НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2022 № 16-4087/2022

№ 16-4087/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 10 августа 2022 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО2 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Чагодощенского территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 03.08.2021 № 24/5, решение судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 16.09.2021 №12-121/2021, решение судьи Вологодского областного суда от 29.11.2021 №7-712/2021, состоявшиеся в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Чагодощенского территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 03.08.2021 № 24/5, оставленным без изменения решением судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 16.09.2021 №12-121/2021, решением судьи Вологодского областного суда от 29.11.2021 №7-712/2021, ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ОАО «РЖД» ФИО2 выражает несогласие с приведенными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (в ред. Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ).

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог приведены в разделе VII указанных Правил, согласно которым полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (пункт 37 Правил); владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны: а) не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы; б) организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня; в) в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил (пункт 38 Правил).

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» допустило нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека при следующих обстоятельствах: 18.06.2021 на участке железной дороги Подборовье - Кабожа от километрового столба 73/74 в направлении станции Кабожа в границах полосы ее отвода, примыкающей с правой стороны к лесным массивам на территории квартала 192 выделы 3, 4 Белокрестского участкового лесничества, произошло возгорание с последующим пожаром на территории лесного фонда. В соответствии с актом о лесном пожаре № 17/3 от 22.06.2021 площадь пожара составила 2,5 га, ущерб составил 127 837 рублей 50 копеек. Полоса отвода железной дороги на указанном километре не вырублена, захламлена упавшими сухостойными и ветровыми деревьями, брошенными шпалами, не отделена от опушки леса противопожарной опашкой, минерализованной полосой, что способствовало распространению пламени на лесной участок.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Иная оценка подателем жалобы представленных доказательств, установленных на их основании обстоятельств дела, не свидетельствует об ошибочности выводов и незаконности вынесенных по делу решений.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и жалоб защитника ОАО «РЖД» на постановления судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судьи пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Довод жалобы защитника о непричастности ОАО «РЖД» к возникновению пожара своего подтверждения не нашел. Согласно материалам дела (акт о лесном пожаре от 22.06.2021 №17/3, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 25.06.2021) полоса отвода железной дороги на месте пожара не вырублена, захламлена упавшими сухостойными и ветровыми деревьями, брошенными шпалами, не отделена от опушки леса противопожарной опашкой, минерализованной полосой, что способствовало распространению пламени на лесной участок. Очаг возгорания расположен в полосе отвода железной дороги, наиболее вероятной причиной возникновения пожара послужило возгорание сухой растительности от проходящего тепловоза, причиной лесного пожара послужил переход огня в лесной массив с сухой растительности полосы отвода железной дороги (л.д.87 - 103).

Довод жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено ненадлежащим должностным лицом административного органа, является необоснованным.

В силу части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в числе иных, статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством) названного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее по тексту цитируемых норм - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, этим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее по тексту цитируемых норм - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108, Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены данные и обстоятельства, указанные в части 1 этой статьи.

Административное наказание назначено обществу в размере, предусмотренном санкцией частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы, вопреки доводам ее заявителя, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя начальника Чагодощенского территориального отдела-государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 03.08.2021 № 24/5, решение судьи Бабаевского районного суда Вологодской области от 16.09.2021 №12-121/2021, решение судьи Вологодского областного суда от 29.11.2021 №7-712/2021, состоявшиеся в отношении ОАО «РЖД» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции