ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
30 марта 2018 года г. Ханты-Мансийск
Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Шкилёва П.Б.,
членов президиума: Блиновской Е.О., Бушуева Д.Г., Дука А.Л., Остапенко В.В., Полуяна А.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат Югры» филиал в городе Сургуте к ФИО1 об удержании излишне выплаченных сумм государственных пособий по кассационной жалобе начальника филиала казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в городе Сургуте К на решение мирового судьи судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2017 года, апелляционное определение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2017 года,
Заслушав доклад судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2, президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры,
установил:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Сургуте (далее Учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО1 об удержании излишне выплаченных сумм государственных пособий в размере <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что (дата), (дата) ФИО1 обратилась в Учреждение с заявлениями о назначении социального пособия неработающим пенсионерам, при этом указала, что является неработающим пенсионером, дополнительную негосударственную пенсию за счет средств предприятия (организации) не получает. Учреждением было принято решение о назначении ей ежемесячного социального пособия в размере <данные изъяты> рублей на период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата). По запросу Учреждения из акционерного общества «Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда» поступила информация о том, что ФИО1 является получателем дополнительной муниципальной пенсии с (дата), в связи с чем ею утрачено право на получение ежемесячного социального пособия неработающим пенсионерам. Суммы социального пособия, излишне выплаченные получателю пособия по его вине, подлежат возврату в добровольном или судебном порядке. ФИО1 не сообщила об изменении обстоятельств, влекущих за собой изменение условий предоставления пособия, в связи с чем, переплата за период с (дата) по (дата) составила вышеуказанную сумму.
Представитель истца Учреждения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением мирового судьи судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2017 года казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Сургуте в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2017 года решение мирового судьи судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2017 года оставлено без изменения.
В поданной (дата) и поступившей в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (дата) кассационной жалобе представителем заявителя ставится вопрос о ее передаче для рассмотрения в судебном заседании суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для отмены обжалуемых судебных постановлений и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы (дата) дело истребовано из суда первой инстанции, (дата) дело поступило в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Определением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО2 от (дата) кассационная жалоба представителя Учреждения с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель истца Учреждения, ответчик ФИО1, о причинах неявки не сообщили. Президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого постановления.
Из материалов дела следует, что (дата), (дата) ФИО1 обращалась в Учреждение с заявлением на назначение социального пособия неработающим пенсионерам. К заявлениям прилагались справки Ханты-Мансийского негосударственного фонда по месту жительства о том, что ФИО1 не является получателем дополнительной (отсутствует право на получение) пенсии в Ханты-Мансийском негосударственном пенсионном фонде в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2011 года №64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категории граждан». В заявлениях на назначение социального пособия ФИО1 указала, что дополнительную негосударственную пенсию за счет средств предприятия (организации) не получает (л.д.6-7, 8-9, 46-53).
Учреждением было принято решение о назначении ФИО1 ежемесячного социального пособия на период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) (л.д.9,10).
Между тем, согласно справки акционерного общества «Ханты-Мансийский Негосударственный Пенсионный Фонд» от (дата)(номер), ФИО1 выплачивается муниципальная негосударственная пенсия в соответствии с Положением, утвержденным Решением городской Думы Сургута от 25 марта 2004 года №314-III ГД (с изменениями, принятыми Решением Думы города Сургута от 27 марта 2009 года №532-1V ДГ) в Ханты-Мансийском негосударственном пенсионном фонде с (дата) (л.д.11).
Учреждением принято решение об удержании выплаченного пособия за период с (дата) по (дата) в размере <данные изъяты> (л.д. 16-17).
Отказывая Учреждению в удовлетворении исковых требований, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 13 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ссылаясь на Порядок назначения и выплаты социальных пособий, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2010 года № 388-п, пришел к выводу о том, что факта каких-либо недобросовестных, виновных действий ФИО1, приведших к необоснованному получению последней ежемесячного социального пособия, не установлено.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился. При этом указал, что муниципальная пенсия не относится к пенсиям, выплачиваемым организациями или учреждениями.
Между тем, президиум считает, что с выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.
Частью 3 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее Закон ХМАО-Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз) определены иные категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки - неработающие пенсионеры (женщины старше 50 лет, мужчины старше 55 лет) ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше, не имеющие права на получение ежемесячных мер социальной поддержки в денежном выражении в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, постоянно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющие стаж работы на его территории не менее 20 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона ХМАО – Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз неработающим пенсионерам, указанным в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере 819 рублей при стаже работы на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 до 25 лет, 936 рублей - при стаже работы 25 и более лет, назначаемое при соблюдении следующих условий, в том числе при отсутствии права на получение дополнительных пенсий, пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также дополнительных негосударственных пенсий за счет средств предприятий, учреждений и организаций по месту прежней работы.
Таким образом, получаемая ФИО1 муниципальная пенсия относится к дополнительной негосударственной пенсии по прежнему месту работы, как за стаж работы в муниципальной сфере.
Согласно пункту 44 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с принятыми нормативными актами субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 мая 2012 года № 14-нп, для назначения и выплаты социального пособия неработающие пенсионеры самостоятельно предоставляют в Управление в том числе и справку с прежнего места работы об отсутствии права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2010 года № 388-п «О порядке назначения и выплаты социальных пособий» (далее Порядок), социальное пособие назначается и выплачивается неработающим пенсионерам на основании документов, в том числе, справки с прежнего места работы об отсутствии права на получение дополнительной негосударственной пенсии за счет средств предприятия, учреждения, организации; и сведений, удостоверяющих факт отсутствия права на получение дополнительной пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом по месту жительства в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; удостоверяющих факт отсутствия получения пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии, предоставляемых Центру социальных выплат территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При обращении ФИО1 в Учреждение с заявлением о назначении социального пособия неработающим пенсионерам, ФИО1 были предоставлены не полные сведения, о получении муниципальной пенсии ею не было указано, что говорит о недобросовестности с ее стороны (л.д.8).
Таким образом, оснований для применения положений статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не имеется, поскольку обязанность сообщить о наступлении обстоятельств, влекущих за собой отказ в назначении социального пособия, ФИО1 не была исполнена.
На основании пункта 21 Порядка суммы социального пособия, излишне выплаченные получателю пособия по его вине, подлежат возврату в добровольном или судебном порядке.
Учитывая, что материалами дела подтверждается, что ФИО1 представила заведомо недостоверные сведения по вопросу получения другого вида пенсии - муниципальной, на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию неосновательное обогащение. Между тем, как следует из материалов дела, судебными инстанциями период и размер неосновательно полученных сумм ФИО1, не обсуждался.
Ввиду изложенного, поскольку судебными инстанциями допущено существенное нарушение норм материального права, не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, которые влияют на исход дела и нарушают права Учреждения, президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит решение мирового судьи и оставившее данное решение без изменения апелляционное определение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащими отмене, а дело - направлению мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
постановил:
решение мирового судьи судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 января 2017 года, апелляционное определение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 мая 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 12 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председательствующий П.Б. Шкилёв