НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2022 № 16-5494/2022

УИД 63RS0037-01-2021-004030-73

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5494/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 сентября 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление заместителя управляющего отделением по Самарской области Волго - Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 12 октября 2021 года , решение судьи Самарского районного суда г. Самары от 22 декабря 2021 года и решение судьи Самарского областного суда от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора некоммерческой корпоративной организации «Волго - Вятское потребительское общество взаимного страхования» ФИО2,

установила:

постановлением заместителя управляющего отделением по Самарской области Волго - Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 12 октября 2021 года , оставленным без изменения решением судьи Самарского районного суда г. Самары от 22 декабря 2021 года и решением судьи Самарского областного суда от 18 марта 2022 года, директор некоммерческой корпоративной организации «Волго - Вятское потребительское общество взаимного страхования» (далее также НКО «ВОВС», общество) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО2 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1) гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежности страховщика являются в том числе сформированные страховые резервы.

Пунктом 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 установлены требования финансовой устойчивости и платежеспособности, которые страховщики обязаны соблюдать, в том числе в части формирования страховых резервов и нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Департаментом страхового рынка Банка России по результатам рассмотрения отчетности НКО «ВОВС» по состоянию на 31 марта 2021 года установлен факт нарушения обществом страхового законодательства, в связи с чем в его адрес направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22 июня 2021 года , согласно которому на общество возложена обязанность обеспечить на 31 июля 2021 года соблюдение требований пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 в части порядка и условий инвестирования средств страховых резервов с учетом требований Положения Банка России от 10 января 2020 года -П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков», о чем отчитаться не позднее 16 августа 2021 года, предоставив в административный орган: сведения о составе и структуре активов по состоянию на 31 июля 2021 года по форме ; копии регистров бухгалтерского учета, подтверждающих величину страховых резервов по состоянию на 31 июля 2021 года; копии первичных документов, подтверждающих наличие и балансовую стоимость активов, принятых к инвестированию средств страховых резервов по состоянию на 31 июля 2021 года.

Предписание получено страховщиком 23 июня 2021 года и должно было быть исполнено НКО «ВОВС» не позднее 16 августа 2021 года включительно.

По результатам проведенного контроля исполнения предписания установлен факт невыполнения НКО «ВОВС» законного предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22 июня 2022 года в установленный срок.

Неисполнение вышеуказанного предписания послужило основанием для составления консультантом отдела административного производства и свода данных Управления аналитики и надзорной методологии Департамента страхового рынка Банка России ФИО1 протокола об административном правонарушении от 9 сентября 2021 года в отношении директора НКО «ВОВС» ФИО2 и привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 сентября 2021 года; предписанием Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22 июня 2021 года ; ответом на предписание директора НКО «ВОВС» ФИО2 от 12 июля 2021 года; сообщением Департамента страхового рынка Банка России от 26 августа 2021 года; ответом на предписание Банка России от 22 августа 2021 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.

Предписание от 22 июня 2022 года выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, содержит описание самих нарушений требований страхового законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные обществом.

НКО «ВОВС» обращалась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании предписания Центрального банка Российской Федерации от 22 июня 2021 года . Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2022 года, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.

Учитывая вышеизложенное, доводы жалобы о незаконности требований должностного лица административного органа, содержащихся в предписании от 22 июня 2021 года, в том числе со ссылкой на неприменение к спорным правоотношениям Положения Банка России от 10 января 2020 года -П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков», вступающих в законную силу с 1 июля 2021 года, подлежат отклонению.

Указание в Предписании на необходимость обеспечения соблюдения на 31 июля 2021 года положений пункта 4 статьи 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года в части порядка и условий инвестирования средств страховых резервов с учетом требований Положения -П не противоречит установленному правовому регулированию.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директором НКО «ВОВС» ФИО2 не приняты все зависящие от нее необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований страхового законодательства в установленный срок, должностное лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судьями предыдущих судебных инстанций установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии директора НКО «ВОВС» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии директора общества состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судьями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющих правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление заместителя управляющего отделением по Самарской области Волго - Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации от 12 октября 2021 года № 21-5268/3110-1, решение судьи Самарского районного суда г. Самары от 22 декабря 2021 года и решение судьи Самарского областного суда от 18 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора некоммерческой корпоративной организации «Волго - Вятское потребительское общество взаимного страхования» ФИО2, оставить без изменения, а жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Н.В. Волынчук

Решение22.09.2022