№ 4А-931/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Ставрополь 30 октября 2019 года
Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора труда ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 ФИО13,
установил:
постановлением главного госинспектора труда Государственной инспекции труда в Ставропольском крае ФИО1 от 24 мая 2019 года № № помощник директора по управлению персоналом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 июля 2019 года постановление отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в краевой суд, главный государственный инспектор в ГИТ в Ставропольском крае ФИО1 просит отменить решения судьи как незаконное и необоснованное, оставить постановление в силе.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Рассматривая настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и признавая ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России виновным в его совершении, должностное лицо Государственной инспекции труда исходило из того, что на основании распоряжения заместителя руководителя ГИТ в СК № № от 24 апреля 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Северо-Кавказского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на основании поступившего в Государственную инспекцию труда в Ставропольском крае извещения о смертельном несчастном случае, происшедшим 21 апреля 2019 года с контролером поста №№ Свистухинской ГЭС Северо-Кавказского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО3, в соответствии со ст.ст. 227-231 ТК РФ и «Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002г. № 73, государственным инспектором труда в Ставропольском крае ФИО1
Согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от 22 мая 2019 года, в ходе проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
В нарушение абзаца 5 и 8 ст. 212, абзаца 6 ст. 219, ст. 221 Трудового кодекса РФ (Собрание законодательств Российской Федерации 2002, № 1, ст. 3), приложения 1 к приказу работодатель № 85/ОД от 05.04.2018 г., работодатель не организовал выдачу и применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников смывающих и обезвреживающих средств, а именно водителю ФИО4 на момент проведения проверки не выдавались перчатки резиновые или из полимерных материалов.
В нарушение пункта 7 Типового положения о системе управления охранной труда утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2016,регистрационный № №) у работодателя на момент проведения проверки отсутствует Положение о системе управления охраной труда, утвержденного приказом, с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представленных органов (при наличии).
Государственным инспектором ФИО1 руководителю ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России вынесено представление, согласно которому обязывает устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до 14.06.2019 года.
Данный факт явился основанием для привлечения помощника директора по управлению персоналом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России Росляково й В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что при проведении проверки Государственной инспекцией труда в Ставропольском крае и составления в рамках данной проверки процессуальных документов был допущен ряд нарушений законодательства, которые дают основания признать результаты и составления ГИТ процессуальных документов недопустимыми, недостоверными доказательствами, полученными с нарушением действующего законодательства.
Данные нарушения выражаются в следующем, юридическое лицо по официальному адресу <адрес> не было уведомлено о начале проведения внеплановой выездной проверки; согласно п. 8 распоряжения (приказа) Государственной инспекции труда в Ставропольском крае от 24.04.2019 года № № внеплановая выездная проверка была начата 25.04.2019 года; Инспектор вышел за пределы проверки и затребовал материалы, не относящиеся к предмету проверки (арматурные карты и положения, разработанные Заявителем); по результатам проверки было выдано постановление о назначении административного наказания № № от 24.05.2019 года, что подтверждает превышение установленных сроков.
Оснований не согласиться с данными выводами суда нижестоящей инстанции не имеется.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
При этом в силу пп. 12, 19 ч. 4 ст. 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; государственного контроля (надзора) на территории особой экономической зоны.
Частью 8 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Исходя из положений данной нормы и части 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, такое извещение осуществляется посредством направления в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов в порядке, предусмотренном Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, соответствующего заявления органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с приложенными к нему документами, относящимися к мероприятию по контролю.
Как установлено в ходе производства по делу, внеплановая выездная проверка была проведена без извещения органа прокуратуры, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Распоряжение заместителя руководителя ГИТ в СК № № от 24 апреля 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки получено директором Северо-Кавказского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО5 29 апреля 2019 года.
Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от 22 мая 2019 года не содержит сведений о дате и времени проведения проверки.
Таким образом, несоблюдение положений Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" свидетельствует о том, что проверка проведена с грубым нарушением требований, влекущим недействительность результатов проверки.
При этом жалоба не содержит данных, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, имеющих фундаментальный характер, и повлиявших на исход дела, а доводы жалобы государственного инспектора труда ФИО1 таковыми не являются.
При указанных обстоятельствах законных оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора труда ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение судьи Железноводского городского суда Ставропольского края от 19 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении помощника директора по управлению персоналом ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России ФИО2, оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов