НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 21.12.2017 № 5-3906/17

Дело № 5-3906/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 декабря 2017 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Нагибина Е.Л., рассмотрев в отношении конкурсного управляющего АО «...» ФИО1, ... административный материал по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 не предоставил в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок пояснения (в установленном формате) по требованию Инспекции № 2142 от 23.05.2017, необходимых для осуществления налогового контроля (проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года), при следующих обстоятельствах.

23 марта 2017 года АО «...» представлена уточненная налоговая декларация № 2 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации № 2 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года АО «...» в адрес Общества направлено требование № 2142 о представлении пояснений от 23.05.2017.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 года № ММВ-7-2/149@ утвержден порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядок определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП) документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, при проведении налогового контроля (далее - Документы), в том числе требования о представлении пояснений.

Согласно пункту 14 Порядка при получении от налогового органа Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного Документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган. Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему Документа налоговым органом.

Пунктом 8 статьи 6.1. НК РФ установлено, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если сведения были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Требование № 2142 от 23.05.2017 о представлении пояснений в соответствии с требованием статьи 88 НК РФ направлено налогоплательщику в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Согласно квитанции о приеме указанное требование получено Обществом 26.05.2017.

Следовательно, в силу положений статьи 88 НК РФ, Обществу надлежало представить пояснения по установленному формату в электронном виде в 5-дневный срок со дня получения, т.е. не позднее 02.06.2017 года.

Согласно п.З ст.88 НК РФ налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Электронный формат представления пояснений утвержден Приказом ФНС России № ММВ-7-15/682@ от 16 декабря 2016 года «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме». Согласно Приказу ФНС России №ММВ-7-15/682@ от 16 декабря 2016 г. пояснения должны быть представлены в XML формате. Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержден Приказом ФНС России № ММВ-7-6/465@ от 29 июня 2012 года «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Обществом 30.05.2017 в ответ на требование № 2142 от 23.05.2017 представлены пояснения в xml формате, согласно которым ответ на требование № 2142 от 23 мая 201" года по НДС за 4 квартал 2016 года АО «Шахта «Интауголь» направило почтой в адрес Инспекции письмом № 1/92/18211 от 25.05.2017. На указанный ответ от 30.05.2017 направлено Уведомление об отказе в приеме (уведомление направлено в адрес Общества в файле - ... и согласно извещению о получении электронного документа получено Обществом 01.06.2017 в 09.45.49.

Согласно указанному уведомлению причина отказа - [Код: 0100800000] Ошибка в последовательности предоставлении сведений, в файле обнаружены следующие ошибки:

- [Код: 0100800000] Ошибка в последовательности предоставлении сведений:

- [Код: 0100800003] Некорректное сочетание форм в комплекте представленных документов.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет административную ответственность должностного лица, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Определением № 32 от 02.08.2017 в отношении должностного лица АО «...» возбуждено дело об административном правонарушении. Определениями об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 02.08.2017 у Общества истребованы сведения и документы о должностном лице, на которое возложены обязанности по представлению пояснений по требованию Инспекции №2142 от 23.05.2017, необходимых для осуществления налогового контроля (проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларация № 2 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года). Согласно уведомлению о вручении № 16799199416488, определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 32 от 02.08.2017 получено Обществом 09.08.2017 согласно почтового уведомления № 16799199416488, получено конкурсным управляющим 14.08.2017 согласно почтового уведомления № 16799199416495.

Письмом б/н от 11.08.2017 общество выразило просьбу не возбуждать дело об административном правонарушении в отношении должностного лица в связи с тем, что данное правонарушение допущено не умышленно, в связи с техническими проблемами со стороны ...", и обществом были предприняты все меры для исполнения требования налогового органа. В дополнение к ответу на Определение о привлечении к ответственности за правонарушение и к акту об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях направляем переписку с ..." о помощи в отправлении пояснений к уточненным декларациям.

Письмом от 04.09.2017 № 05-16/03278 в адрес Конкурсного управляющего АО «...» ФИО1 направлено повторное Определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, которое получено адресатом 09.09.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма №16799199419328.

Письмом от 18.09.2017 №05-16/03479 в адрес Общества направлено определение о продлении срока проведения административного расследования от 01.09.2017. Согласно уведомлению о вручении № 16700015419972 Определение получено 03.10.2017.

Письмом от 13.09.2017 №1/15/2012 обществом представлено возражение по делу об административном правонарушении, из которого следует, что обществом предприняты исчерпывающие меры по исполнению требований МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2142 от 29.05.17 года, а не предоставление сведений связано с техническими причинами.

Инспекцией в адрес АО ... письмом от 25.09.2017 №10- 08/03557@ направлен запрос о представлении сведений о наличии/отсутствии у АО «Шахта «Интауголь»» технических неполадок при направлении ответа на требование Инспекции № 2142 от 23.05.2017 в xml-формате.

Письмом № 91648/УТП от 27.09.2017 АО «ПФ «...» представлены следующие пояснения, из которых следует, что 30.05.2017 в 15:36 налогоплательщиком АО «...» был представлен ответ на требование о представлении пояснений к НДС. На данный документ было получено уведомление об отказе: «Ошибка в последовательности предоставлении сведений», «Некорректное сочетание форм в комплекте представленных документов».Такие ошибки формируются ПК ЭОД. По опыту оператора электронного документооборота АО «...», данные ошибки могут быть связаны с неверным указанием файла в реквизите «Имя файла декларации, на которую получено требование». Оператор электронного документооборота АО «...» не может проконтролировать заполнение абонентами системы ...» данного реквизита. Дополнительно налоговой инспекции было сообщено, что 01.06.2017 зафиксирован факт обращения налогоплательщика АО «...» в техническую поддержку оператора электронного документооборота АО ...» по полученному уведомлению об отказе. Однако вопрос решен не был в связи с непредставлением налогоплательщиком необходимых для диагностики документов».

В ходе анализа последовательности предоставления сведений установлено, что при направлении пояснений Обществом нарушен формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России № ММВ-7-6/465@ от 29 июня 2012 года «Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» (а именно - Таблица 4.6. "Идентификатор файла документа, к которому формируется опись", Обязательный элемент - Идентификатор файла налоговой декларации (расчета), к которой формируется опись). При направлении 30.05.2017 пояснений в ответ на требование № 2142 от 23.05.2017 Общество прикрепило их к первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2016 года от 25.01.2017, а не к уточненной налоговой декларации № 2 за указанный период, в рамках которой направлено требование о, представлении пояснений № 2142 от 23.05.2017, в связи с чем, сформировалось уведомления об отказе в приеме пояснений, полученное Обществом 01.06.2017 в 09.45.49 в файле - .... Таким образом, формирование уведомления об отказе в приеме пояснений обусловлено ошибочными действиями Общества, а не техническими неполадками в работе телекоммуникационного канала связи.

Пояснения в электронном виде по утвержденному формату в ответ на требование № 2142 о представлении пояснений от 23.05.2017 АО «...» направлены 06.06.2017, что подтверждается специализированным оператором связи ЗАО ПФ ..., т.е. позже срока установленного законодательством.

В судебном заседании ФИО1 не участвовал, надлежащим образом извещен.

Представитель МИФНС просил привлечь ФИО1 к административной ответственности.

Суд полагает, что в действиях должностного лица АО «...» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, выразившегося в непредставлении в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок пояснений (в установленном формате) по требованию Инспекции № 2142 от 23.05.2017, необходимых для осуществления налогового контроля (проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года).

Под должностным лицом, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно- хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2015 по делу № А29-6927/2014 (вступило в силу 16.11.2015) в отношении АО «...» открыта процедура банкротства, введено конкурсное производство, утвержден конкурсный управляющий.

Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона №127 - ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Определением Арбитражного Суда Республики Коми от 03.11.2016 по делу № А29- 6927/2014 ФИО1 утвержден конкурсным управляющим АО «...».

Таким образом, именно на ФИО1 возложена обязанность по представлению пояснений по требованию Инспекции №2142 от 23.05.2017, необходимых для осуществления налогового контроля (проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации № 2 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года), которая надлежащим образом исполнена не была.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, суд полагает, что следует назначить наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 300 рублей.

Реквизиты перечисления суммы административного штрафа:

...

...

...

...

...

...

...

...

Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Документ, подтверждающий оплату штрафа, следует предъявить суду (<...>, каб. 14).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья Нагибина Е.Л.