эксплуатации котлов, железной дымовой трубы Н-20м и здания котельной.

В связи с реорганизацией предприятия и передачей опасных технических устройств другому владельцу на предприятии не проведена следующая работа:

- на предприятии не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года);

- не оформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (нарушение требований ст. 6 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года);

- не переработано положение об организации и осуществлении производственного контроля на предприятии (нарушение требований ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года, ст. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте №, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года);

- члены постоянно действующей комиссии (не менее 5 человек), ответственные лица не аттестованы на знание действующих правил и Федеральных законов в области промышленной безопасности (нарушение Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты);

- не разработаны эксплуатационные инструкции применительно к эксплуатационной схеме и должностные инструкции обслуживающего персонала и инженерно - технических работников предприятия;

- не разработан План мероприятий локализации аварий и ликвидации их последствий, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест (нарушение требований ст. 12 (г, д) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте №, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года);

- не разработана эксплуатационная схема трубопроводов котельной с нанесением на ней надписей:

диметр трубопровода;

номер и условное обозначение запорного и регулирующего органа;

направление движения среды (нарушение требований ст. 7.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10- 573-03);

- ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию не выполняются обязанности:

не проводятся противоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом котельной;

отсутствует тематика и график проведения противоаварийных тренировок;

не проверяется правильность ведения технической документации;

не ведутся эксплуатационные и ремонтные журналы (нарушение требований ст. 9.1.4 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);

- обслуживающим персоналом котельной, не реже одного раза в смену не производится проверка исправности действия манометров, указателей уровня воды, предохранительных клапанов, питательных насосов путем кратковременного пуска, защиты и сигнализации (нарушение требований ст. 9.3.1, 9.3.3, 9.3.4, 9.3.5, 9.3.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);

- ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию не производится проверка рабочих манометров контрольным манометром (нарушение требований ст. 9.3.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03).

Выявлены новые нарушения:

- не проводилась экспертиза промышленной безопасности здания котельной (нарушение требований ст. 9. ч. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года, п. 1.4 РД 22-01.97);

- не проведено обследование (Экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы) с целью определения её технического состояния организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (нарушение требований п. 1.3, п. 1.5 Методических указаний по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб РД 03-610-03, утвержденных Минюстом РФ 20.06.2003 года, ст. 3 Правил безопасности при эксплуатации промышленных дымовых труб ПБ 03-445-02);

- не проводятся и не ведется журнал проведения периодических осмотров зданий и сооружений лицами, контролирующими их безопасную эксплуатацию, в котором должны фиксироваться результаты осмотров (нарушение требований п. 2.2.1. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей ПТЭ ЭС и С);

- отсутствует назначенная приказом комиссия по приемке оборудования, зданий и сооружений из капитального ремонта. Отсутствуют программы приемки комиссией оборудования, зданий и сооружений из капитального ремонта, согласованных с исполнителем и утвержденных руководителем предприятия (нарушение п. 1.6.10 ПТЭ ЭС и С);

- не разработан график периодических осмотров обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов промышленных дымовых труб, утвержденный главным инженером (нарушение требований п. 5 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных дымовых труб ПБ 03-445-02);

- не назначено приказом лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию промышленных дымовых труб, не проводятся осмотры с записью результатов осмотров в журнал:

фундамента и отмостки по периметру трубы, ливневой канализации для отвода поверхностных вод;

водопроводных и канализационных систем, расположенных менее 100 метров от фундамента трубы;

места присоединения к трубе газоходов, не контролируется качество деформационных швов и их герметичность;

уровень грунтовых вод;

вертикальность ствола трубы (нарушение требований Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02);

- не назначена комиссия для проведения периодических наружных осмотров трубы. Отсутствуют комиссионные акты результатов всех видов осмотра дымовых труб (п. 3 Раздела 3 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02);

- лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под давлением, на которое возложены функции:

организации осмотров, ремонта, испытаний, технических освидетельствований сосудов, работающих под давлением;

контроль за ведением оперативной и технической документации;

контроль за исправным состоянием оборудования котельной;

контроль за производством оперативных переключений;

контроль за соблюдением персоналом трудового распорядка и внутреннего режима;

проведение противоаварийных и противопожарных тренировок с оперативно-ремонтным персоналом котельной;

проведение инструктажей и ознакомление с распорядительными документами по предприятию;

проведение мероприятий по снижению производственного травматизма и улучшению санитарных условий работников станции;

выполнение предписаний государственных инспекций и комиссий, производственного контроля предприятия;

не аттестовано на знание действующих Федеральных законов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности (нарушение ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ - 116 от 21.07.1997 года и Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03 п. 7.1.1, ст. 9.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03);

- на котлах не работают приборы безопасности, обеспечивающие своевременное и надежное автоматическое отключение котлов при не допустимых отклонениях от заданных режимов эксплуатации, не работают автоматически действующие звуковые и световые сигнализаторы верхнего и нижнего предельных положений уровня воды (нарушение требований ст. 6.7.1, ст. 6.7.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов ПБ 10-574-03.

Отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожарного, отсутствие производственного контроля на предприятии, не проведение экспертиз промышленной безопасности зданий и сооружений взрывопожарного объекта (дымовой трубы и здания котельной), систематическое не выполнение предписаний Федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, отсутствие аттестации специалистов предприятия на знание Федеральных законов в области промышленной безопасности является нарушением Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ФЗ-116 от 21.07.1997 года. Нарушение требований Федеральных законов в области промышленной безопасности нормативно-технической документации при эксплуатации котлов несут угрозу жизни обслуживающему персоналу котельной и третьим лицам.

К протоколу об административном правонарушении приложены акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25-32), которым установлены недостатки, указанные в протоколе об административном правонарушении; предписание № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-39), которым предписано устранить выявленные нарушения в установленные предписанием сроки (сроки в отношении нарушений установлены различные – немедленно, по получению предписания, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, к материалам по делу об административном правонарушении приобщены правоустанавливающие документы юридического лица.

При подготовке материала по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» были установлены недостатки, а именно:

в протоколе об административном правонарушении не было указано время обнаружения (совершения) административного правонарушения, указан час « 10 ч. 00 мин.». Из представленного административного материала усматривалось, что правонарушение обнаружено в период проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки, не установлено когда (какого числа, месяца, года) обнаружено правонарушение;

при составлении протокола об административном правонарушении не было отобрано объяснение представителя юридического лица;

в протоколе было указано, что документ составлен в присутствии свидетелей, однако, не указаны их данные, отсутствовали их объяснения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении и другие материалы по делу в отношении СПК «Корболиха» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ возвращены государственному инспектору Алтайского отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и тепловыми сетями Южно-Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору, для устранения допущенных недостатков.

ДД.ММ.ГГГГ в суд направлены материалы и протокол по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» с устраненными недостатками (л.д. 66).

При рассмотрении материалов по делу об административном правонарушении установлено, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха», фактически не устранены указанные недостатки.

Так, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении СПК «Корболиха», не уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, не принимал участие при его составлении, соответственно, не ознакомлен с протоколом, ему не разъяснены права, не отобрано объяснение, копия протокола не направлена в его адрес, что усматривается из протокола.

В соответствии с ч. 3, 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из протокола об административном правонарушении, поступившего после устранения недостатков (л.д. 57-65) усматривается, что устранен один недостаток – указана дата совершения административного правонарушения. При этом допущены новые нарушения норм административного закона – протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как определение суда о возврате дела для устранения недостатков от ДД.ММ.ГГГГ направлено должностному лицу ДД.ММ.ГГГГ, поэтому протокол не мог быть составлен ДД.ММ.ГГГГ; представитель юридического лица не уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении.

Кроме того, в протоколе имеется отметка о том, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя юридического лица Иванова П.Я., что представитель юридического лица отказался от объяснений. Однако, доказательств этого не имеется, отсутствует подпись Иванова П.Я., удостоверяющая его присутствие при составлении протокола об административном правонарушении и отказ от объяснения. Отсутствует какая-либо информация о вручении (направлении) копии протокола представителю юридического лица в трехдневный срок.

Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При этом объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст.9.1 КоАП РФ, является порядок деятельности в области промышленной безопасности. Объективная сторона административного правонарушения. Предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ заключается в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. Перечень этих веществ дан в Приложении № 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

К требованиям промышленной безопасности относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В судебном заседании установлено, что СПК «Корболиха» Третьяковского района имеет пивоваренный завод, в строительный объект которого входит котельная. Котельная относится к категории опасных производственных объектов и состоит на учете в Ростехнадзоре.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с распоряжением СПК «Корболиха» от ДД.ММ.ГГГГ № приостановлена работа котельной в связи с приостановкой работы солодовенного цеха и окончанием отопительного сезона (л.д. 76).Машинисты паровых котлов переведены на другие работы. Данное обстоятельство подтверждается также распоряжениями о переводе машинистов паровых котлов на другие должности (л.д. 77-79). В период отопительного сезона 2009-2010 года пивоваренный завод не работал в виду отсутствия финансовых средств.

Согласно распоряжения СПК «Корболиха» от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тяжелым финансовым положением и остановкой работы солодовенного цеха ремонт котельной остановлен и законсервирован (л.д. 80).

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе главного инженера СПК «Корболиха», инженера бригады трудоемких процессов СПК «Корболиха», члена наблюдательного совета СПК «Корболиха» и главы Корболихинского сельсовета провели обследование производственного объекта – котельной. Комиссия установила, что СПК «Корболиха» прекратил деятельность по производству пива и солода с 2008 года, в связи с чем работа пивоваренного завода и солодовенного цеха остановлена. Установлено, что необходимость в работе котельной пивзавода, предназначенной для осуществления технологического процесса по изготовлению пива и солода, а также отопления зданий пивзавода и солодовни, отсутствует. Комиссия пришла к выводу о том. что в связи с остановкой работы пивоваренного завода и солодовенного цеха ремонт котельной остановить, котельную законсервировать. Действия комиссии зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81).

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями представителя юридического лица СПК «Корболиха» Ардатовой И.В., которая указала, что сельскохозяйственный кооператив ввиду отсутствия финансовых средств прекратил работу пивоваренного завода. Данная котельная является недвижимым объектом строительства и входит в состав недвижимого объекта пивоваренного завода. Поскольку работа пивзавода прекращена, с 2008 года котельная не эксплуатируется. Производить ремонт котельной в настоящее время СПК «Колрболиха» не имеет возможности ввиду отсутствия финансовых средств. Кроме того, ввиду отсутствия производственной необходимости сельскохозяйственное предприятие не усматривает необходимость финансовых вложений в ремонт котельной.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что СПК «Корболиха» не эксплуатирует котельную, которая является неотъемлемой частью пивоваренного завода. Другой котельной в СПК «Корболиха» нет.

Судом также установлено, что юридический адрес котельной с. Корболиха,  Третьяковского района, Алтайского края. В протоколе об административном правонарушении указано место совершения правонарушения с. Корболиха.  Третьяковского района, Алтайского края, то есть не установлено место совершения правонарушения.

Изложенное указывает на то, что СПК «Корболиха», остановив и законсервировав работу котельной пивоваренного завода, не нарушало требования промышленной безопасности, не нарушало защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на указанном опасном производственном объекте и последствий указанных аварий, поскольку фактически не эксплуатировало этот объект.

Кроме того, в материалах по делу об административном правонарушении отсутствует какая-либо информация о предписаниях СПК «Корболиха» за ранние периоды (копии предписаний не представлены), хотя в протоколе должностное лицо ссылается на их неисполнение. Также на момент составления протокола об административном правонарушении – ДД.ММ.ГГГГ - не истекли сроки исполнения по устранению нарушений, установленные предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-39).

Суд считает, что отсутствует событие административного правонарушения, совершение которого вменяется СПК «Корболиха».

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств производство по данному делу в отношении юридического лица СПК «Корболиха» подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9, 20.10, 29.11 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Корболиха» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Третьяковский районный суд.

Судья О.И. Каплунова