НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Томского областного суда (Томская область) от 15.02.2016 № 4А-44/2016

№ 4а – 44/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 февраля 2016 года г. Томск

Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев жалобу заместителя главного бухгалтера публичного акционерного общества «Томская распределительная компания» (далее - ПАО «ТРК», Общество) Шабановой Н. ЛеоН.ы на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 43/15 от 08 сентября 2015 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 05 ноября 2015 и решение судьи Томского областного суда от 22 декабря 2015 года, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н. ЛеоН.ы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 43/15 от 08.09.2015 заместитель главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабанова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАПРФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 05.11.2015 постановление заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 43/15 от 08.09.2015 оставлено без изменения.

В жалобе заместитель главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабанова Н.Л. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что в принятых по делу актах в нарушение ст. 26.1 КоАП РФ не указаны причины и условия совершения административного правонарушения, а также не доказана объективная сторона правонарушения, а именно каким образом она, предоставляя арифметический расчет и объясняя законом установленный метод ретранслирования данных из налоговых регистров в налоговую декларацию, могла представить заведомо недостоверную информацию. Отмечает, что в ответе на запрос она привела арифметический расчет относительно того, каким образом формируется итоговое значение /__/ руб. из цифр, содержащихся в материалах, которые имелись у департамента, то есть она не сообщала департаменту недостоверной информации. Департамент, вменяя ей правонарушение, указывает, что в строках 1 и 2 таблицы ответа на запрос содержатся данные, отсутствующие в налоговой декларации, однако названные строки необходимо оценивать в совокупности со строками 3 и 4, поскольку только в этом виде таблица имеет верное значение. Вместе с тем данным доводам не дано надлежащей оценки. Ссылаясь на приведенную в жалобе таблицу, указывает, что данные двух строк налоговой декларации складываются из содержимого пяти строк налогового регистра, то есть разница объясняется в порядке отражения расходов в аналитических регистрах налогового учета и налоговой декларации. Отмечает, что пояснения, представленные в ответе от 19.08.2015 № 04.1/5055, не вносили и не могли внести изменения в построчные значения данных налоговой декларации Общества за 2014 год. При этом из пояснений должностного лица не следует, что в представленных Обществом исходных данных имелись какие-либо неточности или неоднозначности, а письмом от 12.08.2015 была запрошена уточняющая информация в связи с выявленными несоответствиями в данных налоговых регистров и декларации по налогу на прибыль за 2014 год. Указывает, что достоверность данных подтверждена и налоговым органом, уполномоченным проводить проверки соблюдения налогового законодательства. Так, ИФНС России по г. Томску письмом от 12.10.2015 № 10-46/363331 сообщила, что в результате камеральной проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2014 год замечаний по представленным регистрам, порядку заполнения налоговой декларации не установлено. Считает, что формальным поводом для ее привлечения к административной ответственности явилось лишь то, что в таблице, представленной в письме ПАО «ТРК» от 19.08.2015 № 02.1/5055, в колонке 4 «данные налоговой декларации» были указаны строки 1 колонки 5 регистра налогового учета НБ-01. Ссылается на то, что отсутствие достаточных навыков сопоставления данных налоговой декларации и регистров налогового учета у эксперта порождает непонимание разницы в отражении расходов в названных документах. Отмечает, что должностному лицу Департамента тарифного регулирования Томской области было известно о том, что информация, представленная письмом от 19.08.2015 №02.1/5055, основана на достоверных данных, о чем свидетельствует обжалуемое постановление. Приводит довод о том, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении не содержится доказательств, подтверждающих то, что предоставленные ПАО «ТРК» данные повлекли или могли повлечь установление неверных (завышенных или заниженных) тарифов на услуги регулируемой организации, то есть не доказана и угроза общественным отношениям по установлению тарифов. Кроме того, считает, что в нарушение норм главы 30 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, участвовало в судебном заседании и представляло пояснения, то есть суд вышел за пределы содержания материалов дела об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л., оснований для удовлетворения данной жалобы не усматриваю.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ административным правонарушением признается представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.

