НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область) от 02.03.2022 № 5-500/2022

№ 5-500/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 марта 2022 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани:

в составе председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,

при секретаре Крыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Штиль» (ОГРН 1023000846989; ИНН 3016027691; КПП 301901001; ОКПО 31704953, адрес юридического лица: ), привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Астраханской таможней в период с 25.09.2020 по 09.06.2021 проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Штиль», по вопросу проверки факта соблюдения порядка убытия/прибытия судна «Карбон» в/из северную часть Каспийского моря, в период с 11.03.2020 по 16.03.2020, а также соблюдения порядка декларирования товаров, перемещенных на судне «Карбон» через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В ходе камеральной таможенной проверки получены документы и сведения, свидетельствующие о том, что на судне «Карбон», убывшем 11.03.2020 с таможенной территории ЕАЭС в северную часть Каспийского моря перемещены товары: «вода в 5-ти литровой таре (1200 бутылок, 6 тонн), пресная вода (108 тонн), масло моторное для дизельных двигателей М-10Г2ЦС (180 кг., 1 бочка), топливо маловязкое судовое, вид I (средний дистиллят) (95 тонн), судовое топливо маловязкое, вид II (7 тонн)», приобретенные ФГБУ «Морспасслужба» с целью передачи их на судно «Эпрон», при этом операции, связанные с таможенным декларированием перемещаемых на судне «Карбон» товаров, вывозом/ввозом, в установленном законодательством порядке не осуществлялись. В базе данных автоматизированной системы службы Капитана морского порта Астрахань 11.03.2020 зафиксирован отход судна «Карбон» из акватории морского порта Астрахань в северную часть Каспийского моря, 16.03.2020 зафиксирован приход судна «Карбон» в акваторию морского порта Астрахань из северной части Каспийского моря. Согласно акту выполненных работ от 18.03.2020 услуги по перевозке выполнены в полном объеме, ФГБУ «Морспасслужба» по платежному поручению от 26.03.2020 уплатило ООО «Штиль» 1 530 833,89 руб., денежные средства поступили на лицевой, открытый ООО «Штиль» в ПАО «Сбербанк России». В соответствии с договором от 03.09.2019 , ФГБУ «Морспасслужба» оказывает услуги ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» по организации и обеспечению несения аварийно-спасательного дежурства, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории Каспийского моря в районе строительства поисково-оценочной скважины на площади Хазри нефтегазоконденсатного месторождения имени Владимира Филановского, расположенного на шельфе в северной части акватории российского сектора Каспийского моря. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием перемещаемых на судне «Карбон» товаров в установленном законодательством порядке, не осуществлялись. Таким образом, в целях доставки в северную часть Каспийского моря данных товаров ООО «Штиль» осуществлен временный вывоз судна «Карбон» в акваторию нефтегазоконденсатного месторождения имени Владимира Филановского, расположенного за пределами таможенной территории ЕАЭС, т.е. судном «Карбон» осуществлена международная перевозка грузов.

Определением от 02 сентября 2021 года, вынесенным старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Чаплыгиной О.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Штиль».

По результатам проведенного административного расследования заместителем начальника отдела административных расследований Астраханской таможни 2 составлен протокол об административном правонарушении от 30 декабря 2021 года в отношении ООО «Штиль» по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник ООО «Штиль», привлекаемого к административной ответственности, Ерофеев В.В., действующий по доверенности, вину общества не признал, просил суд производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Представитель Астраханской таможни Чаплыгина О.Н., полагала, что в действиях ОООО «Штиль» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просила привлечь ООО «Штиль» к административной ответственности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В отношении временно вывозимых с таможенной территории Союза для завершения и (или) начала международной перевозки за пределами таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах-членах за лицами государств-членов и являющихся товарами Союза, применяются положения главы 38 ТК ЕАЭС (подпункт 2 пункта 2 статьи 272 ТК ЕАЭС).

Пунктом 4 статьи 272 ТК ЕАЭС установлено, что транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 2 настоящей статьи, для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящей главой.

Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском транспортных средств международной перевозки, указанных в пункте 2 настоящей статьи, совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 272 ТК ЕАЭС).

Транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при вывозе с таможенной территории Союза временно вывозимых транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе на таможенную территорию Союза таких транспортных средств международной перевозки (подпункт 2 пункта 1 статьи 278 ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК ЕАЭС декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (пункт 3 статьи 278 ТК ЕАЭС).

