НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 27.05.2016 № 5-1943/2016

Дело № 5-1943/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении

27 мая 2016 года г. Сургут

Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Профсоюзов, 37, рассмотрев в открытом заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский политехнический колледж», распложенного по адресу: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский политехнический колледж» (далее АУ «Сургутский политехнический колледж»), составлен протокол согласно которому, АУ «Сургутский политехнический колледж» осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), выразившееся в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В АУ «Сургутский политехнический колледж» имеются педагогические работники, заключившие с образовательной организацией трудовые договоры, не имеющие профессионального образования, не обладающие соответствующей квалификацией, требования к которым установлены федеральными государственными образовательными стандартами, в соответствии с которыми колледжем реализуются основные профессиональные образовательные программы (приложение 1 к акту проверки), преподаватели: К.Г.М., С.Н.А., Г.В.Г., Т.К.В.., А.С.А., К.Р.Р.., М.Т.Н., Г.Р.Б., М.А.Н.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ) в штате АУ «Сургутский политехнический колледж» имеется педагогический работник, заключивший с АУ «Сургутский политехнический колледж» трудовой договор, не соответствующий требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н - отсутствует дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» у мастеров производственного обучения Т.И.В., А.С.А.

В судебном заседании законный представитель АУ «Сургутский политехнический колледж» Ш.В.Н. пояснил, что вины колледжа в нарушении требований и условий специального разрешения (лицензии) не усматривает. Преподаватели К.Г.М., С.Н.А.., Г.В.Г., Т.И.В., А.С.А., К.Р.Р.., М.Т.Н.Г.Р.Б.М.А.Н. имеют среднее профессиональное или высшее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы,

являющийся обязательным для преподавателей, отвечавших за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже I раза в 3 года.

В судебном заседании К.Л.П., представляющая интересы АУ «Сургутский политехнический колледж», пояснила, что работает заместителем директора по учебно-методической работе. Выводы, изложенные консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования <адрес>-Югры в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и в протоколе об административном правонарушении, считает необоснованными. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования проводилась документарная проверка колледжа. В адрес Службы были направлены запрашиваемые в рамках проверки документы. В документах в отношении педагогических работников Г.В.Г., М.Т.Н., Т.И.В. имелась техническая ошибка, где было указано, что Г.В.Г., преподаёт предмет «Технология профессии». Специальность Г.В.Г. по диплому об образовании «Физическая культура», он фактически преподает физическую культуру, что подтверждается справкой «академическая нагрузка», и соответствует требованиям, установленным к квалификации руководителя физического воспитания.

В отношении предоставленных сведений о профессиональном образовании и квалификации М.Т.Н., допущена техническая ошибка, она не преподаёт предмет «Физическая культура». Специальность по диплому об образовании М.Т.Н. - «Математика», что соответствует требованиям, установленным к квалификации преподавателя математики, что подтверждается академической нагрузкой преподавателя М.Т.Н.

В п. 4 таблицы протокола указано, что, в нарушение раздела 3 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих мастер производственного обучения Т.И.В. (преподаваемый предмет (дисциплину) - ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения; специальность, в рамках которой преподаётся предмет (дисциплина) - теплоснабжение и теплотехническое оборудование) не имеет дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Мастер производственного обучения Т.И.В. обучился на курсах повышения квалификации в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по программе «Компетентностно-ориентированные технологии обучения» (г. Екатеринбург, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ), что является формой дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Документом, подтверждающим повышение квалификации, является удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, регистрационный .

Что касается преподавателей К.Г.М., С.Н.А.., А.С.А., К.Р.Р.., Г.Р.Б.М.А.Н., в отношении которых колледжу вменяется грубое нарушение Положения о лицензировании образовательной деятельности, она хочет пояснить следующее.

