Дело №44-г-25
Федеральный судья Макарова Е.В.
Судебная коллегия Босси Н.А.
Бучнева О.А.
Юдина И.С.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тамбов 28 июня 2018 года
Президиум Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Соседова Е.А.,
членов: Бурашниковой Н.А., Ноздрина В.С., Ламонова Е.В..
при секретаре Романовой М.В.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Тамбове и Тамбовском районе о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию,
по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 23 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 28 февраля 2018 года
Заслушав доклад судьи Тамбовского областного суда Белоусовой В.Б., президиум
установил:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области от 4 августа 2017 года Болдыреву А.В., отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ.
Болдырев А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в его специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с *** по *** в должности кабельщика-спайщика Новолядинского узла связи ОАО «Тамбовская электросвязь», с *** по ***, с *** по ***, с ***. в должности кабельщика-спайщика ПАО «Ростелеком», назначить страховую пенсию досрочно с ***, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 300 руб.
В обоснование иска Болдырев А.В. указал, что из карты аттестации рабочего места по условиям труда *** следует, что аттестацией установлена общая оценка условий труда, как 3.1, указано используемое при работе оборудование (электроинструменты, ручной инструмент, газовая горелка и др.), установлена повышенная оплата труда работников, специальное питание (молоко), а также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Характер выполняемой им работы в указанной должности на протяжении всего спорного периода оставался неизменным. Невыполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений об особых условиях труда не может повлиять на объем его пенсионных прав.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 ноября 2017 года исковые требования Болдырева А.В. удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 28 февраля 2018 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Тамбове и Тамбовском районе – без удовлетворения.
19 апреля 2018 года Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе обратилось в Тамбовский областной суд с кассационной жалобой на указанные судебные постановления, как принятые с существенными нарушениями норм материального права.
25 апреля 2018 года данное гражданское дело было истребовано в Тамбовский областной суд для проверки доводов кассационной жалобы, которое определением судьи Тамбовского областного суда от 5 июня 2018 года вместе с кассационной жалобой заявителя было направлено для рассмотрения в судебном заседании президиума Тамбовского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав Болдырева А.В., его представителя Перелыгина С.С., считавших доводы кассационной жалобы необоснованными, президиум Тамбовского областного суда находит, что имеются предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных постановлений.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с ч.2 статьи 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
При принятии оспариваемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм материального права.
В соответствии с п. 2 ч. 1 и ч. ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Пенсионным органом страховой стаж Болдырева А.В. установлен в 34 года 11 месяцев 27 дней, а стаж на соответствующих видах работ (кабеля-спайщика) - отсутствующим. При этом являющиеся предметом спора периоды работы Болдырева А.В. в качестве кабеля-спайщика не признаны стажем на соответствующих видах работ так как документально не подтверждено выполнение работы в течение полного рабочего дня ( не менее 80%) рабочего времени по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми полихлорвиниловыми оболочками. Кроме того, не подтверждается уплата дополнительного тарифа, так как в соответствии с ч.6 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы, имевшие место после 01.01.2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов.
Разрешая по существу заявленные Болдыревым А.В. требования, суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что занимаемая истцом в спорные периоды времени должность кабельщика-спайщика Новолядинского узла связи ОАО «Тамбовская электросвязь» и ПАО «Ростелеком» даёт ему право на досрочную пенсию, полная занятость истца в спорные периоды подтверждается представленными доказательствами, в связи с чем удовлетворил иск.
Подтверждая законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что доводы жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его постоянной занятости на условиях полного рабочего дня на работах в определённых условиях труда, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела. Так, из карт аттестации рабочего места по условиям труда кабельщика-спайщика Болдырева А.В. от 2005 года, 2010 года, 2016 года следует, что работодатель признаёт право работника на досрочное назначение пенсии по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года. По результатам оценки труда Болдыреву А.В. установлена доплата к заработной плате, сокращённая продолжительность рабочего времени, предоставлялся дополнительный отпуск, выдавалось молоко. Документов, свидетельствующих о том, что Болдырев А.В. работал не полный рабочий день, в материалах дела не имеется.
Приведенные выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенными нарушениями норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от *** N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; в разделе XXIX "Связь" которого код 23100000-12624 предусмотрены кабельщики-спайщики, занятые на работах по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим дней понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» пункта 12 этого Перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый-третий).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит их в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Болдырева А.В. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периодов его работы с *** в должности кабельщика-спайщика Новолядинского узла связи ОАО «Тамбовская электросвязь», с ***. в должности кабельщика-спайщика ПАО «Ростелеком» неправильно применили к спорным отношениям эти нормативные положения, устанавливающие возможность включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы в тяжелых условиях труда, выполняемой в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени в определенных должностях и в определенных производствах, указанных в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2), вследствие чего не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: стаж работы Болдырева А.В. в должностях, предусмотренных Списком N 2, а также выполнение им работы в тяжелых условиях труда в занимаемой им должности в течение полного рабочего дня.
Суды первой и апелляционной инстанций вследствие этого, неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Болдыревым А.В. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве кабельщика спайщика и достоверности отражения данных об этих периодах работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом (часть 1); суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, если даже стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
В нарушение приведенной нормы дата регистрации Болдырева А.В. в системе обязательного пенсионного страхования судебными инстанциями не устанавливалась, индивидуальные сведения в отношении стажа Болдырева А.В., признанного судом специальным, дающим право на досрочное назначение пенсии, не проверялись, хотя сделан вывод о том, что «факт неуплата работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за Болдырева А.В. не может служить безусловным основанием к отказу во включении спорного периода в специальный стаж истца». Делая подобный вывод, суд первой инстанции по существу согласился с тем, что в спорные периоды в отношении Болдырева А.В. сведения индивидуального (персонифицированного) учета предоставлялись в пенсионный орган без указаний на льготный характер его работы.
Кроме того суды в качестве доказательства не приняли справку ПАО «Ростелеком» от 10.05.2017 г., на которую ссылается ответчик в жалобе, о том, что кабельщики –спайщики работы по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками в объёме не менее 80% рабочего времени не производили.
Но в таком случае необходимо было предложить истцу в соответствии с требованиями статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить письменные доказательства недостоверности указанных сведений и выполнения в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Этого судом первой инстанции сделано не было.
Обосновывая право Болдырева А.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости по рассматриваемому основанию, суды исходили из наличия в его трудовой книжке соответствующих записей, а также карт аттестации рабочего места по условиям труда, в которых работодатель признаёт право Болдырева А.В. на досрочное назначение пенсии по старости.
Однако эти документы сведения о характере выполняемой им работы, о ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, не содержат. Поэтому вывод судебных инстанций о подтверждении специального стажа Болдырева А.В. основан на неправильном толковании норм материального права, без учета положений нормативных актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости, фактически обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) не установлены.
Суд апелляционной инстанции доводам апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, регулирующих порядок подтверждения страхового стажа, правовой оценки не дал.
Допущенные нарушения носят существенный характер, без их устранения путем отмены принятых по делу судебных постановлений в оспариваемой части восстановление нарушенных прав заявителя невозможно
В результате отмены судебных постановлений дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому надлежит учесть изложенное и разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
В результате отмены судебных постановлений дело направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому надлежит учесть изложенное и разрешить спор с учетом приведенных норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
решение Ленинского районного суда города Тамбова от 23 ноября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 28 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Болдырева А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Тамбове и Тамбовском районе о включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию отменить.
Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий Соседов Е.А.