ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-223/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 января 2020 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., изучив жалобу защитника акционерного общества «ФИО5» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 сентября 2019 года, решение судьи Советского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «ФИО6»,
установила:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, акционерное общество «ФИО7» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Решение судьи Советского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обжаловалось, вступило в законную силу.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник акционерного общества «ФИО8» ФИО1 просит отменить вынесенные в отношении общества постановление должностного лица и решение судьи, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличие медицинских противопоказаний.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что с 8 июля по 22 августа 2019 года по адресу: <адрес>, в ходе проведения расследования несчастного случая, произошедшего 29 июня 2019 года со смертельным исходом на предприятии - акционерном обществе «ФИО9» выявлено, что:
- в нарушение требований статей 22, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», начальник высоковольтного участка цеха №ФИО4 был допущен к выполнению работ в действующих электроустановках без психиатрического освидетельствования;
- в нарушение требований абзацев 7, 8 части 2 статьи 212, статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, проверка требований охраны труда начальнику высоковольтного участка цеха №ФИО4 проведена комиссией предприятия, а не в одном из учебных центров.
26 августа 2019 года начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении акционерного общества «ФИО10» составлен протокол об административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому акционерное общество «Металлист-Самара» при осуществлении своей деятельности допустило работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательного психиатрического освидетельствования, что привело к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работника.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26 августа 2019 года (л.д. 24-25, том 1); актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 22 августа 2019 года (л.д. 29-37, том 1); актом о несчастном случае на производстве от 22 августа 2019 года (л.д. 38-43, том 1); распоряжением о проведении расследования несчастного случая от 3 июля 2019 года (л.д. 53, том 1); выпиской из акта судебно-медицинского исследования (л.д. 74-76, том 1); трудовым договором от 30 января 2012 года и дополнительными соглашениями к нему от 9 апреля 2013 года, 15 мая 2015 года, 1 июля 2018 года, 6 мая 2019 года (л.д. 77-81, том 1); трудовой книжкой (л.д. 82-83, том 1); приказом о приеме работника на работу от 30 января 2012 года (л.д. 84, том 1); приказами о переводе работника на другую работу от 3 апреля 2013 года, 15 мая 2015 года, 6 мая 2019 года (л.д. 85-87, том 1); личной карточкой работника (л.д. 88-90, том 1); картой № 24 специальной оценки условий труда начальника участка (л.д. 102, том 1); приказами исполнительного директора акционерного общества «ФИО11» от 21 ноября 2018 года № 364, от 21 декабря 2018 года № 401 о назначении ответственных лиц (л.д. 217-219, том 1); протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках от 5 июля 2018 года (л.д. 211, том 1); должностной инструкцией начальника высоковольтного участка цеха № 26 (л.д. 37-44, том 2) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное юридическим лицом деяние квалифицировано по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы в той части, что обязанность проходить психиатрическое освидетельствование у начальника высоковольтного участка отсутствует, не опровергают наличие состава вменяемого правонарушения в действиях юридического лица.
Пунктом 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с абзацем 12 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы, не допускать работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии с абзацем 6 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности Постановлением Совета Министров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, деятельность персонала, обслуживающего действующие электроустановки напряжением 127 В и выше, производящих на них оперативные переключения, выполняющие на этих электроустановках наладочные, монтажные работы и высоковольтные испытания, связанна с источником повышенной опасности, такой персонал обязан проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.
На основании приказа исполнительного директора акционерного общества «ФИО12» от 21 декабря 2018 года № 401 начальник высоковольтного цеха ФИО4 назначен ответственным руководителем работ, имеющим право выдачи нарядов и распоряжений на работу в электроустановках напряжением свыше 1 000 В. Доводы заявителя о том, что ФИО4 на такого типа электроустановках не осуществлял наладочные, монтажные работы, опровергаются материалами дела, согласно которым 29 июня 2019 года с ФИО4, который производил монтажные работы именно на такой электроустановке, произошел несчастный случай со смертельным исходом.
Таким образом, выполнение функциональных обязанностей начальника высоковольтного участка цеха связана с источником повышенной опасности, условия труда на рабочем месте для данной должности характеризуются как повышенной опасности, следовательно, работники, занимаемые данную должность, обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.
При этом карта № специальной оценки условий труда начальника участка, составленная 30 декабря 2016 года, согласно которой класс условий труда начальника участка цеха № (отделение №) – 2 и не требует проведения медицинских осмотров, не опровергает вышеуказанных обстоятельств и выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности юридического лица во вменяемом правонарушении.
Доводы заявителя о том, что начальник высоковольтного участка цеха №ФИО4 прошел обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном законом порядке в комиссии по проверке знаний требований охраны труда самой организации, подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно требований статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29 (далее – Порядок).
Пунктом 2.3.1 данного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).
В соответствии с пунктом 2.3.2 Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
- руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Абзацем 10 статьи 2.3.2 указанного Порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Из данной нормы следует, что руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2 - 9 указанной нормы, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
К должностям, перечисленным в абзацах 2 – 9 статьи 2.3.2 Порядка, относятся помимо прочего должности категории руководителей, специалистов организации, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, в том числе в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, а также в случаях, если на указанных лиц такие обязанности возложены трудовым договором или иными локальными актами юридического лица.
Иные руководители и специалисты в силу буквального толкования абзаца 10 пункта 2.3.2 Постановления Министерства труда Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года № 1/29, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, при условии, что члены указанной комиссии по проверке знаний требований охраны труда организаций прошли обучение в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в организации разработаны программы обучения по охране труда, на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 37, должность начальника цеха (участка) относится к должности руководителя.
Из трудового договора от 30 января 2012 года и дополнительных соглашений к нему от 9 апреля 2013 года, 15 мая 2015 года, 1 июля 2018 года, 6 мая 2019 года, заключенных работодателем акционерным обществом «ФИО20» и работником ФИО4, а также приказов исполнительного директора акционерного общества «ФИО14» от 21 ноября 2018 года № 364, от 21 декабря 2018 года № 401 о назначении ответственных лиц, должностной инструкции начальника высоковольтного участка (цеха № акционерного общества «ФИО13»), следует, что на ФИО4, являющегося начальником высоковольтного участка цеха №, то есть руководителем, возложена организация, руководство и проведение работ на рабочих местах, а также контроль и технический надзор за проведением работ.
Таким образом, ФИО4, занимая должность, перечисленную в абзацах 2 – 9 статьи 2.3.2 Порядка, должен был проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в специализированной организации, а не в комиссии по проверке знаний требований охраны труда акционерного общества «ФИО15».
В нарушение вышеуказанных правовых норм, ФИО4 прошел требуемое обучение в комиссии по проверке знаний требований охраны труда самой организации, а не в специализированной организации, что заявителем не оспаривается.
Срок давности и порядок привлечения акционерного общества ФИО16» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено акционерному обществу «ФИО17» в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 2 сентября 2019 года, решение судьи Советского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «ФИО18», оставить без изменения, а жалобу защитника акционерного общества «ФИО19» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук