НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2020 № 16-8547/20

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-8547/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 декабря 2020 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу А* на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 4 сентября 2020 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя товарищества собственников жилья «Заря» А*,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2020 года, председатель товарищества собственников жилья «Заря» А* признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель товарищества собственников жилья «Заря» А* просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Основанием для привлечения А* к административной ответственности на основании статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о непредставлении в ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска в установленный срок (30 января 2020 г.) ТСЖ «Заря», председателем которого являлась А*, расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года.

Фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения А* к административной ответственности, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия А* образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение установленных законодательством сроков представления расчетов по страховым взносам в налоговый орган по месту учета, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доводы заявителя жалобы, что А* не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения, являлись предметом тщательного исследования судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклонены как несостоятельные.

При этом решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», из которых следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.

В рассматриваемом случае доказательств надлежащей организации привлекаемым к административной ответственности лицом бухгалтерского учета, в том числе контроля за своевременным предоставлением документов и иных необходимых сведений в налоговую инспекцию, материалы дела не содержат.

Как правильно указано мировым судьей, доводы А* о том, что вознаграждение ей выплачивается через управляющую компанию (в настоящее время ООО «Служба эксплуатации вашего дома») и соответствующая строка включена в платежные документы, на существо правонарушения не влияют, поскольку трудовая деятельность ею осуществляется в ТСЖ «Заря» (председатель правления ТСЖ), а не в ООО «Служба эксплуатации вашего дома».

Несмотря на то, что собственники помещений в многоквартирном доме (по адресу: <адрес>) выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей компанией (с 1 сентября 2019 г. ООО «Служба эксплуатации Вашего дома»), в то же время ТСЖ «Заря», председателем которого является А*, зарегистрировано в ЕГРЮЛ как самостоятельное юридическое лицо.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии со статьей 144 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Исходя из положений части 2 статьи 145 Жилищного кодекса общим собранием членов товарищества избираются члены правления товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председатель правления товарищества из числа членов правления товарищества. Определение размера вознаграждения членов правления и председателя товарищества также относится к компетенции общего собрания членов товарищества.

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьями 148 и 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.

Если общим собранием членов товарищества принято решение о выплате вознаграждения председателю правления товарищества, то в данном случае товарищество выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждений вышеуказанному лицу, и, соответственно, является страхователем, а председатель правления товарищества застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В связи с вышеизложенным на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса ТСЖ является плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого им в пользу председателя правления ТСЖ в рамках трудовых отношений.

Руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, в том числе и председатель ТСЖ, в силу положений Федеральных законов от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), признаются застрахованными лицами.

Пунктом 7 статьи 431 Налогового кодекса предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять в установленном порядке Расчет не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению Расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок Расчет с нулевыми показателями.

Довод А* об отсутствии расчетного счета и привязка факта начисления/выплаты страховых взносов к наличию либо отсутствию расчетного счета не основаны на законе.

Изложенные заявителем в жалобе доводы получили оценку судов со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с такой оценкой не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, или неправильное применение норм материального права.

Постановление о привлечении А* к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено А* в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 4 сентября 2020 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2020 г., вынесенные в отношении председателя товарищества собственников жилья «Заря» А* по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя товарищества собственников жилья «Заря» А* - без удовлетворения.

Судья Э.Г. Штейн

Решение18.12.2020