НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2023 № 16-5672/2023

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

56RS0018-01-2023-001545-12

№ 16-5672/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 октября 2023 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Журунбаевой Э.Р. на вступившее в законную силу решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июля 2023 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Ойлгазтэт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 22 февраля 2023 года № 04-232/2023, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 5 июня 2023 года, акционерное общество «Ойлгазтэт» (далее - АО «Ойлгазтэт», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

22 февраля 2023 года должностным лицом административного органа в адрес АО «Ойлгазтэт» внесено представление № 04-232/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, общество обратилось с жалобой в Оренбургский областной суд.

Решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июля 2023 года постановление должностного лица от 22 февраля 2023 года и решение судьи районного суда от 5 июня 2023 года, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22 февраля 2023 года, отменены, производство по делу прекращено.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущий специалист - эксперт отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Журунбаева Э.Р. просит отменить решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июля 2023 года, оставить в силе постановление должностного лица от 22 февраля 2023 года и решение судьи районного суда от 5 июня 2023 года.

АО «Ойлгазтэт», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представило.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по требованию прокуратуры Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Ойлгазтэт», по результатам которой составлен акт проверки от 29 июля 2022 года.

В ходе проверки установлено, что АО «Ойлгазтэт» эксплуатируется нефтеналивной комплекс (ННК), который расположен в пределах Сакмарского района Оренбургской области и находится в 4-х км к юго-востоку от районного центра - с. Сакмара и в 0,83 км западнее п. Красный Коммунар.

Нефтеналивной комплекс АО «Ойлгазтэт» предназначен для приема нефти, поступающей на площадку слива нефти из автоцистерн, а также приема бензина, дизтоплива и растворителя из одиночных железнодорожных цистерн. Перекачки целевых продуктов в резервуары и последующей подачи нефти в железнодорожные цистерны для отправки потребителю и подачи бензина, дизтоплива и растворителя на стояки налива и отправки целевых продуктов грузополучателю.

Объект негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемый АО «Ойлгазтэт», поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: 53-0156-000106-П «Нефтеналивной комплекс АО «Преображенскнефть» на ж/д станции Сакмарская (свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 10 января 2017 года № A05GRRVR) и является объектом негативного воздействия на окружающую среду II категории.

В ходе проверки государственными инспекторами 20 июля 2022 года проведен осмотр территории ННК, что подтверждается протоколом осмотра от 20 июля 2022 года №753-П, в ходе которого установлено следующее.

Выбросы загрязняющих веществ (газовоздушная смесь) от резервуаров верхней площадки слива, от резервуарного парка (РАС-1, РВС-2, РВС-3, РВС-4 и РВС-5), от ж/д цистерны попадают в систему трубопроводов, откуда попадают в сепаратор, затем в установку PLAZKAT, предназначенную для очистки газов. Выбросы загрязняющих веществ от установки организованы в металлическую трубу. На входе в установку и выходе из нее оборудованы точки отбора проб. Установка работает постоянно, независимо от наличия слива или налива нефти. От РВС и от ж/д пути вымещаемый газ попадает сначала в трубопровод из армированного полиуретана, а потом в металлическую трубу. Не заведены в установку PLAZKAT выбросы от подземных резервуаров нижней площадки слива нефти, выбросы от них организованы в 4 дыхательных клапана. Выбросы от подземных емкостей площадки налива дизельного топлива в автоцистерны также осуществляются через четыре дыхательных клапана.

Согласно письму АО «Ойлгазтэт» от 28 июля 2022 года № 541/03-7, обществом ведется техническое перевооружение Нефтеналивного комплекса, произведено строительства трубопроводов нефтяных паров (газоуравнительная линия) от РВС (всех) и ЕП-7/1-4 емкости промежуточные (верхней приемной площадки №2) с выходом на сепаратор С-1, приобретена, подключена к построенной газоуравнительной линии (через сепаратор С-1) установка плазмакаталитической очистки выбросов PLAZKAT, что привело к изменению числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду 56-0156-000106-П, после ввода в эксплуатацию установки PLAZKAT и составляет 51.

Декларация о негативном воздействии на окружающую среду № 2104-РД для объекта 53-0156-000106-П разработана АО «Преображенскнефть» 10 сентября 2020 года.

Согласно копиям договора продажи № 358ПНР/21/249JUN/21 от 18 февраля 2021 года и акта приема-передачи объектов недвижимости объект 53-0156-000106-П перешёл в собственность АО «Ойлгазтэт» 28 февраля 2022 года.

Согласно акту проверки от 29 июля 2022 года, после смены собственника, а также изменения количества источников выбросов загрязняющих веществ, новая декларация о негативном воздействии на окружающую среду для объекта «Нефтеналивной комплекс» обществом не разработана и не представлена в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 3 августа 2022 года должностным лицом в отношении АО «Ойлгазтэт» протокола № 04-232/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества 22 февраля 2023 года к административной ответственности, с вынесением представления № 04-232/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области, с выводами должностного лица согласился, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.

Судья Оренбургского областного суда, отменяя постановление должностного лица, решение судьи районного суда и представление, прекращая производство по делу об административном правонарушении, исходил из того, что на основании решения от 22 июня 2022 года должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении АО «Ойлгазтэт» проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки установлено, что общество в нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды после смены собственника, новая декларация о негативном воздействии на окружающую среду для объекта «Нефтеналивной комплекс» обществом не разработана и не представлена в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, что нашло свое отражение в акте проверки от 7 июля 2022 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления от 20 февраля 2023 года № 04-203/2022 о привлечении АО «Ойлгазтэт» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения дела в адрес общества внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения от 20 февраля 2023 года № 04-203/2023.

Постановление и представление должностного лица являлись предметом рассмотрения по жалобе судьей Ленинского районного суда г. Оренбурга, которые решением от 25 мая 2023 года оставлены без изменения.

Вышеуказанные постановление и представление в последующем обжаловались в Оренбургском областном суде, то есть не вступили в законную силу.

По настоящему делу проверка проведена должностным лицом административного органа в период с 18 по 29 июля 2022 года.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что после смены собственника, а также изменения количества источников выбросов загрязняющих веществ, новая декларация о негативном воздействии на окружающую среду для объекта «Нефтеналивной комплекс» обществом не разработана и не представлена в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в ответе на 21 вопрос в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года, а также в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», привлечение к ответственности прекращает правонарушение.

Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.

Таким образом, учитывая, что на момент проведения должностным лицом административного органа проверки (акт от 29 июля 2022 года), и выявления аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды в деятельности общества, постановление должностного лица от 20 февраля 2023 года № 04-203/2022 не вступило в законную силу, должностное лицо, вынося постановление от 22 февраля 2023 года № 04-232/2022, повторно привлекло АО «Ойлгазтэт» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При указанных обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 7 часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано в статье 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с отменной постановления по делу об административном правонарушении, которым устанавливалось наличие самого события административного правонарушения, подлежит отмене и представление от 22 февраля 2023 года № 04-232/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Основания не согласиться с выводами судьи Оренбургского областного суда отсутствуют.

В рассматриваемом случае вопрос о возможности составления в отношении АО «Ойлгазтэт» нового протокола мог быть разрешен административным органом только после вступления в законную силу постановления должностного лица от 20 февраля 2023 года № 04-203/2022. Однако новый протокол об административном правонарушении составлен административным органом 3 августа 2022 года, то есть до вступления в силу постановления должностного лица от 20 февраля 2023 года № 04-203/2022 и, соответственно, до прекращения первого длящегося административного правонарушения.

Судья Оренбургского областного суда обоснованно сделал вывод о том, что привлечение АО «Ойлгазтэт» к административной ответственности 22 февраля 2023 года за те же самые деяния свидетельствует о нарушении административным органом пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, исходя из пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

В рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судьей Оренбургского областного суда допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 указанного Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 1 год и срок давности по настоящему делу, на момент рассмотрения настоящей жалобы, истек.

Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Шестом кассационном суде общей юрисдикции жалобы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Журунбаевой Э.Р., срок давности привлечения АО «Ойлгазтэт» к административной ответственности истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, существенных нарушений, которые носили фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела, не допущено, возможность возобновления производства по данному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения, его вины в совершении инкриминируемого ему правонарушения, утрачена.

При таких обстоятельствах решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июля 2023 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Ойлгазтэт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Оренбургского областного суда от 11 июля 2023 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Ойлгазтэт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Журунбаевой Э.Р. - без удовлетворения.

Судья В.Е. Кувшинов