НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область) от 27.01.2016 № 5-29/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Липецк 27 января 2016 года

Судья Советского районного суда города Липецка Устинов А.Н., рассмотрев административный материал о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Системы пожарной безопасности» <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

В период с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа управления образования и науки Липецкой области от 02.12.2015 № 1263-ЛА «О проведении плановой выездной проверки» в отношении Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Системы пожарной безопасности» (далее - ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности») проведена плановая выездная проверка в части осуществления лицензионного контроля. В ходе проверки (ДД.ММ.ГГГГ в 11-00) установлено, что ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности», расположенное по адресу: Россия, 398032, <адрес>, осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований:

1. В нарушение подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание использования ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» помещений для осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам по адресу: 398032, <адрес>. Законным представителем ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» представлены 2 договора: договор субаренды нежилого помещения, находящегося в собственности ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Первый договор является договором субаренды, но для подтверждения законного основания использования ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» помещений для осуществления образовательной деятельности по адресу: 398032, <адрес> ходе проверки не был представлен договор аренды, дающий законное право сдачи указанного помещения в субаренду. Второй договор заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью использования нежилого помещения для осуществления хозяйственной деятельности. При этом, договор от ДД.ММ.ГГГГ не расторгнут.

В нарушение подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: не организовано питание обучающихся (организация питания возложена на учащихся, документов, подтверждающих организацию питания обучающихся образовательной организацией, не предоставлено); отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности; не выполнена обязанность по безвозмездному предоставлению медицинской организации указанного помещения.

В нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» отсутствуют образовательные программы, соответствующие требованиям статей 2 (пункт 9), 12, 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499.

В представленных ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» дополнительных профессиональных программах повышения квалификации: «Программа обучения по охране труда для руководителей и специалистов», «Программа обучения по охране труда работников организаций», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных учреждений», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно- технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для рабочих, осуществляющих круглосуточную охрану организаций, и руководителей подразделений организаций», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций торговли, общественного питания, баз и складов», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей сельскохозяйственных организаций и ответственных за пожарную безопасность», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для газоэлектросварщиков и других специалистов, выполняющих пожароопасные работы», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей, главных специалистов организаций, ответственных за пожарную безопасность, председателей пожарно-технических комиссий», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность вновь строящихся и реконструируемых объектов», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Обслуживание и ремонт огнетушителей», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Огнезащита металлических и деревянных конструкций, материалов, изделий, кабелей и кабельных проходок», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Установки пожарной сигнализации, оповещения и пожаротушения автоматические» отсутствуют: цель реализации программы, планируемые результаты, описание перечня профессиональных компетенций и организационно-педагогических условий; календарный учебный график; рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные материалы и формы аттестации.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» отсутствуют педагогические работники, привлечённые лицензиатом на законном основании, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, и соответствуюших требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».В ходе проверки установлено, что ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» 01.04.2012 приказом № 1 на должность заместителя директора принят ФИО1, приказом на должность преподавателя- ФИО2. При этом трудовые договоры, заключенные с названными работниками, говорят о том, что ФИО1 и ФИО2 приняты в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» для выполнения работы в должности заместителя директора. Кроме того, ФИО2 имеет среднее профессиональное образование, что не позволяет ей занимать указанную должность либо «преподавать» в организациях дополнительного профессионального образования.

Приказом ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» от 12.01.2015 № 2/1 «О распределении педагогической нагрузки» вся учебная нагрузка распределена на ФИО1.

При этом документов, подтверждающих прекращение трудовых отношений с ФИО2, в ходе проверки не предоставлено. Документов, подтверждающих привлечение лицензиатом к ведению образовательной деятельности каких-либо других педагогических работников, в ходе проверки так же не предоставлено.

В нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.

Установленные в ходе проверки нарушения - не выполнение лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «д», «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 относится к грубым нарушениям.

В судебном заседании представитель ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» Пунтус И.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ признала в части отсутствия организации питания и охраны здоровья обучающихся, санитарно-эпидемиологического заключения, несоответствия ФИО2 занимаемой должности, выразив не согласие с выводом проверки об отсутствии программ, указывая, что программы разработаны и согласованы с МЧС, несоответствие программ по формальным признакам требованиям Закона не может расцениваться как грубое нарушение. Также предоставила суду приказ о переводе ФИО2 на должность секретаря и договор аренды, подтверждающий наличие законных оснований для осуществления деятельности ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности».

В судебном заседании представители Управления образования и науки Липецкой области по доверенности ФИО5 и ФИО6 полагали протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ полностью обоснованным, составленным в полном соответствии с требованиями КоАП РФ, а доводы представителей ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» - надуманными и противоречащими положениям законодательства. Просили привлечь ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Выслушав объяснения представителей ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» и Управления образования и науки Липецкой области, исследовав материалы дела, полагаю вину ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, доказанной, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (в ред Федерального закона от 08.11.2010 года № 293-ФЗ) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело. устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вина ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» в совершении указанного правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении № 079 – 2015 от 22.12.2015 года. Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ и в сроки, предусмотренные ст. 28.5 КоАП РФ, нарушений при его составлении судом не установлено;

- копией приказа управления образования и науки Липецкой области от 05.03.2014 № 154 «Об утверждении перечня должностных лиц управления образования и науки Липецкой области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

- копией приказа управления образования и науки Липецкой области от 02.12.2015 № 1263-ла «О проведении плановой выездной проверки»;

- копией лицензии ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» на право ведения образовательной деятельности РО № 037214 рег. № 108 от 11.03.2012 с приложением к ней;

- выпиской из ЕГРЮЛ по юридическому лицу;

- копией устава ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности»

- актом проверки лицензирующим органом ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» от 18.12.2015 года № 157;

- копией решения № 1 единственного учредителя ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» от 02.11.2011 года;

- копией приказа о вступлении в должность директора ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» ФИО7;

- копиями учебных программ ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности».

Обстоятельства совершения ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается также другими материалами дела.

Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013 года, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 года «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

е) наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

ж) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии РО № 037214, рег. № 108 от 11 марта 2012 года, выданной Управлением образования и науки Липецкой области бессрочно.

Установлено, что в период с 14.12.2015 года по 18.12.2015 года на основании приказа управления образования и науки Липецкой области от 02.12.2015 № 1263-ЛА «О проведении плановой выездной проверки» в отношении ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» проведена плановая выездная проверка в части осуществления лицензионного контроля.

22 декабря 2015 г. по результатам проверки в отношении ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» был составлен протокол об административном правонарушении № 079-2015, в котором указано, что данное учреждение осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных условий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Согласно ч.ч. 3, 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом, организация питания и охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. При этом образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации - сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Исходя из изложенного, создание условий для охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом № 273-ФЗ, но и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.

Согласно Уставу ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности», основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность в сфере дополнительного образования.

Как следует из ст. 2 ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно п. 9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» - образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ» - образовательные программы определяют содержание образования. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

основные профессиональные образовательные программы:

основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Согласно ст. 23 ФЗ "Об образовании в РФ" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.

