НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2021 № 16-4106/2021

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№16-4106/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., изучив жалобу ФИО3 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей № 1345 от 10 сентября 2020 года, решение судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Пирс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 14.19, 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей № 1345 от 10 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Пирс» ФИО3 (далее по тексту – ООО «Пирс», ФИО3) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.19, 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 22 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО3 просит отменить постановление должностного лица и судебный акт, вынесенный в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из представленных материалов, 9 июля 2020 года в 09 час. 10 мин. в магазине ООО «Пирс» «24 часа», расположенном по адресу: Республика Татарстан, <...>, должностными лицами был установлен факт нахождения в розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом; без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии (подлежащей обязательному подтверждению соответствия), информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), а именно: пиво «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47 л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года в количестве 8 штук; пиво «БАД 66», светлое, пастеризованное емк. 0,47 л, стекло, содержание алкоголя 4,3%, об., с датой розлива 12 января 2020 года в количестве 8 штук.

По данному факту должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан в отношении директора ООО «Пирс» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении от 30 июля 2020 года № 001944, в котором действия директора ООО «Пирс» ФИО3 квалифицированы по статьям 14.19 и 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого 10 сентября 2020 года заместителем руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан вынесено постановление о привлечении директора ООО «Пирс» ФИО3 к административной ответственности по указанным нормам.

Решением судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года, вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

С состоявшимися в отношении директора ООО «Пирс» ФИО3 постановлением должностного лица и решением судьи районного суда в полном объеме согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях директора ООО «Пирс» ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать обоснованными.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает действия по реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия, декларации о соответствии.

Основанием для привлечения директора ООО «Пирс» ФИО3 к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил установленный факт реализации алкогольной продукции без сертификатов соответствия.

Между тем, при квалификации действий лица за нарушение требований действующего законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует исходить из того, что ответственность за оборот алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной нормой по отношению к статье 14.45 настоящего Кодекса.

Вступившим в законную силу постановлением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 8 сентября 2020 года по делу № 5-3371/2020 директор ООО «Пирс» ФИО3 признан виновным и привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку в рассматриваемом случае сопроводительные документы на продукцию директором ООО «Пирс» ФИО3 представлены не были, при этом директор ООО «Пирс» ФИО3 привлечен к административной ответственности по части 2 стать 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по этому же факту, следовательно, правовых оснований для привлечения директора ООО «Пирс» ФИО3 к административной ответственности по статье 14.45 настоящего Кодекса не имелось.

Постановлением должностного лица от 10 сентября 2020 года директору ООО «Пирс» ФИО3 вменена продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе, в том числе пива «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47 л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года в количестве 8 штук.

Директор ООО «Пирс» ФИО3 в ходе производства по делу об административном правонарушении заявлял, что пиво «БАД» принадлежит ООО «Статус +».

Аналогичные доводы изложены ФИО3 в настоящей жалобе.

Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался заявитель при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судьей районного суда должным образом не проверены, надлежащая оценка им не дана.

Между тем в материалы дела представлены товаросопроводительные документы на пиво «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года, в графе «Грузополучатель» указаны ООО «Статус +», «Пирс». В графе «Плательщик» также указаны ООО «Статус +», «Пирс».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 ноября 2020 года по делу № А65-19241/2020 установлено, что пиво с аналогичным наименованием и датой розлива (пиво «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года) согласно данным ЕГАИС (позиция 139 отчета «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 1 января 2020 года по 9 июля 2020 года) действительно было получено ООО «Статус +» по накладной № 2692 от 13 мая 2020 года.

Между тем, как усматривается из материалов дела, директор ООО «Пирс» ФИО3 не обеспечил соблюдение требований Федерального закона № 171-ФЗ, Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459, приказа Минфина России от 15 июня 2016 года № 84н.

Пунктом 1 статьи 26 Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ установлен запрет на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).

Порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1459 от 29 декабря 2015 года «О функционировании единой государственной автоматизированной информации системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (действующих во время совершения административного правонарушения).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года № 1459 и соответствующих Правил, приказом Минфина России от 15 июня 2016 года № 84н утверждены формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), которая направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию (действовавшего во время совершения административного правонарушения).

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что директор ООО «Пирс» ФИО3 является участником единой государственной автоматизированной информационной системе.

Из отчета ООО «Пирс» об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 1 января 2020 года по 9 июля 2020 года следует, что пиво «БАД 66», светлое, пастеризованное емк. 0,47л, стекло, содержание алкоголя 4,3%, об., с датой розлива 12 января 2020 года в данном отчете отсутствует (л.д. 57-62).

Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность директора ООО «Пирс» ФИО3, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копией протокола осмотра от 9 июня 2020 года № П-01488, копией протокола изъятия алкогольной (спиртосодержащей) продукции от 9 июня 2020 года № 000021, копией отчета ООО «Пирс» об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 1 января 2020 года по 9 июля 2020 года и иными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что пиво «БАД 66» принадлежало гражданину ФИО1 и хранилось в магазине продавцом ФИО2, был предметом рассмотрения судьей районного суда и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Деяние директора ООО «Пирс» ФИО3 квалифицировано по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 10 сентября 2020 года, решение судьи районного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «Пирс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, в части предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление должностного лица от 10 сентября 2020 года, решение судьи районного суда от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «Пирс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, в части предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из него указания на нарушения, выразившиеся в продаже алкогольной продукции (пива «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47 л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года в количестве 8 штук), без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе.

С учетом этого, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным снижение назначенного директору ООО «Пирс» ФИО3 административного наказания в виде административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 14.19 названного Кодекса для должностных лиц, а именно - до 20 000 рублей.

Доводы жалобы о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению на основании части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы ФИО3 представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу ФИО3 удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей № 1345 от 10 сентября 2020 года, решение судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Пирс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, в части предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление заместителя руководителя Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей № 1345 от 10 сентября 2020 года, решение судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 18 января 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Пирс» ФИО3 по делу об административном правонарушении, в части предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить путем исключения из него указания на нарушения, выразившиеся в продаже алкогольной продукции (пива «БАД», светлое, пастеризованное емк. 0,47 л, стекло, содержание алкоголя 5,0%, об., с датой розлива 5 марта 2020 года в количестве 8 штук), без сертификатов соответствия или декларации о соответствии, без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе, размер назначенного директору общества с ограниченной ответственностью «Пирс» ФИО3 административного наказания в виде административного штрафа снизить до 20 000 рублей.

В остальной части названные акты оставить без изменения.

Судья А.А. Юдкин

Решение15.06.2021