НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2020 № 16-137/20

№ 16-137/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 06 марта 2020 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Новиковой Е.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №24 Санкт – Петербурга от 17.06.2019, решение судьи Выборгского районного суда Санкт – Петербурга от 22.10.2019, состоявшиеся в отношении Новиковой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №24 Санкт – Петербурга от 17.06.2019, оставленным без изменения решением судьи Выборгского районного суда Санкт – Петербурга от 22.10.2019, Новикова Е.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Новикова Е.В. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Новиковой Е.В. дела об административном правонарушении) непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Пунктом 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 – 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данной нормой.

Из материалов дела следует, что Новикова Е.В., являясь генеральным директором ООО «Олимп», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Удельный пр., д. 5, пом. 35-Н, офис 1, не представила в срок, установленный частью 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, истёкший 15.02.2019, сведения о застрахованных лицах за январь 2019 года.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 01.04.2019 в отношении Новиковой Е.В. заместителем начальника ГУ-УПФР в Выборгском района Санкт – Петербурга протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующем привлечении к административной ответственности по указанной статье.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы об отсутствии обязанности ООО «Олимп» подавать сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, так как в обществе отсутствуют застрахованные лица подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представляет сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем у него застрахованном лице.

Как следует из части 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», застрахованными лицами признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, а также лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).

Таким образом, если учредитель является работником организации на основании трудового договора (в том числе если единственный учредитель является директором), работает в организации по гражданско-правовому договору (кроме случая, когда учредитель применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»), то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подавать сведения по форме СЗВ-М.

Вместе с тем, на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется, трудовой договор не заключается вообще, а оформляется решением участника, который своим решением возлагает на себя функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, президента и т.д.). Однако согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Федерального закона № 167-ФЗ относятся к работающим лицам.

Следовательно, сведения по форме СЗВ-М на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный учредитель является директором организации без заключения договора.

При этом следует учитываться, что отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, объективных данных, ставящих под сомнение выводы судебных инстанций о наличии оснований для привлечения Новиковой Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деле не содержится, в жалобе заявителем не представлено.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения Новиковой Е.В. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №24 Санкт – Петербурга от 17.06.2019, решение судьи Выборгского районного суда Санкт – Петербурга от 22.10.2019, состоявшиеся в отношении Новиковой Е.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Новиковой Е.В. - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции