НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 № 16-5264/2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5264/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 августа 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области Романова В.Е. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 15 января 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 апреля 2021 года, вынесенные в отношении территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 15 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 апреля 2021 года, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области (далее по тексту – ТФОМС Самарской области) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8845 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Романов В.Е. выражает несогласие с названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.

Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Субъектом данного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели.

В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 6 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 18 апреля 2012 года №2020, задачей территориального фонда Самарской области является обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС.

В соответствии с пунктом 7 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории Самарской области, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории Самарской области.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2016 года №354н утверждена типовая форма соглашения территориального фонда ОМС с медицинской организацией о финансовом обеспечении Мероприятий, где подпунктом «в» пункта 4 раздела III «Порядок, условия и сроки предоставления ТФОМС медицинской организации средств для финансового обеспечения мероприятий» установлено, что средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом ОМС при соблюдении медицинской организацией обязательных условий, одним из которых является наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в соответствии с Порядком выбора программы повышения квалификации.

При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что ТФОМС Самарской области допустил нарушение бюджетного законодательства, что выразилось в нарушении пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации: перечислены средства нормированного страхового запаса на оплату заключенных договоров в целях, не соответствующих целям обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи, определенным программой государственных гарантий в размере 176,9 тысяч рублей (несоответствие выбранной медицинским работником программы повышения квалификации Порядку выбора программы повышения, что является нецелевым использованием бюджетных средств).

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №4 от 27 ноября 2020 года (т.1 л.д.5-15); информацией о перечислении средств нормированного страхового запаса ТФОМС Самарской области для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, не соответствующих целям обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи, подтверждающей объем перечисленных денежных средств; постановлением правительства Самарской области от 18 апреля 2012 года №202 «О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области», подтверждающим правовой статус и полномочия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (т.1 л.д.36-45); соглашениями ТФОМС Самарской области с медицинскими организациями о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (т.1 л.д.54-59) (с приложениями: графиками перечисления денежных средств, дополнительными соглашениями): от 20.05.2019 года, от 19.02.2019 года, от 01.03.2019 года, от 24.04.2019 года, от 11.04.2019 года, от 26.04.2019 года, от 19.04.2019 года, от 15.05.2019 года, от 03.04.2019 года, от 27.12.2018 года, от 08.04.2019 года, от 20.12.2018 года, от 08.02.2019 года, от 19.02.2019 года, от 14.05.2019 года, от 05.06.2019 года, от 03.02.2019 года, от 18.12.2018 года, договорами об оказании образовательных услуг по дополнительным образовательным программам: от 08.04.2019 года №1740, от 14.01.2019 года №242 (т.1 л.д.102-107), от 26.02.2019 года №298 (т.1 л.д.133-137), от 26.03.2019 года №1244 (т.1 л.д.157-160), от 26.02.2019 года №1364 (т.1 л.д.185-190), от 01.04.2019 года №1616 (т.1 л.д.211-214), от 01.04.2019 года №1648, от 03.04.20019 года №1710 (т. 2 л.д.9-12), от 15.04.2019 года №3399 (т.2 л.д.46-51), от 15.04.2019 года №3400, от 24.01.2019 года №450 (т. 2 л.д.88-91), от 24.01.2019 года №470, от 24.01.2019 года №473 (т.2 л.д.101-105), от 24.01.2019 года №474, от 24.01.2019 года №475 (т.2 л.д.115-118), от 24.01.2019 года №478 (т.2 л.д.122-126), от 24.01.2019 года №483 (т.2 л.д.129-133), от 08.11.2018 года №3956 (т.2 л.д.171-176), от 10.12.2018 года №4387 (т. 2 л.д.178-181), от 10.12.2018 года №1387 (с дополнительным соглашением от 10.11.2018 года), от 03.12.2018 года №031218-712ТУ (с дополнительным соглашением от 03.12.2018 года) (т.2-185-194), от 25.01.2019 года №2019-01/7053, от 30.01.2019 года №2019-01/7110 (т. 2 л.д.236-239), от 15.01.2019 года №50/1 (с дополнительным соглашением №50/1) (т.3 л.д.45-61), от 23.01.2019 года №ДО19-00399-ЭВН/ста (с дополнительным соглашением от 23.01.2019 года) (т.3 л.д.64-77), от 18.01.2019 года №2019/01/11 (с дополнительным соглашением от 18.01.2019 года) (т.3 л.д.80-93), от 21.01.2019 года №370 (т.3 л.д.133-139), от 21.01.2019 года №372 (т.3 л.д.142-148), от 18.04.2019 года №2116 (т.3 л.д.132-135), от 21.01.2019 года №408 (т.3 л.д.203-212), от 09.01.2019 года №15 (т.4 л.д.10-16), от 29.01.2019 года №635 (т.4 л.д.19-25), от 04.03.2019 года №16 (т.4 л.д.28-34), от 09.01.2019 года №10 (т.4 л.д.41-47), от 03.12.2018 года №4305 (с дополнительным соглашением № 11) (т.4 л.д.79-83); приказами ТФОМС Самарской области о предоставлении средств из нормированного страхового запаса для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образовании медицинских работников по программа повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования: от 23.05.2019 года №245, от 25.02.2019 года №75, от 20.03.2019 года №104, от 26.04.2019 года №181, от 17.04.2019 года №160, от 20.05.2019 года №229, от 23.04.2019 года №176, от 21.05.2019 года №241, от 09.04.2019 года №133, от 10.01.2019 года №08, от 23.01.2019 года №30, от 10.40.2019 года №140, от 25.01.2019 года №34 (т.3 л.д.26), от 25.02.2019 года №76 (т. 3 л.д.101), от 18.03.2019 года №102 (т.3 л.д.109), от 28.02.2019 года №78 (т.3 л.д.152), от 21.05.2019 года №240 (т.3 л.д.183), от 05.06.2019 года №266 (т.3 л.д.216), от 24.04.2019 года №177 (т.4 л.д.51), от 17.01.2019 года№22 (т.4 л.д.94); счетами (т. 2 л.д.26, 66. 69, 140, 142, 145, 151, 154 т.3 л.д.29, 104, 113, 118, 155, 158, 186, 219, т.4 л.д.54, 57, 60, 65, 97), актами выполненных работ (т.2 л.д.28, 67, 70, 141, 143, 146, 149, 152, т.3 л.д.105, 114, 119, 156, 159, 187, 2020т.4 л.д.55,61, 66, 98), удостоверениями о повышении квалификации, подтверждающими оказание соответствующих услуг в рамках вышеуказанных соглашений и договоров (т.2 л.д.29, 30, 31, 32, 33, 68, 71, 141а, 144, 147, 150, 153, т. 3 л.д.21, 106, 115, 116, 117, 120, 157, 160, 188, 189, 190, 221, т. 4 л.д.56, 59, 62, 63, 64, 67, 99, 100, 101, 102), платежными поручениями, подтверждающими возвращение средств нормированного стразового запаса ТФОМС Самарской области (т. 2 л.д.34, 72, т. 3 л.д.32, 107, 161, 181, 222, т.4 л.д.68,103) и иными материалами дела.

Данным доказательствам дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что знания, полученные по программе обучения, на которые израсходованы денежные средства, носят универсальный характер, был предметом рассмотрения судами нижестоящих инстанции и обосновано отклонен.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» установлены обязательные условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса для финансового обеспечения дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации: наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации от 4 августа 2016 года №575н (пункт а).

Пункт 3 Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования установлено, что для обеспечения выбора медицинским работником образовательной программы и образовательной организации на интернет-портале размещается список образовательных программ, реализация которых направлена на освоение знаний и приобретение умений и навыков для оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год.

Постановлением Правительства Самарской области от 27 декабря 2018 года №837 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Следовательно, обучение работников происходит исключительно в рамках тех направлений обязательного медицинского страхования, которые закреплены в указанной программе.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области от 15 января 2021 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 7 апреля 2021 года, вынесенные в отношении территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области Романова В.Е. - без удовлетворения.

Судья Э.Г.Штейн

Постановление02.09.2021