В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта. Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство. Перечень указанных документов определяется Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, и направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза (пункт 4 статьи 278 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 2 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511, в качестве таможенной декларации на транспортное средство используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены Союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортном средстве международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортных средств международной перевозки, в зависимости от вида транспорта.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511, для морского (речного) транспорта при использовании в качестве таможенной декларации на транспортное средство стандартных документов перевозчика за основу таможенной декларации на транспортное средство принимается общая декларация, при ее отсутствии - иные транспортные (перевозочные) документы.

Судом установлено, что Астраханской таможней в период с 25.09.2020 по 09.06.2021 проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Штиль».

В ходе камеральной таможенной проверки получены документы и сведения, свидетельствующие о том, что на судне «Карбон» (ИМО 8857198), убывшем 11.03.2020 с таможенной территории ЕАЭС в северную часть Каспийского моря перемещены товары: «вода в 5-ти литровой таре (1200 бутылок, 6 тонн), пресная вода (108 тонн), масло моторное для дизельных двигателей М-10Г2ЦС (180 кг., 1 бочка), топливо маловязкое судовое, вид I (средний дистиллят) (95 тонн), судовое топливо маловязкое, вид II (7 тонн)», при этом операции, связанные с таможенным декларированием перемещаемых на судне «Карбон» товаров, в установленном законодательством порядке не осуществлялись.

В базе данных автоматизированной системы службы Капитана морского порта Астрахань 11.03.2020 зафиксирован отход судна «Карбон» из акватории морского порта Астрахань в северную часть Каспийского моря, 16.03.2020 зафиксирован приход судна «Карбон» в акваторию морского порта Астрахань из северной части Каспийского моря.

Факт убытия 11.03.2020 судна «Карбон» в северную часть Каспийского моря с целью доставки товаров и его прибытия 16.03.2020 из северной части Каспийского моря, подтверждается приказ-заданием Каспийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» от и накладными о приеме-передачи грузов от 13.03.2020.

11.03.2020 должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области в отношении судна «Карбон» проведен пограничный контроль на убытие из Российской Федерации, 16.03.2020 проведен пограничный контроль на прибытие в Российскую Федерацию, что подтверждается генеральными декларациями и грузовыми декларациями от 11.03.2020, 16.03.2020.

Отход судна «Карбон» 11.03.2020 осуществлен в северную часть Каспийского моря на нефтегазоконденсатное месторождение имени Владимира Филановского с целью доставки груза для судна «Эпрон» в рамках исполнения обязательств по договору от № , заключенного между ООО «Штиль» и ФГБУ «Морспасслужба».

Вывезенные товары 13.03.2020 переданы с судна «Карбон» на судно «Эпрон» по накладным от 13.03.2020 и от 13.03.2020 б/н.

Согласно накладной от 13.03.2020 от судна «Эпрон» на судно «Карбон» были приняты сточно-фекальные воды (50 м?), пластик (0,75 м?), пищевые отходы (0,4 м?), бытовые отходы (0,75 м?), кулинарный жир (0,015 м?), льяльные воды (12,0 м?), промаслянная ветошь (0,05 м?), итого жидких/сухих отходов - 62,01/2,0 м?.

16.03.2020 осуществлен приход судна «Карбон» в порт Астрахань с нефтегазоконденсатного месторождения имени Владимира Филановского.

Согласно акту выполненных работ от 18.03.2020 услуги по перевозке выполнены в полном объеме, ФГБУ «Морспасслужба» по платежному поручению от 26.03.2020 оплатило ООО «Штиль» 1 530 833,89 руб., перечислив денежные средства на лицевой счет, открытый ООО «Штиль» в ПАО «Сбербанк России».

Вывезенные товары - «вода в 5-ти литровой таре (1200 бутылок, 6 тонн), пресная вода (108 тонн), масло моторное для дизельных двигателей М-10Г2ЦС (180 кг., 1 бочка), топливо маловязкое судовое, вид I (средний дистиллят) (95 тонн)», приобретены ФГБУ «Морспасслужба» с целью передачи их на судно «Эпрон», которое находилось в северной части Каспийского моря и несло дежурство по аварийно-спасательной готовности во исполнение договора на оказание услуг от 03.09.2019 , заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» и ФГБУ «Морспасслужба».

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 03.09.2019 , ФГБУ «Морспасслужба» оказывает услуги ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» по организации и обеспечению несения аварийно-спасательного дежурства, локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории Каспийского моря в районе строительства поисково-оценочной скважины № 2 на площади Хазри нефтегазоконденсатного месторождения имени Владимира Филановского, расположенного на шельфе в северной части акватории российского сектора Каспийского моря.

Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием перемещаемых на судне «Карбон» товаров в установленном законодательством порядке, не осуществлялись.

Товар - «топливо маловязкое судовое, вид I, ТУ 38.101567-2014» является тяжелым дистиллятом (газойл) с содержанием серы 0,336 мас%, классифицируется в подсубпозицию 2710 19 480, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; «масло моторное М-10Г?ЦС» классифицируется в подсубпозицию 2710 19 820 0, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе проведения анализа базы данных установлено, что в период с 01.01.2020 по 24.09.2020 ООО «Штиль», ФГБУ «Морспасслужба» не осуществлялось таможенное декларирование товаров группы 2710 ТН ВЭД ЕАЭС - «нефть и нефтепродукты» и группы 2201 ТН ВЭД ЕАЭС - «вода».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1666 утверждены Правила представления письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива и последующего подтверждения целевого использования топлива, в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 35 закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», согласно которым топливо, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов, используемых на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов обеспечения и поисково-спасательных судов, используемых для проведения указанных работ, при условии представления при таможенном декларировании от лица, которое получило в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на право пользования недрами для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых и в интересах которого проводятся указанные работы, письменного обязательства о целевом использовании вывозимого из Российской Федерации топлива и последующего подтверждения целевого использования такого топлива. Топливо, указанное в данном подпункте, освобождается от вывозных таможенных пошлин в количестве, не превышающем в течение 30 календарных дней с даты выпуска такого топлива в соответствии с декларацией на товары:

1000 тонн - для одного судна валовой вместимостью до 4000 единиц валовой вместимости;

2000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 4000 до 7000 единиц валовой вместимости;

4000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 7000 до 10 000 единиц валовой вместимости;

5000 тонн - для одного судна валовой вместимостью от 10 000 единиц валовой вместимости.

Согласно свидетельствам о праве собственности на судна, полученным в ходе камеральной таможенной проверки, валовая вместимость судна «Карбон» – 235,00 тонн, судна «Эпрон» – 1160,00 тонн.

Таким образом, указанные правила предусматривают необходимость декларирования соответствующих товаров, вывозимых для обеспечения деятельности судов, используемых в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, путем подачи декларации на товары.

В целях доставки в северную часть Каспийского моря данных товаров ООО «Штиль» осуществлен временный вывоз судна «Карбон» в акваторию нефтегазоконденсатного месторождения имени Владимира Филановского, расположенного за пределами таможенной территории ЕАЭС, т.е. судном «Карбон» осуществлена международная перевозка грузов.

Вместе с тем с данным выводом административного органа согласиться нельзя, исходя из следующего.

Согласно положениям части 1, 2 статьи 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.

Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Союза, утрачивают статус товаров Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 303 настоящего Кодекса такие товары сохраняют статус товаров Союза.

В силу статьи 93 ТК ЕАЭС фактический вывоз по процедуре экспорта должен подтверждаться в соответствии с порядком определенным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 февраля 2018 года № 25 «О Порядке подтверждения таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза». В данном решении указано, что товары после оформления следуют к местам перемещения товаров через таможенную границу Союза. Статус товара подтверждается в соответствии Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07 ноября 2017 года № 134 «О некоторых вопросах совершения таможенных операций при прибытии и убытии отдельных категорий товаров, перевозимых через территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и (или) морем без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 ТК ЕАЭС таможенную территорию Союза составляют территории государств-членов, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов искусственные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенной границей Союза являются пределы таможенной территории Союза, а также в соответствии с международными договорами в рамках Союза - пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года № 341 определены случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, в том числе для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 9,1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: а) убытие российских судов из российских портов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты; б) плавание иностранных судов между российскими портами, а также их убытие из российских портов во внутренние морские воды или в территориальное море Российской Федерации в целях торгового мореплавания, за исключением деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства, с последующим прибытием в российские порты; в) плавание российских и иностранных судов между российскими портами с заходом в территориальные моря иностранных государств при проходе через Балтийское, Охотское или Японское моря и примыкающие к ним проливы; г) убытие российских ледоколов из российских портов в исключительные экономические зоны и (или) территориальные моря иностранных государств, расположенные в Балтийском, Охотском и Японском морях, для осуществления ледокольной проводки с последующим прибытием в российские порты; д) убытие иностранных судов из российских портов в исключительную экономическую зону Российской Федерации в целях осуществления морских научных исследований с последующим прибытием в российские порты; е) убытие иностранных судов из российских портов на континентальный шельф Российской Федерации в целях выполнения работ по поиску, разведке и освоению месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, обеспечения функционирования морских плавучих платформ, зарегистрированных под Государственным флагом Российской Федерации, а также в целях создания, эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений, в том числе морских стационарных платформ, на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты; ж) убытие иностранных спортивных парусных судов из российских портов для участия в соревнованиях по парусному спорту с последующим прибытием в российские порты.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 9.1 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля Российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (ФЗ от 05.04.2003 № 40-ФЗ) дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон.

Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равностоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат.

Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчета от точек на побережьях Сторон с учетом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 1 января 1998 года, равного отметке минус 27 метров Балтийской системы высот (относительно Кронштадтского футштока).

Географическое описание прохождения указанной выше линии и ее координат будет осуществлено на основе согласованных сторонами картографических материалов и базисных линий и закреплено в отдельном Протоколе.

Статьей 1 настоящего Протокола устанавливаются географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в целях осуществления суверенных прав на недропользование.

Каталог географических координат поворотных точек модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря является неотъемлемой частью настоящего Протокола (Приложение 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187 - ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187 - ФЗ (ред. от 02 июля 2021 года) «О континентальном шельфе Российской Федерации» внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191 - ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191 - ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания, для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка: 1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской Федерации; 2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям, расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации; 3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений, расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации; 4) между искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации; 5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное море Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, основным критерием, освобождающим от совершения таможенных операций при убытии (прибытии) морских судов, является деятельность, связанная с целями торгового мореплавания во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе с последующим прибытием в российские порты.

При проведении камеральной проверки таможенным органом не отрицался факт прохождения пограничного и портового контроля, перевозки груза в исключительную экономическую зону Российской Федерации на континентальный шельф Российской Федерации и возвращения в российский порт.

Ответственность перевозчика в рамках статьи 56 ТК ЕАЭС не может возникнуть, если судно осуществляло внутреннюю перевозку и не доказан факт со стороны таможенного органа об осуществлении международной перевозки товара и подтверждении фактического вывоза товара с таможенной территории Союза.

Судом установлено, что наибольшая ширина Каспийского моря, составляет от 50 - 210 морских миль, что подтверждает юрисдикцию Российской Федерации над сектором Каспийского моря. Исходя из соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о том, что водная поверхность двух стран находится в общем пользовании, данные обстоятельства дают основание суду полагать о наличии единой таможенной территории ЕАЭС.

Припасы оформлялись ФГУП «Морспасслужба» для собственных нужд и перевозились судном под российским флагом, которое за пределы таможенной территории ЕАЭС не выходило, а факт наличия декларации третьего лица (ФГУП «Морспасслужба») не может свидетельствовать об экспорте товара за пределы границы ЕАЭС.

В ходе судебного разбирательства таможенным органом, не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что судно «Эпрон» в соответствующий период находилось в северной части Каспийского моря на территории другого государства, а именно, Республики Казахстан и, тем самым, осуществляло международную перевозку.

Доказательств относительно того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 139 ТК ЕАЭС товар был фактически вывезен с таможенной территории Союза, материалы дела не содержат.

Доводы о том, что российская часть северного Каспия не попадает под юрисдикцию Российской Федерации и не является таможенной территорией ЕАЭС в связи с чем, припасы должны оформляться по процедуре экспорта статьи 139 ТК ЕАЭС, а транспортное средство проходить таможенный контроль, как при международной перевозке, предусмотренной положениями главы 14 ТК ЕАЭС, пункта 2 статьи 94 ТК ЕАЭС, не нашли всего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Штиль» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт осуществления международной перевозки не установлен.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 16.2, 24,5, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Штиль» (ОГРН 1023000846989; ИНН 3016027691; КПП 301901001; ОКПО 31704953, адрес юридического лица: ), о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.

Мотивированный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.

Судья Н.П. Синельникова