Квалификация К.Г.М. соответствует требованиям, установленным федеральным государственным образовательными стандартам (ФГОС), утвержденном приказами Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 7.13. ФГОС реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Преподаватель К.Г.М. имеет высшее образование соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) - квалификация по диплому об образовании Клеймёновой Г.М. - учитель истории и обществоведения. ФГОС по профессии Повар, кондитер определяет требования к знаниям и умениям, формируемым в рамках ОП.04. «Экономические и правовые основы производственной деятельности» (32 часа): принципы рыночной экономики; организационно-правовые формы организаций; основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения; механизмы формирования заработной платы; формы оплаты труда. Перечень дидактических единиц, обозначенных в ФГОС и раскрывающих основы экономики и права производственной деятельности является минимальным. Для качественного преподавания дисциплины с учётом специфики предприятий была пройдена стажировка по теме: «Нормативные документы и правовые акты, регулирующие деятельность предприятий торговли и общественного питания» в объёме 36 часов (ООО «Квестор», ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ). Документами, подтверждающими наличие у преподавателя К.Г.М. высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, являющийся обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года являются диплом об образовании, справка о прохождении стажировки (Приложения 1,2).

Квалификация С.Н.А. по диплому об образовании - историк, преподаватель по специальности «История». Дисциплины, преподаваемые С.Н.А.: «Деловая культура», «Психология общения» (программа ПКРС «Секретарь»); «Профессиональная этика и психология труда» (программа ПКРС «Повар, кондитер») являются дисциплинами общеобразовательного цикла, предлагаемые профессиональной образовательной организацией, учитывающие специфику профессиональной организации и ОПОП (письмо Минобрнауки России от (Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО) от ДД.ММ.ГГГГ). Дисциплины «Основы этики и психологии профессиональной деятельности» в программе «Секретарь», «Профессиональная этика и психология труда», «Основы деловой культуры» в программе «Продавец, контролёр-кассир» являются общепрофессиональными дисциплинами.

Таким образом, считаем, если специальность С.Н.А. «История» относится к УГСН 030000 Гуманитарные науки, к которой также относятся специальности «Психология» и «Культурология» (письмо Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки»), то она имеет право преподавать выше перечисленные дисциплины. Также ни одна специальность высшего образования не предполагает подготовку преподавателей деловой культуры, этики профессиональной деятельности.

Документами, подтверждающими наличие у преподавателя С.Н.А. высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, являющийся обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, является диплом об образовании.

А.С.А. прошёл курсы повышения в автономном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж» по программе «Организационно-методическое обеспечение развития движения <данные изъяты> Russia в субъектах РФ» (г. Сургут, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), что является дополнительным профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика», что подтверждается удостоверением о повышении квалификации (Приложение 7). По диплому А.С.А. имеет квалификацию техника-технолога по специальности «Технология сварочного производства», что подтверждается дипломом об образовании.

Кудиевская P.P. по диплому об образовании имеет квалификацию «Менеджер», специальность «Менеджмент». Специальность относится к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки (УГСН) 38.00.00 Экономика и управление (письмо Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки»). В приложении к диплому об образовании К.Р.Р.. обозначены дисциплины, среди которых Макроэкономика, Микроэкономика (экономика предприятий), Теория организации и ряд других дисциплин, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин (приложение к диплому прилагается). Считаем, что специальность по диплому К.Р.Р..: «Менеджмент» соответствует профилю преподаваемой дисциплины «Экономика». К.Р.Р.. пройдены курсы повышения квалификации по теме «Современный урок экономики с учётом требований ФГОС» (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Г.-ДД.ММ.ГГГГ), удостоверение (копия удостоверения прилагается), по теме: «Формирование механизмов обеспечения качества образования для реализации ФГОС» (<адрес>, 2015 г.), удостоверение (копия удостоверения прилагается). Дисциплины, преподаваемые К.Р.Р.. относятся к общепрофессиональному учебному циклу, поэтому форма дополнительного профессионального образования была организована в форме курсов повышения квалификации.