Как следует из ст. 76 ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

В силу п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки от 01.07.2013 года № 499, содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Исходя из содержания данной нормы, программа не может считаться разработанной, если она содержит лишь: пояснительную записку, примерный учебный план, раскрывающий рекомендуемую последовательность изучения тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам, а также наименование практического занятия.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что поскольку в представленных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации: «Программа обучения по охране труда для руководителей и специалистов», «Программа обучения по охране труда работников организаций», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность дошкольных учреждений и общеобразовательных школ», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных учреждений», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно- технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждениях (офисах)», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для рабочих, осуществляющих круглосуточную охрану организаций, и руководителей подразделений организаций», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждений», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций торговли, общественного питания, баз и складов», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей сельскохозяйственных организаций и ответственных за пожарную безопасность», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для газоэлектросварщиков и других специалистов, выполняющих пожароопасные работы», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей, главных специалистов организаций, ответственных за пожарную безопасность, председателей пожарно-технических комиссий», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность вновь строящихся и реконструируемых объектов», «Дополнительная образовательная программа по курсу пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Обслуживание и ремонт огнетушителей», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Огнезащита металлических и деревянных конструкций, материалов, изделий, кабелей и кабельных проходок», «Дополнительная образовательная программа по курсу «Установки пожарной сигнализации, оповещения и пожаротушения автоматические» отсутствуют: цель реализации программы, планируемые результаты, описание перечня профессиональных компетенций и организационно-педагогических условий; календарный учебный график; рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные материалы и формы аттестации, их нельзя признать разработанными.

.

Довод представителей ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» о том, что фактически программы имеются, суд, в силу вышеизложенных положений, признает несостоятельным.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н установлены следующие требования к квалификации:

заместитель руководителя (проректор, заместитель директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования - высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения, не менее 5 лет, при наличии ученой степени стаж работы не менее 3 лет;

преподаватель - высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, образование ФИО2 не позволяет ей занимать должности «Заместитель директора» либо «преподавать» в организациях дополнительного профессионального образования.

Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» наличие санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности является обязательным.

Однако, в нарушение указанной нормы, в ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует и в ходе проверки не представлено.

В силу ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Распоряжением администрации Липецкой области от 9 июня 2008 года N 246-р "Об утверждении Положения об управлении образования и науки Липецкой области" Управление образования и науки Липецкой области наделено полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приказом Управления образования и науки Липецкой области от 05.03.2014 года № 154 утвержден перечень должностных лиц, наделенных правом составления протоколов об административных правонарушениях, к которым отнесена и главный специалист-эксперт отдела лицензирования, государственной аккредитации и подтверждения документов государственного образца Управления образования и науки Липецкой области Кравцова А.А., составившая протокол об административном правонарушении N 007-2015 от 02.02.2015 года по результатам проведенной проверки деятельности ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности».

Согласно п. 11 ст. 19 ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.. .

Доводы представителей ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» о том, что, в силу вышеуказанной нормы, грубыми можно считать лишь нарушения, повлекшие определенные последствия, основаны на неверном толковании закона, поскольку в п. 11 ст. 19 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» прямо указано, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В анализируемом случае - пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 966 от 28.10.2013 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности», являясь юридическим лицом, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, осуществляло указанную деятельность с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Суд принимает во внимание тот факт, что законным представителем ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» приняты меры к устранению нарушений (ФИО2 переведена на другую должность, представлен договор аренды, подтверждающий законные основания для осуществления образовательской деятельности), вместе с тем, данный факт не исключает вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но учитывается судом при определении вида административного наказания.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность суд признает совершение административного правонарушения впервые, принятие мер к устранению юридическим лицом установленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, смягчающие вину обстоятельства, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд находит соразмерным содеянному и справедливым назначение ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» наказания в виде административного штрафа.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, в целях обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод не влекущих за собой избыточного использования административного принуждения, судья считает возможным при назначении ЧОУДПО «Системы пожарной безопасности» наказания применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер штрафа до 50 000 рублей.

Оснований для прекращения производства по делу, освобождения Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Системы пожарной безопасности» от административной ответственности по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.10.-29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Привлечь Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Системы пожарной безопасности» (<данные изъяты>), к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (в ред Федерального закона от 08.11.2010 года № 293-ФЗ), и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате в доход государства на счет УФК по Липецкой области (Управление образования и науки Липецкой области) (л/с 04461А22090), ИНН 4826008459 КПП 482601001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Липецкой области г. Липецк расчетный счет № 40101810200000010006 БИК 044206001 КБК 07711690010016000140 ОКТМО 42401000000.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья (подпись) А.Н. Устинов