НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Северского районного суда (Краснодарский край) от 14.08.2020 № 5-669/20

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 августа 2020 года ст.Северская

Судья Северского районного суда Краснодарского края Безуглова Н.А.

при секретаре Колесниковой Е.М.,

рассмотрев поступивший из Контрольно-счётной палаты муниципального образования Северский район дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Нирман Ю.Б. , <...> занимающей должность директора МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района»,

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении №7 от 08.07.2020г., составленному главным инспектором Контрольно-счётной палаты МО Северский район Апанасенко А.И., директор МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района» Нирман Ю.Б. обвиняется в нарушении требований законодательства в области финансов, т.е. в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ.

Из указанного протокола следует, что Нирман Ю.Б., будучи должностным лицом – директором МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района», находясь на рабочем месте по адресу: <...>, в период с 06.02.2019г. по 26.12.2019г. включительно осуществила санкционирование расходов учреждения, приведших к нецелевому расходованию средств местного бюджета в сумме 184 070 руб. 39 коп., в том числе расходование средств местного бюджета сверх бюджетных назначений, утверждённых бюджетной сметой на 2019 финансовый год (плановый период 2020 и 2021 годов) в сумме 159 690 руб. и расходование бюджетных средств на цели, которые не предусматривались бюджетной сметой МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района» на 2019 финансовый год (плановый период 2020 и 2021 годов), в сумме 24 380 руб. 39 коп.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Нирман Ю.Б. просила признать вменяемое ей правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу. Пояснила, что для реализации задач (проведение мероприятий) и обеспечения деятельности учреждения в соответствии с целевыми программами решением Совета МО Северский район от 20.12.2018г. №368 «О местном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» были доведены лимиты средств по кодам целевых расходов и видам расходов в соответствии с мероприятиями программы «Молодёжь Северского района». В соответствии с п.2 ст.221 ч.3 раздела 8 Бюджетного кодекса РФ и п.7 ч.2 приказа Министерства финансов РФ от 14.02.2018г. №26н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» при составлении бюджетной сметы показатели формируются в резерве кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией по кодам подгрупп и (или) элементов видов расходов классификации бюджетных расходов бюджетов. Порядком ведения сметы может быть предусмотрена дополнительная детализация показателей сметы по установленным Министерством финансов РФ кодам статей (подстатей) групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (кодам аналитических показателей) в пределах доведённых лимитов бюджетных обязательств. Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казённых муниципальных учреждений, подведомственных управлению по молодёжной политике администрации МО Северский район в 2019 году детализация была предусмотрена. Помимо обоснования, являющегося неотъемлемой частью бюджетной сметы учреждения, деление средств по КОСГУ отражено только в специализированной бухгалтерской программе «1С:Бухгалтерия», доступ к которой имеется только у специалистов МКУ МО Северский район «Центральная бухгалтерия управления образования». С целью недопущения расходования средств при планировании проведения мероприятий в соответствии с пунктами программы «Молодёжь Северского района» учреждением в 2019 году вёлся реестр расходов по направлениям (подпунктам программы), для контроля за расходованием средств при заключении договоров вёлся реестр договоров с указанием кода видов расходов, далее, в реестре платёжных поручений и состоянии лицевого счёта, которые направляются в учреждение, специалистами МКУ МО Северский район «Центральная бухгалтерия управления образования» по мере осуществления платежей и (или) по запросу отслеживались расходы и остатки денежных средств по кодам видов расходов. Детализация средств по КОСГУ Нирман Ю.Б. дополнительно не запрашивалась, так как она полагала, что бухгалтерская программа не допускает расходования сверх имеющихся средств. На данный момент Нирман Ю.Б. выяснено, что расходы по КОСГУ в специализированной программе «УРМ», которая не допускает расходования средств сверх установленных лимитов и в которой были сформированы запрашиваемые ею документы не отражаются, а в специализированной программе «1С:Бухгалтерия» расходы автоматически не контролируются. Таким образом, в связи с отсутствием информации не были своевременно внесены изменения в бюджетную смету и было допущено расходование средств сверх лимитов, утверждённых по КОСГУ бюджетной сметой учреждения. Отсутствие детализации и изменений, внесённых в обоснование к бюджетной смете не имело умысла, не нанесло бюджету МО Северский район финансовый ущерб, не создало существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере и угрозы экономическому развитию района. Задачи, поставленные перед учреждением на 2019 год, выполнены, мероприятия, утверждённые к проведению, реализованы в полном объёме в соответствии с подпунктами муниципальных целевых программ «Молодёжь Северского района» и «Дети Северского района». В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия все запрашиваемые документы предоставлялись беспрепятственно и незамедлительно. С целью недопущения нецелевого использования бюджетных средств в дальнейшей работе разработан порядок взаимодействия с МКУ МО Северский район «Центральная бухгалтерия управления образования» по контролю за соответствием объёма произведённых расходов, утверждённых сметным показателем бюджетной сметы, и расходованием бюджетных средств на цели, предусмотренные бюджетной сметой.

Выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

29.06.2020г. главным инспектором Контрольно-счетной палаты вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования установлено, что согласно заключенного в соответствии с п.4.10 раздела 4 Устава Учреждения договора о ведении бухгалтерского учета от 09.01.2017г. между МКУ МО Северский район «Централизованная бухгалтерия управления образования» (далее - Централизованная бухгалтерия) и МКУ МО Северский район «Центр молодежи Северского района» (далее - Учреждение), Централизованная бухгалтерия осуществляет частичное ведение бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета финансово-хозяйственной жизни Учреждения.

МКУ МО Северский район «Центр молодежи Северского района» является казенным учреждением, что подтверждается постановлением администрации муниципального образования Северский район от 23.12.2016г. №1533 «Об изменении типа существующего муниципального бюджетного учреждения муниципального образования Северский район «Центр молодежи Северского района» на муниципальное казенное учреждение муниципального образования Северский район «Центр молодежи Северского района»», Уставом муниципального казенного учреждения муниципального образования Северский район «Центр молодежи Северского района», утвержденным постановлением администрации муниципального образования Северский район от 23.12.2016г. №1533 и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Место нахождения Учреждения и его юридический адрес в проверяемом периоде: Краснодарский край, Северский район, ст.Северская, ул.Петровского, 6.

На основании приказа муниципального учреждения «Центр молодежи Северского района» от 09.02.2009г. №4 л/с «О приеме на работу» Нирман Ю.Б. была принята на должность заместителя директора по методической работе с 09.02.2009г., с которой был заключен трудовой договор от 09.02.2009г. №6. Приказом управления по молодежной политике администрации муниципального образования Северский район от 01.09.2014г. №2 Нирман Ю.Б. переведена на должность директора Учреждения, занимала указанную должность в 2019 году и по настоящее время.

В соответствии с п.2.9 раздела 2 должностной инструкции директора МКУ МО CP «Центр молодежи Северского района» директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения.

Согласно пунктов 3.1 и 3.2 раздела 3 Устава Учреждения общее руководство деятельностью казенного учреждения осуществляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее органом, осуществляющим полномочия Учредителя. Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствие своих действий в соответствии с законодательством РФ, законодательством Краснодарского края, Уставом муниципального образования Северский район, Уставом Учреждения и заключенным с ним трудовым договором.

Подпунктом 7 пункта 3.3 раздела 3 Устава Учреждения определено, что руководитель казенного учреждения распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами казенного учреждения, обеспечивает эффективное использование ресурсов казенного учреждения для решения производственных и социальных задач.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Пунктом 1 ст.221 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

В 2018 году приказом Министерства финансов РФ от 14.02.2018г. № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» утверждались Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (далее - Общие требования), которые согласно п.2 приказа Министерства финансов РФ от 14.02.2018г. № 26 применяются при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы казенного учреждения, начиная с составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения на 2019 год (на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов).

В 2019 году при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы на 2019 год (на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов) Учреждение и Централизованная бухгалтерия руководствовались Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенных муниципальных учреждений, подведомственных управлению по молодежной политике администрации муниципального образования Северский район утвержденного приказом управления по молодежной политике администрации муниципального образования Северский район от 03.04.2017г. №122 (далее - Порядок), разработанным на основании действовавших ранее Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 20.11.2007г. №112н.

Смета, а также обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являющиеся неотъемлемой частью сметы, составляются по формам, утвержденным Порядком (п.5, п.6 Порядка).

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей к бюджетной смете формируются и ведутся, в том числе в разрезе кодов вида расходов (КВР) и кодов по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В целях установления соответствия фактически произведенных в 2019 году расходов (их размеров и направленности), утвержденным суммам показателей бюджетной сметы Учреждения, произведен сравнительный анализ, который показал ряд превышений фактически произведенных расходов над утвержденными сметными показателями, а также допущение расходов, не предусмотренных сметой, а именно:

по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» КОСГУ 222 «Транспортные услуги» расходование бюджетных средств, сверх утвержденных сметных назначений составило 21150,0 руб. (утверждено сметных назначений 95 000,0 руб. - произведено расходов 116150,0 руб.);

по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» КОСГУ 226 «Прочие работы услуги» расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений составило 20407,0 руб. (утверждено сметных назначений 170000,0 руб. - произведено расходов 190407,0 руб.);

по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» расходование бюджетных средств сверх утвержденных сметных назначений составило 118133,0 руб. (утверждено сметных назначений 191600,0 руб. - произведено расходов 309733,0 руб.);

по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» КОСГУ 224 «Арендная плата за пользование имуществом» произведено расходование денежных средств, которое не было предусмотрено бюджетной „ -сметой Учреждения (обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы) в сумме 6000,0 руб.;

по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» КОСГУ 226«Прочие работы услуги» произведено расходование денежных средств которое не было предусмотрено бюджетной сметой Учреждения (обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы) в сумме 1912,9 руб.;

по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» КОСГУ 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» произведено расходование денежных средств которое не было предусмотрено бюджетной сметой Учреждения (обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы) в сумме 1701,79 руб.;

по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» КОСГУ 266«Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» произведено расходование денежных средств которое не было предусмотрено бюджетной сметой Учреждения (обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей, являющихся неотъемлемой частью сметы) в сумме 14765,7 руб.