Г.Р.Б. реализует дисциплину «Экономика», относящуюся к циклу общеобразовательных дисциплин. Общеобразовательный цикл дисциплин в колледже реализуется на основании Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Минобрнауки РФ (Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО) от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 4 указанных рекомендаций при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования общеобразовательный цикл дисциплин формируется из обязательных предметных областей, в состав которых входит предметная область «общественные науки», в свою очередь, предметная область «общественные науки» включает предметы: история, обществознание, география, экономика, право, Россия в мире. Считаем, что, в соответствии с п. 18.3.1. ФГОС (приказ Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) специальность по диплому Г.Р.Б.: «История и обществоведение» соответствует профилю преподаваемой общеобразовательной дисциплины «Экономика». Соответствие подтверждается дипломом об образовании.

М.А.Н. по диплому имеет квалификацию «Физик», специальность «Физика». Установлено соответствие специальности «Физика» к УГСН 010000 Физико-математические науки (письмо Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ №АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки»). В приложении к диплому об образовании обозначены дисциплины: Математический анализ, Аналитическая геометрия, Высшая алгебра, Теория вероятности и математической статистики, Математическое моделирование, которые в полной мере отвечают содержанию дисциплины Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия.

В судебном заседании К.Н.Е., Д.З.А., представляющие интересы АУ «Сургутский политехнический колледж», просили не налагать штраф, а ограничиться предупреждением.

В судебном заседании консультант отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры А.С.В. пояснил, что акт проверки и протокол об административном правонарушении были составлены на основании представленных документов. Как выяснилось в судебном заседании, преподаватели Г.В.Г., М.Т.Н. и Т.И.В. имеют среднее профессиональное или высшее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, являющийся обязательным для преподавателей, отвечавших за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже I раза в 3 года. В отношении них он не усматривает вины колледжа.

С возражениями относительно преподавателя К.Г.М. имеющей высшее образование по специальности история и методика воспитательной работы и преподающей предмет «Экономические и правовые основы производственной деятельности», он не согласен, так как К.Г.М. не имеет образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, поскольку учитель истории не может преподавать экономику.

С.Н.А. имеющая высшее образование по специальности историк преподаватель по специальности «История», преподающая предметы «Деловая культура», «Психология общения», «профессиональная этика и психология труда», «Основы деловой культуры», «Профессиональная этика и психология труда» не имеет образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, поскольку учитель истории не может преподавать психологию.

А.С.А., имея среднее профессиональное образование, преподающий дисциплины профессионального цикла, не имеет дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Представленное удостоверение о повышении квалификации по программе «Организационно-методическое обеспечение развития движения WorldSkills Russia в субъектах РФ» не отвечает целям дополнительного образования, поскольку данная программа посвящена общественному движению, а не образованию и педагогике.

К.Р.Р. имеющая высшее образование менеджера по специальности менеджмент, преподающая предметы «Экономика», «Основы рыночной экономики», «Основы экономики организации» не имеет образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, поскольку менеджмент подразумевает под собой управление, но никак не экономическую науку. Данные предметы может преподавать лицо, имеющее специальность бухгалтера, экономиста. Диплом о среднем профессиональном образовании Кудиевской по специальности бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности при проверке не был представлен.

Г.Р.Б. имеющая высшее образование по специальности история и обществоведение не имеет образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, поскольку учитель истории не может преподавать экономику.

М.А.Н. имеющий высшее образование по специальности физик, преподаватель «Физики» не имеет образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, поскольку учитель физики не может преподавать математику, алгебру и геометрию.

Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона 99-ФЗ, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Понятие грубого нарушения в соответствии с частью 3 статьи 19.20Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 №273), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены требования к квалификации педагогических работников.

Как следует из материалов дела, на основании приказа -ОД-450 от ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющего обязанности руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования в период с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная в отношении АУ «Сургутский политехнический колледж».

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом составлен акт , где указаны выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами ( л.д.20-30).

В связи с допущенными нарушениями в отношении АУ «Сургутский политехнический колледж» должностным лицом Службы по контролю и надзору в сфере образования ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который вместе с материалами дела направлен в Сургутский городской суд

( л.д.1-14).