Согласно подп. 3 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования.

В отношении ПАО «ТРК» используется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В силу части 7 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон об электроэнергетике) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании подп. 10 п. 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 31.10.2012 № 145, Департамент устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Департамент тарифного регулирования Томской области в соответствии с подп. 2 п. 10 названного Положения в целях установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, а также их должностных лиц, в том числе в рамках государственной информационной системы.

Пунктом 19 Правил государственного регулирования установлено, что в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

Из материалов дела следует, что ПАО «ТРК» обратилось в Департамент с заявлением от 28.04.2015 исх. № 1.3/2349 по вопросу корректировки необходимой валовой выручки на 2016 год, рассчитанной с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на услуги по передаче электрической энергии и установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «ТРК» (без учета затрат на услуги прочих территориальных сетевых организаций) (л.д.20-26 материалов дела административного органа).

29.06.2015 Департамент в целях реализации функции ценообразования в сфере электроэнергетики в связи с необходимостью уточнения предложения ОАО «ТРК» направил в адрес Общества письмо о необходимости предоставления в срок до 06.07.2015 документов по перечню согласно приложению к указанному письму (л.д.47-50 материалов дела административного органа).

09.07.2015 Общество направило в адрес Департамента документы согласно сводному реестру (л.д.52-58 материалов дела административного органа).

13.07.2015 Департаментом в адрес Общества направлен запрос о предоставлении налоговых регистров по доходам и расходам по обычным видам деятельности за 2014 год в разрезе статей доходов и расходов (л.д.59 материалов дела административного органа).

20.07.2015 Общество представило налоговые регистры на 74 листах с приложением формы «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год», в соответствии с которой отражены расходы на реализацию (товаров, работ, услуг) в сумме /__/ руб. (№ п/п 1 «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год») и внереализационные расходы в сумме /__/ руб. (№ п/п 2 «НБ-01 Расчет налоговой базы за 2014 год») (л.д.63 материалов дела административного органа).

При проведении анализа представленных Обществом документов Департаментом были выявлены несоответствия данных. Так, из налоговой декларации ПАО «ТРК» по налогу на прибыль за 2014 год следует, что расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, составили /__/ руб., а внереализационные расходы указаны в размере /__/ руб., в то время как в расчете налоговой базы № НБ-01 за 2014 год отражены суммы /__/. и /__/ руб. соответственно.

В этой связи 12.08.2015 Департамент тарифного регулирования Томской области сообщил ПАО «ТРК» о несоответствии указанных выше расходов и запросил у ПАО «ТРК» пояснения о причинах расхождения данной информации, обратив внимание Общества на то, что в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год отсутствуют: величина расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, в размере /__/ руб. и величина внереализационных расходов в размере /__/ руб., которые занесены в расчет налоговой базы № НБ-01 за 2014 год (л.д.103-104 материалов дела административного органа).

В ответе на вышеуказанный запрос в письме от 19.08.2015 исх.№02.1/5055 ПАО «ТРК» сообщило об отсутствии противоречий в представленных Обществом документах. При этом в названном письме отражено, что согласно данным налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, составила /__/., а внереализационне расходы - /__/ руб. (л.д.106-108 материалов дела административного органа).

Вместе с тем из представленной Обществом 28.04.2015 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год следует, что расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, составили /__/ руб. (строка 030 налоговой декларации), а внереализационные расходы указаны в размере /__/ руб. (строка 040 налоговой декларации) (л.д.28 материалов дела административного органа).

Факт того, что в ответе от 19.08.2015 исх. № 02.1/5055 в строках 1 и 2 «Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации» и «Внереализационные расходы» в столбце 4 содержатся не данные, указанные в соответствующих строках налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год, Шабанова Н.Л. не оспаривала. В суде первой инстанции Шабанова Н.Л., объясняя причины указанных расхождений в представленной информации, сослалась на допущенную в ответе от 19.08.2015 ошибку исполнителя, которую она расценивает как техническую, что отражено в протоколе судебного заседания от 05.11.2015 (л.д.159-162).

Шабанова Н.Л. не могла не знать об отсутствии сумм, представленных ответом от 19.08.2015 исх. № 02.1/5055 в налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 2014 год, поскольку Департамент тарифного регулирования Томской области прямо указывал на данное обстоятельство в запросе от 12.08.2015, следовательно, Шабанова Н.Л. представила заведомо недостоверные сведения.

На основании изложенного не может быть принят во внимание довод жалобы о недоказанности объективной стороны административного правонарушения.

Обстоятельства, касаемые привлечения Шабановой Н.Л. в качестве должностного лица, исследованы в ходе рассмотрения дела и сомнений не вызывают.

Факт совершения заместителем главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ подтверждается исследованными выше доказательствами, а также протоколом об административном правонарушении от 02.09.2015 (л.д.109-115 материалов дела административного органа).

Данные доказательства оценены должностным лицом, судьей районного суда и судьей Томского областного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ как по отдельности, так и в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При таких обстоятельствах действия заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ.

Довод Шабановой Н.Л. о том, что в ответе на запрос от 19.08.2015 она привела арифметический расчет относительно того, каким образом формируется итоговое значение /__/ руб., основанием для отмены обжалуемых судебных актов не является, поскольку в запросе Департамент тарифного регулирования Томской области указывал на несоответствие конкретных статей расходов, отраженных в налоговой декларации на прибыль организации за 2014 год, данным, содержащимся в расчет налоговой базы № НБ-01 за 2014 год, а не общей суммы расходов.

Расчет, представленный Шабановой Н.Л. в настоящей жалобе и объясняющий расхождение расходов, отраженных в налоговой декларации на прибыль организации за 2014 год и расчете налоговой базы № НБ-01 за 2014 год, повлечь отмены постановленных по делу судебных актов не может, так как информация, первоначально предоставленная Шабановой Н.Л. в ответе на запрос от 19.08.2015 исх.№02.1/5055, указанных сведений не содержала.

То обстоятельство, что налоговая декларация ПАО «ТРК» на прибыль за 2014 год принята и удостоверена налоговым органом, основанием для освобождения Шабановой Н.Л. от административной ответственности не является, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, образуют не действия по нарушению налоговой дисциплины, а представление недостоверных сведений по запросу контролирующего органа.

Участие в судебном заседании должностных лиц Департамента тарифного регулирования Томской области, вопреки доводу жалобы, не нарушает норм КоАП РФ, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. В силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении и вынесших постановление, для выяснения возникших вопросов. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 29.05.2007 № 346-О-О, привлечение должностных лиц, составивших протокол и другие материалы, к участию в деле в качестве свидетелей не нарушает конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов должностного лица, а также судей нижестоящих судебных инстанций и не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались при рассмотрении дела и жалоб, получив при этом надлежащую правовую оценку, отраженную в состоявшихся по делу актах, оснований не соглашаться с которой не имеется.

Постановление о привлечении заместителя главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено заместителю главного бухгалтера ПАО «ТРК» Шабановой Н.Л. в пределах санкции ч. 2 ст.19.7.1 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановленные по делу акты сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда

постановил:

постановление заместителя начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 43/15 от 08 сентября 2015 года, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 05 ноября 2015 и решение судьи Томского областного суда от 22 декабря 2015 года, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера публичного акционерного общества «Томская распределительная компания» Шабановой Н. ЛеоН.ы по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя главного бухгалтера публичного акционерного общества «Томская распределительная компания» Шабановой Н. ЛеоН.ы – без удовлетворения.

Исполняющий обязанности

заместителя председателя

Томского областного суда А.И. Гончаров