Исходя из ответа Централизованной бухгалтерией от 06.07.2020 №524 на письменный запрос Контрольно-счетной палаты от 03.07.2020 исх.№01-134, Централизованной бухгалтерии переданы только функции по ведению бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета финансово-хозяйственной жизни Учреждения, что подтверждается прилагаемыми к ответу на запрос копиями должностных инструкций ответственных должностных лиц по ведению бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета финансово-хозяйственной жизни Учреждения.

Как было отмечено выше, в соответствии с п.2.9 раздела 2 должностной инструкции директора МКУ МО CP «Центр молодежи Северского района», руководство финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения осуществляет непосредственно директор Учреждения.

Из объяснений Нирман Ю.Б. от 02.07.2020г. следует, что контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных Учреждению в 2019 году, осуществлялся путем ведения реестра расходов по кодам видов расходов (КВР). Также, расходы и остатки средств сверялись с предоставляемыми специалистами бухгалтерии справками о состоянии лицевого счета, в котором указаны расходы по кодам видов расходов. Информация о расходах и лимитах в разрезе кодов по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) бухгалтерией не предоставлялась и ей не запрашивалась. В связи с отсутствием специализированной программы, предусматривающей детализацию лимитов бюджетных обязательств по КОСГУ ей допущено расходование бюджетных средств сверх лимитов, утвержденных по КОСГУ бюджетной сметой Учреждения. Отсутствие изменений, вносимых в обоснования (расчеты) плановых сметных показателей к бюджетной смете Учреждения допущено ей по невнимательности, так как специалистами бухгалтерии не предоставлялась информация из специализированной программы.

В части объяснений о допущении расходование бюджетных средств сверх лимитов, утвержденных по КОСГУ бюджетной сметой Учреждения, в связи с отсутствием специализированной программы, предусматривающей детализацию по КОСГУ, по причине не предоставления указанной информации специалистами бухгалтерии необходимо отметить, что согласно п.2.2 раздела 2 договора о ведении бухгалтерского учета, заключенного 09.01.2017г. между Учреждением и Централизованной бухгалтерией, Централизованная бухгалтерия обязуется по требованию директора Учреждения, предоставлять письменную информацию об исполнении сметы, однако, Учреждением не подтверждено, что соответствующий запрос в адрес Централизованной бухгалтерии направлялся.

Таким образом, в действиях должностного лица – директора Учреждения Нирман Ю.Б., при осуществлении расходования средств местного бюджета в рамках бюджетной сметы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Учреждения, как должностным лицом, в чьи функции входило руководство финансово-хозяйственной деятельностью, распоряжение в установленном порядке имуществом и средствами Учреждения, было допущено расходование средств сверх утвержденных бюджетных назначений, бюджетной сметы Учреждения на 2019 финансовый год (на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов), включая последние внесенные в 2019 году в неё изменения №9 показателей бюджетной сметы на 2019 финансовый год (плановый период 2020 и 2021 годов) от 25.12.2019г., сформированные на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей к бюджетной смете Учреждения, утвержденных 25.12.2019г., и произведено расходование бюджетных средств на нужды, которые не предусмотрены бюджетной сметой Учреждения на 2019 финансовый год (на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годов), что является нецелевым использования средств местного бюджета, определение которому дано п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ, в чём усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14. КоАП РФ: нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

КоАП РФ не содержит исключений для применения приведённой нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Суд приходит к выводу о возможности в данном случае квалифицировать совершённое директором МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района» Нирман Ю.Б. правонарушение как малозначительное, так как данное нарушение не повлекло за собой негативных последствий. Действующим законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в уже утверждённую бюджетную смету казенных учреждений. Задачи, поставленные перед МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района» на 2019 год, выполнены, мероприятия, утверждённые к проведению, реализованы в полном объёме в соответствии с подпунктами муниципальных целевых программ «Молодёжь Северского района» и «Дети Северского района».

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении директора МКУ МО Северский район «Центр молодёжи Северского района» Нирман Ю.Б. в связи с малозначительностью правонарушения. Объявить Нирман Ю.Б. устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток через Северский районный суд Краснодарского края.

Судья Н.А. Безуглова