Вместе с тем, согласиться с выводами должностного лица, изложенными в протоколе, согласиться нельзя.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из протокола об административном правонарушении, в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в АУ «Сургутский политехнический колледж» имеются педагогические работники, заключившие с образовательной организацией трудовые договоры, не имеющие профессионального образования, не обладающие соответствующей квалификацией, требования к которым установлены федеральными государственными образовательными стандартами, в соответствии с которыми колледжем реализуются основные профессиональные образовательные программы (приложение 1 к акту проверки), преподаватели: К.Г.М., С.Н.А., Г.В.Г., Т.К.В.., А.С.А., К.Р.Р.., М.Т.Н., Г.Р.Б., М.А.Н.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ) в штате АУ «Сургутский политехнический колледж» имеется педагогический работник, заключивший с АУ «Сургутский политехнический колледж» трудовой договор, не соответствующий требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн - отсутствует дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» у мастеров производственного обучения Т.И.В., А.С.А.

В судебном заседании установлено и подтверждено доказательствами, что преподаватели Г.В.Г., М.Т.Н. имеют высшее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). К.Р.Р.( М.Р.Р., Х.Р.Р.) имеет среднее образование, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Преподаватель Т.И.В. в 2015 году прошел краткосрочное обучение в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по программе «Компетентностно-ориентированные технологии обучения» (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), что является формой дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Документом, подтверждающим повышение квалификации, является удостоверение о краткосрочном повышении квалификации (регистрационный ), что согласуется с п.п. 7.13, 7.15. Федеральных государственных образовательных стандартов ( т.II л.д.19-24, 25, 29-37, 38-44).

В судебном заседании А.С.В. пояснил, что документы на указанных преподавателей в ходе проверки не были представлены. Однако, он соглашается с доводами, изложенными в возражениях АУ «Сургутский политехнический колледж» в этой части и считает, что в действиях колледжа в отношении данных преподавателей нет вины.

В связи с этим прихожу к выводу, что по вменяемым нарушениям АУ «Сургутский политехнический колледж» в отношении указанных преподавателей далее вопрос обсуждаться не может.

Что касается преподавателей К.Г.М., С.Н.А.Г.Р.Б., М.А.Н. прихожу к таким выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении в вину АУ «Сургутский политехнический колледж» вменяется следующее.

К.Г.М. имеющая высшее образование по специальности «История и методика воспитательной работы», имеющая квалификацию учителя истории, обществознания, методика воспитательной работы, преподает предмет «Экономические и правовые основы производственной деятельности».

С.Н.А. имеющая высшее образование по специальности «Историк преподаватель по специальности «История», преподает предметы «Деловая культура», «Психология общения», «профессиональная этика и психология труда», «Основы деловой культуры», «Профессиональная этика и психология труда».

Г.Р.Б. имеющая высшее образование по специальности «История и обществоведение» преподает предмет экономика.

М.А.Н. имеющий высшее образование по специальности «Физик, преподаватель «Физики» преподаёт предметы математика, алгебра и геометрия.

В ст. 68 Закона об образовании 2012 года сформулирована цель среднего профессионального образования, отражающая основное нововведение этого Закона - упразднение начального профессионального образования. В соответствии с Законом об образовании 1992 года цели начального профессионального образования и среднего профессионального образования были отделены. Начальное профессиональное образование имело целью подготовку работников квалифицированного труда, среднее профессиональное образование - подготовку специалистов среднего звена. Ввиду включения начального профессионального образования как подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в систему среднего профессионального образования, Закон об образовании 2012 года объединил цели данных уровней образования. В настоящее время это подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования для профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования содержатся в письме Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259.

На основании указанного письма профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а также Примерным распределением профессий среднего профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования (приложение к письму Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259).

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования профессиональные образовательные организации при разработке учебных планов основой профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования формируют общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) из обязательных предметных областей: филология; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

В Рекомендациях отражено понятие общеобразовательного цикла, который подразумевает под собой обязательный раздел учебного плана основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) среднего профессионального образования (СПО) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, содержащий общеобразовательные и дополнительные учебные дисциплины, часы на их изучение с учетом осваиваемой профессии СПО или специальности СПО.

В Таблице 1 Приложения к Рекомендациям имеется примерная структура и содержание общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) с учетом требований ФГОС и профиля профессионального образования, из которой следует, что дисциплины обществознание ( включая экономику и право), физика, математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия, относятся к общеобразовательным учебным дисциплинам.

В связи с чем, преподаватель, имеющий диплом о высшем профессиональном образовании, имея соответствующую специальность или квалификацию вправе преподавать дисциплину соответствующего профиля (модуля), что согласуется с п.п. 7.13, 7.15. Федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, прихожу к выводу, что К.Г.М. имеющая высшее образование по специальности «История и методика воспитательной работы», имеющая квалификацию учителя истории, обществознания, методика воспитательной работы, вправе преподавать предмет «Экономические и правовые основы производственной деятельности» ( т.II л.д.11-14 ).

С.Н.А. имеющая высшее образование по специальности «Историк преподаватель по специальности «История», вправе преподавать предметы «Деловая культура», «Психология общения», «профессиональная этика и психология труда», «Основы деловой культуры», «Профессиональная этика и психология труда» ( т.II л.д.15-18).

Дисциплины «Основы этики и психологии профессиональной деятельности» в программе «Секретарь», «Профессиональная этика и психология труда», «Основы деловой культуры» в программе «Продавец, контролёр-кассир» являются общепрофессиональными дисциплинами.

Таким образом, если специальность С.Н.А. «История» относится к УГСН 030000 Гуманитарные науки, к которой также относятся специальности «Психология» и «Культурология» (письмо Минобрнауки от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки»), то она имеет право преподавать выше перечисленные дисциплины. Также ни одна специальность высшего образования не предполагает подготовку преподавателей деловой культуры, этики профессиональной деятельности.

Г.Р.Б. имеющая высшее образование по специальности «История и обществоведение» вправе преподавать предмет экономика( т.II л.д.45-46).

М.А.Н. имеющий высшее образование по специальности «Физик, преподаватель «Физики» вправе преподавать предметы математика, алгебра и геометрия.

Кроме того, в письме от 24 июня 2014 г. N АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки Министерство образования и науки Российской Федерации разъяснено, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 утверждены новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, в том числе перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры и перечень специальностей высшего образования - специалитета (далее - новые перечни). Новые перечни вступили в силу с 12 ноября 2013 года. Указанные перечни содержат новые направления подготовки, специальности, укрупненные группы, а также изменяют распределение специальностей и направлений подготовки по укрупненным группам.

С целью упрощения применения установленных соответствий новых и старых перечней Министерство направило для использования в работе единый переходник, подготовленный на основе вышеуказанных приказов Министерства.

При этом Министерство обращает внимание, что установленные соответствия по направлениям подготовки и специальностям, указанным в старых и новых перечнях, подтверждают идентичность содержания, условий и требований к результатам реализуемых по ним образовательным программам, право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять образовательную деятельность по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим в старых и новых перечнях направлениям подготовки и специальностям, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Так, согласно общероссийскому классификатору специальностей по образованию, ОК 009-2003, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 года N 276-ст, специальность М.А.Н. по образованию «Физик, Преподаватель физики» относится к укрупненной группе специальностей физико-математические науки( т.II л.д.47-51).

Что касается А.С.А., относительно которого в протоколе указано, что он не имеет дополнительного профессионального образования установлено следующее.

А.С.А. прошёл курсы повышения в автономном учреждении профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж» по программе «Организационно- методическое обеспечение развития движения <данные изъяты> Russia в субъектах РФ» (г. Сургут, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ), что является дополнительным профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика», что подтверждается удостоверением о повышении квалификации (Приложение 7). По диплому А.С.А. имеет квалификацию техника-технолога по специальности «Технология сварочного производства», что подтверждается дипломом об образовании ( т.II л.д. 26-27).

Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено в судебном заседании, АУ «Сургутский политехнический колледж» приняло все меры для соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов.

При таких обстоятельствах, в действиях АУ «Сургутский политехнический колледж» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет прекращение производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст. 24.5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский политехнический колледж»- прекратить, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Судья: подпись

Копия верна: судья А.В. Лопатнев