НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2022 № 16-553/2022

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-553/2022

(№ 16-9894/2021)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника Григорьева Дениса Юрьевича, действующего в интересах Батраева Дениса Юрьевича, на вступившие в законную силу постановление инспектора взвода № 1 роты №1 ОБ ДПС ГИБДД УМД России по Ульяновской области от 20 мая 2021 года № 18810073190001804879, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 9 июля 2021 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 30 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Батраева Ильнура Рустамовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением инспектора взвода №1 роты №1 ОБ ДПС ГИБДД УМД России по Ульяновской области от 20 мая 2021 года № 18810073190001804879, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 9 июля 2021 года и решением судьи Ульяновского областного суда от 30 сентября 2021 года, Батраев И.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Григорьев Д.Ю. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении Батраева И.Р. по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу. Также просит прекратить задержание транспортного средства, с отнесением расходов по хранению транспортного средства на счет федерального бюджета.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Батраева И.Р. к административной ответственности) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Согласно пункту 2.2 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа - и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, а также документы, предусмотренные таможенным законодательством Евразийского экономического союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства (при наличии прицепа - и прицепа).

Как следует из постановления инспектора ГИБДД 25 мая 2021 года в 11 часов 20 минут на улице 12 сентября, 81 г. Ульяновска, Батраев И.Р. управлял транспортным средством марки «Nissan-Fuga», государственный регистрационный знак , в нарушение требований пункта 2.2 Правил дорожного движения, не имел при себе документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз данного транспортного средства, срок временного ввоза истек 5 февраля 2021 года.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения указанного лица постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, пришел к выводу о том, что наличие у Батраева И.Р. таможенной декларации правового значения для существа рассматриваемого дела не имеет, поскольку на момент совершения правонарушения 20 мая 2021 года у Батраева И.Р. не имелось предусмотренных законом оснований для использования транспортного средства на территории Союза, в том числе права управлять им.

Управление транспортным средством после истечения срока временного ввоза, указанного в таможенной декларации, дающей право использовать данное транспортное средство на таможенной территории Союза образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судебных инстанций являются верными и сомнений не вызывают.

В соответствии со статьей 272 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под временно ввозимыми транспортными средствами международной перевозки понимаются временно ввозимые на таможенную территорию для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортные средства международной перевозки (включая порожние), зарегистрированные в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, за иностранными лицами.

Транспортные средства международной перевозки - это транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпунктов 49, 51 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Согласно части 1 статьи 273 названного Кодекса временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство, форма и Инструкция о порядке заполнения которой определены Решением Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года № 422 (пункт 3 статьи 278 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Частью 3 статьи 273 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В силу части 1 статьи 274 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого транспортного средства международной перевозки устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию Союза, с учетом статьи 144 настоящего Кодекса и пункта 2 настоящей статьи.

При невозможности обратного вывоза с таможенной территории Союза товаров, указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 272 настоящего Кодекса, в срок, установленный таможенным органом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по мотивированному запросу перевозчика, иных заинтересованных лиц такой срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен их обратный вывоз с таможенной территории Союза.

Как усматривается из материалов дела транспортное средство «Nissan- Fuga», государственный регистрационный знак , собственником которого является гражданин Абхазии ФИО6, временно ввезено 26 января 2021 года через таможенный пост Краснодарской Таможни по таможенной декларации на транспортное средство, регистрационный номер в статусе транспортного средства международной перевозки, срок временного ввоза установлен таможенным органом до 5 февраля 2021 года.

Лицом, осуществляющим перевозку, указанного транспортного средства в соответствии с вышеуказанной таможенной декларацией транспортного средства является ИП ФИО8., цель ввоза: «для начала международной перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа на таможенной территории».

Батраев И.Р., как указано в таможенной декларации, является лицом, ответственным за использование транспортного средства, что подтверждается трудовым договором от 26 января 2021 года № 65, командировочным удостоверением 26 января 2021 года, со срокм командировки до 26 марта 20221 года, путевым листом от 26 января 2021 года № 65, договором международной перевозки пассажира, доверенностью ФИО6 от 14 февраля 2020 года, в том числе на право управления указанным транспортным средством (л.д. 49).

20 мая 2021 года в 11 часов 20 минут в районе д. 81 по улице 12 Сентября г. Ульяновска водитель Батраев И.Р. управлял автомобилем «Nissan-Fuga», государственный регистрационный знак

В ходе рассмотрения дела судьей районного суда был допрошен инспектор ДПС ФИО7, который пояснил, что 20 мая 2021 года было остановлено транспортное средство с иностранным государственным знаком. Водитель данного транспортного средства предоставил документы на данный автомобиль, но в нарушение пункта 2.2 Правил дорожного движения, у водителя не было документов, подтверждающих право передвижения на автомобиле, поскольку в таможенной декларации временный ввоз был ограничен сроком 5 февраля 2021 года.

Судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что Батраев И.Р. не имел права управления транспортным средством марки «Nissan-Fuga», государственный регистрационный знак , 20 мая 2021 года по таможенной территории Союза (г. Ульяновск), без продления в установленном порядке таможенным органом срока временного ввоза транспортного средства международной перевозки в таможенной декларации, поскольку временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам (часть 3 статьи 273 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Таким образом, поскольку отметок таможенного органа о продлении срока временного ввоза таможенная декларация не содержит, то до 5 февраля 2021 года возникла обязанность по вывозу указанного транспортного средства либо помещению его под таможенные процедуры.

При этом, следует отметить, что только после продления срока временного нахождения транспортного средства, транспортное средство продолжает рассматриваться как временно ввезенное транспортное средство международной перевозки (если не нарушены условия его нахождения и использования на таможенной территории Союза, определенные статьей 275 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В указанном случае представленная таможенная декларация на транспортное средство не содержит отметки таможенного органа о продлении срока ввоза транспортного средства по состоянию на 20 мая 2021 года, подтверждающий временный ввоз транспортного средства в указанный период (л.д. 8).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения; лицо, не выполнившее требования Правил дорожного движения; виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, действия Батраева И.Р. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на ином изложении фактических обстоятельств, были предметом проверки судей предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Постановление о привлечении Батраева И.Р. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Батраеву И.Р. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления инспектора взвода № 1 роты №1 ОБ ДПС ГИБДД УМД России по Ульяновской области от 20 мая 2021 года № 18810073190001804879, путем исключения из постановления выводов должностного лица о том, что ввоз транспортного средства осуществлен без таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин.

Изменение постановления должностного лица в этой части не влияет на обоснованность выводов судебных инстанций о наличии в действиях Батраева И.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не является основанием для смягчения назначенного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление инспектора взвода №1 роты №1 ОБ ДПС ГИБДД УМД России по Ульяновской области от 20 мая 2021 года № 18810073190001804879 изменить: исключить из постановления выводы о том, что ввоз транспортного средства осуществлен без таможенного декларирования и уплаты соответствующих налогов и пошлин.

В оставшейся части, указанное постановление инспектора взвода №1 роты №1 ОБ ДПС ГИБДД УМД России по Ульяновской области от 20 мая 2021 года № 18810073190001804879, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 9 июля 2021 года, решение судьи Ульяновского областного суда от 30 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Батраева Ильнура Рустамовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Григорьева Дениса Юрьевича, действующего в интересах Батраева Дениса Юрьевича – без удовлетворения.

Судья Е.И. Матыцина

Решение09.02.2022