НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2020 № 16-5482/20

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5482/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника Х*, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго», на вступившее в законную силу постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 25 ноября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 29 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (далее - ООО «Газпром энерго», общество),

установила:

постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда <адрес> от 18 февраля 2020 года и решением судьи Оренбургского областного суда от 29 мая 2020 года, ООО «Газпром энерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Х* просит обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

Потерпевшая К*, уведомленная в соответствии с требованиями частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 37 Конституции России каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно статьи 1 Трудового Кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со статьей 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

В силу части 3 статьи 94 Трудового Кодекса Российской Федерации отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с частями первой - третьей статьи 92 настоящего Кодекса:

при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.

Положениями статьи 103 Трудового Кодекса Российской Федерации работа в течение двух смен подряд запрещена.

Статьей 211 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Как следует из диспозиции статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, что закреплено в статье 220 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения о системе управления охраной труда (далее СУОТ) №438н от 19 августа 2016 года, разработанного в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

С учетом требований указанных стандартов в организациях разрабатываются собственные стандарты системы управления охраной труда.

Согласно части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Х** о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении Южно-Уральского филиала ООО «Газпром энерго» на основании распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Х** и начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области П* выявлено, что в нарушение в том числе требований статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации К**. и Н* по приказу от ДД.ММ.ГГГГ находились на рабочем месте в течении двух смен подряд, работодателем не предоставлено письменное согласие работников на сверхурочную работу. В нарушение требований статьи 212 трудового Кодекса Российской Федерации и пункта 7 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года №438н, работодателем не обеспечено создание и функционирование системы управления охраной труда.

Эти нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Х** законному представителю юридического лица исполняющему обязанности директора Южно-Уральского филиала ООО «Газпром энерго» К*** выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела – главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Х** составлен протокол об административном правонарушении , из которого следует, что в действиях ООО «Газпром энерго» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения обществом административного правонарушения и виновность ООО «Газпром энерго» подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-67); актом проверки органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-62), предписанием Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63-64) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судами с учетом имеющихся в деле доказательств сделан обоснованный вывод о виновности ООО «Газпром Энерго» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Утверждение заявителя об отсутствии нарушений статьи 103 Трудового Кодекса Российской Федерации и о соответствии закону смены продолжительностью 24 часа без перерыва основано на неправильном толковании закона, поскольку в силу положений части 3 статьи 94 Трудового Кодекса Российской Федерации продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 12 часов.

Таким образом график работы, согласно которого К** и Н* в период с 8 часов ДД.ММ.ГГГГ до 8 часов ДД.ММ.ГГГГ выполняли работу без перерыва в течение 24 часов (16+8=24), нельзя признать соответствующим нормам трудового законодательства.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых судебных решений в части исключения указания на нарушение обществом статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку данный вывод ничем не обоснован.

Доводы ООО «Газпром энерго» в части выполнения им обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда должной оценки не получили.

Так, ООО «Газпром энерго» является дочерним обществом ПАО «Газпром».

Как следует из материалов дела ОАО «Газпром» в 2014 году принята «Единая система управления охраны труда и промышленной безопасности ОАО «Газпром». Основные положения. СТО Газпром 18000.1-001-2014», в соответствии с пунктом 1.1 которого настоящий стандарт распространяется на ОАО «Газпром» и его дочерние общества, определенные Положением, а также на подрядчиков (л.д.27-32).

ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя Правления ОАО «Газпром» утвердил «Перечень организаций, на которые распространяется Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром», в пункте 85 которого указано ООО «Газпром энерого» (л.д.21-25).

Приказом генерального директора ООО «Газпром энерго» от ДД.ММ.ГГГГ действие Единой системы управления охраны труда и промышленной безопасности ОАО «Газпром» распространено на все структурные подразделения администрации и филиалы ООО «Газпром энерго» (л.д.19-20).

ДД.ММ.ГГГГ директором Южно-Уральского филиала ООО «Газпром энерго» издан приказом «О введении в действие СТО Газпром «Единая система управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «Газпром» (л.д.26).

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что работодателем не обеспечено создание и функционирование системы управления охраной труда, не основан на материалах дела.

Постановление о привлечении ООО «Газпром энерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Газпром энерго» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену решений нижестоящих судов и постановления должностного лица, не установлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 25 ноября 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 29 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» изменить: исключить из описательно-мотивировочных частей постановления должностного лица и указанных судебных актов указание на нарушение ООО «Газпром энерго» статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В остальной части постановление главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 февраля 2020 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 29 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» оставить без изменения, жалобу защитника Х* удовлетворить частично.

Судья Э.Г. Штейн