№ 4А-290/2016
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь 24 октября 2016г.
Заместитель председателя Севастопольского городского суда В.И. Решетняк, рассмотрев жалобу и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 15 Ленинского судебного района г. Севастополя от 07 июля 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 04 августа 2016 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
14 июня 2016 года государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении ФИО2
Постановлением мирового судьи судебного участка № 15 Ленинского судебного района г. Севастополя от 07 июля 2016 года действия ФИО2 были переквалифицированы на ст.15.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 04 августа 2016 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Судебные постановления вступили в законную силу.
В жалобе, поданной в Севастопольский городской суд в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя ФИО1 просит отменить состоявшиеся в отношении ФИО2 решения, и прекратить производство по делу на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. Требования об отмене вынесенных по делу постановлений обоснованы несогласием с наличием в действиях правонарушителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, считает, что действия подлежат квалификации по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Основанием для привлечения мировым судьей генерального директора ООО «ЭЛОПС КРЫМ» ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении № 923 от 14.06.2016, составленном государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № 1 ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя выводы о непредставлении названным лицом в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган налоговой декларации (расчет) по налогу на прибыль за полугодие 2015 года. Вместо установленного законом срока 28.07.2015 фактически расчет представлен в инспекцию 05.08.2015. Указанные обстоятельства выявлены на основании непосредственного обнаружения данных.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился, указав при этом, что ФИО2 предоставил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль за шесть месяцев 2015 года с нарушением установленного законодательством срока ее предоставления, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ
Между тем выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не учитывают следующее.
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации разграничены понятия "налоговая декларация" и "расчет авансового платежа".
Так, согласно данной норме налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 этой статьи уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 указанной статьи определено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Кодекса. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Из приведенных положений п.3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Соответственно, из взаимосвязанного толкования п.3 ст.58 и п.1 ст.80 Налогового кодекса Российской Федерации следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.
Налоговый период - период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате (ст.55 Налогового кодекса РФ). Согласно п.1 ст. 285 Налогового кодекса НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
От понятия "налоговый период" следует отличать понятие "отчетный период". Под последним понимается период для подведения промежуточных итогов и уплаты авансовых платежей по налогу. Согласно п.2 ст. 285 Налогового кодекса РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Из материалов дела усматривается, что ООО «ЭЛОПС КРЫМ» сдана налоговая декларация по налогу за прибыль за полугодие 2015 года (отчетный период код 31), в связи с чем директором общества предоставлен расчет авансового платежа за отчетный период, который относится к сведениям, необходимым для налогового контроля, а не налоговая декларация, которая предоставляется за год.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях генерального директора ООО «ЭЛОПС КРЫМ» ФИО2 состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, объективную сторону которого составляет нарушение установленных сроков представления налоговой декларации. Несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу объективную сторону данного административного правонарушения не образует.
При таких обстоятельства вынесенные судами постановления подлежат отмене.
В силу ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Исходя из приведенных правовых норм и материалов дела, срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности за нарушение сроков предоставления сведений в налоговый орган начал течь с 29.07.2015 и с учетом положений ч.3 ст. 4.8 КоАП РФ истек 29.07.2016 в связи с чем административное производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ст.30.17 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 15 Ленинского судебного района г. Севастополя от 07 июля 2016 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 04 августа 2016 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - отменить, административное производство по делу прекратить.
Заместитель председателя
Севастопольского городского суда В.И. Решетняк