НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 № 16-2097/2022

№ 16-2097/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 апреля 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. на вступившие в законную силу решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г., вынесенные в отношении министра финансов Республики Карелия Антошиной Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 августа 2021 г. министр финансов Республики Карелия Антошина Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г., постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 августа 2021 г. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. ставит вопрос об отмене судебных решений, ссылаясь на законность привлечения Антошиной Е.А. к административной ответственности.

Антошина Е.А., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на названные судебные акты, в установленный срок возражения не представила.

Изучив доводы жалобы и представленные с нею материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из постановления должностного лица УФК по Республике Карелия от 25 августа 2021 г. следует, что основанием для привлечения Антошиной Е.А. к административной ответственности по вышеприведенной статье явились следующие обстоятельства.

Министром финансов Республики Карелия Антошиной Е.А. не соблюдены требования подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 9 Правил № 1614 – допущено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении 27.12.2019 средств бюджета Республики Карелия, источником финансового обеспечения которых являются средства иного межбюджетного трансферта, в сумме 4 165,55 рублей и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Законом Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-3PK (ред. от 26.12.2019) «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, бюджетной росписью на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Министерства финансов Республики Карелия, бюджетной сметой Министерства финансов Республики Карелия на 2019 финансовый год (на плановый период 2020 и 2021 годов), нормативными правовыми актами, являющимися правовым основанием предоставления указанных средств – на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий ведущему специалисту отдела финансов в отраслях социальной сферы ФИО1, деятельность которой не способствовала достижению Республикой Карелия значений показателей эффективности деятельности, учитываемых при распределении иного межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 2960-р, а также на выплату налога на доходы физических лиц, исчисленных с указанного дохода ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование. Место совершения правонарушения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр.Ленина, д. 19. Дата совершения правонарушения: 27.12.2019.

Отменяя постановление, судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия пришел к выводу об отсутствии в действиях Антошиной Е.А. состава вменяемого административного правонарушения, сделав вывод о неправильном применении норм материального права.

Так, судьей установлено, что деятельность ведущего специалиста отдела финансов в отраслях социальной сферы ФИО1 способствовала достижению Республикой Карелия значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации «уровень бедности», «уровень реальной среднемесячной заработной платы». Следовательно, ФИО1, приступившая к исполнению своих обязанностей 13.12.2019, и, как следствие, являющаяся членом региональной управленческой команды в 2019 г., подлежала поощрению в соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614, поскольку указанные цели, поставленные перед Министерством финансов Республики Карелия, подлежали реализации до окончания 2019 г.

С указанным выводом согласился судья Верховного суда Республики Карелия, оставив жалобу должностного лица административного органа без удовлетворения.

Данные выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бюджетного законодательства, с учетом требований статьи 1.5 названного Кодекса, установленные противоречия и недостаточность доказательств толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.

В ходе рассмотрения жалоб судьями установлены фактические обстоятельства дела, оценены собранные по делу доказательства, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Жалоба подана должностным лицом административного органа в связи с несогласием с прекращением производства по делу.

Вместе с тем, в настоящее время исключена возможность проверки доводов жалобы, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение либо отмена постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Эта норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При таких обстоятельствах, требование жалобы об отмене решения судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2021 г. и решения судьи Верховного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г. не может быть удовлетворено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 9 ноября 2021 г. и решение судьи Верховного суда Республики Карелия от 21 декабря 2021 г., вынесенные в отношении министра финансов Республики Карелия Антошиной Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Иго Е.М. – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда

общей юрисдикции Е.А. Широкова