НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область) от 20.03.2017 № 5-6/2017

дело № 5-6/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 марта 2017 года г. Сенгилей

Судья Сенгилеевского районного суда Ульяновской области Шлейкин М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Муниципального образовательного учреждения Шиловская средняя школа, расположенного по адресу: <адрес>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

16.02.2017 года консультантом отдела лицензирования и государственной аккредитации Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального образовательного учреждения Шиловская средняя школа (далее по тексту - МОУ Шиловская СШ) по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В вину МОУ Шиловская СШ вменяется то, что данное образовательное учреждение:

1) в нарушение пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, у лицензиата в установленном законе порядке не зарегистрировано право оперативного управления зданием школы, а также право пользование земельным участком, на котором расположено здание школы;

2) в нарушение пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, лицензиат привлек к педагогической деятельности Дробу О.Г., которая имеет диплом об окончании <данные изъяты> государственного национального университета от 15.10.1998 года (бакалавр) и 30.07.1999 года (дипломированный специалист), но отсутствует свидетельство о признании (нострификации) иностранного образования или иностранной квалификации, т.е. образовательный ценз педагога не соответствует требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Указанный протокол был передан на рассмотрении в районный суд.

В судебном заседании директор МОУ Шиловская СШ Юкина О.В. вину в совершении указанного правонарушения признала.

Выслушав директора МОУ Шиловская СШ Юкину О.В., исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления образовательной деятельности определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. N 966.

В силу пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности» лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Материалами дела установлено, что МОУ Шиловская СШ имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно данной лицензии МОУ Шиловская СШ имеет право осуществлять образовательную деятельность по адресу: <адрес>.

Лицензиат занимает здание школы по указанному адресу на основании договора о порядке использования муниципального имущества на праве оперативного управления от 30.09.2011 года, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области и МОУ Шиловская СШ.

По условиям указанного договор Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области закрепил за МОУ Шиловская СШ на праве оперативного управления здание школы по адресу: <адрес>.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Вместе с тем, право оперативного управления зданием школы и право пользования земельным участком, на котором расположено здание школы, не зарегистрировано в установленном законе порядке.

Несмотря на данное обстоятельство, оснований для выводов о виновности МОУ Шиловская СШ в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, ввиду несоблюдения требования пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности» не нахожу.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, для того, чтобы привлечь к административной ответственности МОУ Шиловская СШ по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ необходимо установить, что у школы имелась возможность для соблюдения пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности», но данным образовательным учреждением не были приняты все зависящие от него меры.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Так, пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ закреплено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (норма утратила силу с 01.01.2017 года) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Согласно п. 3 и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (закон действует с 02.01.2017 года) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, в силу указанных норм, регистрация права оперативного управления зданием школы и права пользования земельным участком за МОУ Шиловская СШ возможна только при условии, что право собственности на названые объекты недвижимости будут зарегистрированы в установленном порядке за собственником этого имущества, т.е. за МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Однако, из материалов дела следует, что МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области зарегистрировало свое право собственности на здание школы только 01.02.2017 года, а право собственности на земельный участок под зданием школы, так и не зарегистрировано за данным муниципальным образованием до настоящего времени.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату составления протокола у МОУ Шиловская СШ в силу объективных причин отсутствовала правовая возможность произвести государственную регистрацию права на здание школы и земельный участок под зданием школы.

Поскольку регистрация права за МОУ Шиловская СШ на задание школы и земельный участок под зданием школы находится в прямой зависимости от регистрации права собственности на эти объекты за МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, то прихожу к выводу об отсутствии вины образовательного учреждения в нарушении пп. «а» п. 6 Постановления Правительства РФ N 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности».

Указанное выше нарушение подлежит исключению из объема инкриминируемого юридическому лицу правонарушения.

Что касается нарушения школой пп. «б» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, то исхожу из следующего.

В силу ч. 1 ст. 107 от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 107 указанного Федерального закона в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержден Распоряжением Правительства РФ N 2777-р.

Таким образом, если образование подпадает под действие международного договора о взаимном признании, а также получено в соответствующей иностранной образовательной организации, то оно признается на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания.

27.03.1995 года между Правительством РФ и Правительством <данные изъяты> Республики заключено Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки и образования (документ вступил в силу 27.03.1995 года).

В соответствии со ст. 20 указанного Соглашения стороны признают эквивалентными выданные ранее документы об образовании и ученых степенях, квалификационные аттестаты, дипломы и, учитывая осуществляемые реформы в области образования, разрабатывают положения по взаимному признанию новых документов об образовании и ученых степенях.

Следовательно, согласно данного международного договора дипломы о высшем образовании, выданные высшими учебными заведениями <данные изъяты> Республики до 27.03.1995 года, признаются на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания.

С 01.10.1999 года на территории РФ действует Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством <данные изъяты> Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Согласно ст. 8, 9 вышеназванного Соглашения дипломы бакалавра и дипломы о высшем образовании с присвоением квалификации по специальности с нормативным сроком обучения не менее 5 лет, выдаваемые в Кыргызской Республике, признаются Сторонами и эквивалентны при продолжении образования, в том числе в аспирантуре, и при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании.

Таким образом, дипломы о высшем образовании, выданные с 01.10.1999 года высшими учебными заведениями <данные изъяты> Республики признаются на территории Российской Федерации без прохождения процедуры признания.

Из материалов дела следует, что МОУ Шиловская СШ привлекло к педагогической деятельности в качестве учителя математики и информатики Дробу О.Г., которая имеет дипломы об окончании <данные изъяты> государственного национального университета от 15.10.1998 года (бакалавр) и от 30.07.1999 года (дипломированный специалист).

Указанные дипломы не подпадают под действие вышеуказанных Соглашений.

Следовательно, полученное Дробой О.Г. образование должно пройти на территории РФ процедуру признания.

Однако, из материалов дела следует, что образование, полученное Дробой О.Г., не прошло в установленном порядке процедуру признания.

Согласно ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В силу пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Таким образом, у учителя Дробы О.Г. отсутствует необходимое образование для осуществления педагогической деятельности в школе, что является нарушением пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966.

Оценивая совокупность исследованных доказательств, прихожу к выводу о наличии в действиях МОУ Шиловская СШ состава административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Для юридических лиц санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих вину обстоятельств суд учитывает, что сведений о привлечении МОУ Шиловская СШ к однородным правонарушениям, в материалах дела не имеется, а учитель Дроба О.Г. сдала необходимые документы в компетентный орган для проведения процедуры признания иностранного образования.

Отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.

В связи с этим, считаю возможным назначить МОУ Шиловская СШ наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая, что МОУ Шиловская СШ приняло меры по устранению нарушения, и, принимая во внимание, характер совершенного правонарушения, финансовое положение и источник финансирования данного образовательного учреждения, считаю возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер административного штрафа до 85000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное образовательное учреждение Шиловская средняя школа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить данному образовательному учреждению административное наказание в виде административного штрафа в размере 85000 руб.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: М.И. Шлейкин