НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2021 № 16-3212/2021

№16-3212/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 25 июня 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу заместителя начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры <данные изъяты> на вступившее в законную силу решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 февраля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»,

установил:

постановлением заместителя начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты- Мансийского автономного округа - Югры <данные изъяты> № 03-398/2020 от 11 августа 2020 года, оставленным без изменения решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26 ноября 2020 года, ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 февраля 2020 года, постановление должностного лица № 03-398/2020 от 11 августа 2020 года и решение суда первой инстанции отменены, производство по делу в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры <данные изъяты> выражает несогласие с решением суда округа от 10 февраля 2020 года, просит об его отмене.

ООО «РН-Юганскнефтегаз», уведомлённое в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, направил письменные возражения на кассационную жалобу, просило оставить решение суда округа без изменения.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение обществом п. «в» ст. 33 главы 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, а именно за размещение нефти и нефтепродуктов на лесном участке при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых во время пожароопасного сезона на землях лесного фонда в выделе 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела — лесничества Сургутского района Среднеугутского месторождения (географические координаты № 60°27"34", Е 73°52"25").

При рассмотрении дела судья суда округа прекратил производство по делу по п. 7 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела судья пришел к выводу, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» постановлением № 03-399/2020 от 11 августа 2020 года уже было привлечено к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности на данном лесном участке, в связи с чем дальнейшее привлечение общества к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности на этом же лесном участке, выявленные в ходе одной и той же проверки, является неправомерным.

Вместе с тем обжалуемый судебный акт законным признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу не имелось.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.08.2012 № 299-п, которым утверждено Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (п.1 Положения).

Согласно п.п.5.3.3 п.5.3 Положения, Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

С целью реализации полномочий в установленной сфере служба имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства (п. 6.6 Положения № 299-п).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с договором №0045/17-14-ДА от 04.07.2017, Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставил ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» во временное пользование лесной участок в выделе 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела - лесничества площадью 7,5925 га, номер учетной записи лесного участка в государственном лесном реестре 86/08/014/2017-05/00225 под объект: «Обустройство кустов скважин №№ 24, 27, 48 Среднеугутского месторождения». Вид использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины.

01.01.2019 между компанией ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» (Владелец лицензий) и ООО «PH-Юганскнефтегаз» (Оператор) заключен договор № 100018/07578Д на оказание операторских услуг по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа, согласно которому, ООО «PH-Юганскнефтегаз» несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ за несоблюдение экологической безопасности. Срок действия договора до 31 марта 2019 года. Дополнительным соглашением от 29 марта 2019 года № 100018/07578Д001 к договору от 01 января 2019 года № 100018/07578Д срок действия договора продлен с 01 апреля 2019 года по 31 декабря 2020 года.

В силу под. «в» п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила № 417), при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.).

25.02.2020 в Сургутское управление службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений поступило оперативное сообщение № 2670 от 22.02.2020 по факту инцидента, произошедшего 21.02.2020 в 14:10 на нефтепроводе диаметром 219 уз.2-уз.3, от уз. 3-1000 м, Среднеугутского месторождения, ООО «PH-Юганскнефтегаз», Сургутского района с географическими координатами № 60°27"34", Е 73°52’25" (координаты в системе Пулково) на территории лесного фонда Юганского территориального отдела - лесничества, Угутского участкового лесничества.

23.06.2020 на основании распоряжения начальника Сургутского управления Природиадзора Югры ФИО1 № 03-199/2020 от 15.06.2020, проведено мероприятие по определению размера вреда, причиненного землям лесного фонда, расположенному в квартале 401 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела - лесничества, Сургутского района, ХМАО - Югры.

В ходе проведения мероприятия по исчислению размера вреда, причиненного землям лесного фонда на участке выдела 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела - лесничества, выявлен нефтезагрязненный участок лесного фонда имеющего координаты угловых точек GPSmap в системе WGS 84, зафиксированные прибором Garmin64st: N60° 27"35.8" Е73° 52" 21.3"; N60° 27" 35.2" Е73° 52" 20.9"; N60° 27" 34.9" Е73° 52"21.7"; N60° 27" 34.8" Е73° 52" 22.4"; N60° 27" 34.9" Е73° 52" 23.0"; N60° 27"35,1" Е73° 52" 23.6"; N60° 27"35.9" Е73° 52" 24.1"; N60° 27 36.4" Е73° 52" 24.5"; N60° 27" 36.8" Е73° 52" 23.5"; N60° 27 37.2" Е73° 52" 22.9"; N60° 27 36.5" Е73° 52" 21.9"; N60° 27 36.0" Е73° 52"21.5", по результатам которого составлен акт от 23.06.2020.

Согласно заключению Сургутского отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО - Югре от 16 июля 2020 года № 347 концентрация нефтепродуктов на загрязненном участке превышает концентрацию нефтепродуктов на условно чистом (фоновом) участке в 36,9 раз.

Прекращая производство по делу, судья суда округа указал, что общество постановлением о назначении административного наказания № 03-399/2020 от 11 августа 2020 года было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за размещение нефти и нефтепродуктов на лесном участке при проведении работ по изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых во время пожароопасного сезона на землях лесного фонда в выделе 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела - лесничества Сургутского района Среднеугутского месторождения (географические координаты № 60°26"15" Е 73°51"12").

Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя.

В силу ч. 1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 03-399/2020 от 11 августа 2020 года, инцидент по загрязнению лесного фонда химическими веществами (нефтью) произошел на участке лесного фонда в выделе 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела - лесничества, Сургутского района, который предоставлен в аренду ПАО «НК Роснефть» на основании иного договора аренды лесного участка № 0005/15-14-ДА от 05.02.2015, и имеющего иные координаты угловых точек GPSmap в системе WGS 84: N60° 26" 16.6" Е73° 51"09.7"; N60° 26" 16.5" Е73° 51" 10.5"; N60° 26" 17.0" Е73° 51" 11.0"; N60° 26" 17.3" Е73° 51" 10.4"; N60° 26" 17.6" Е73° 51" 09.7"; N60° 26’ 17.3" Е73° 51" 09.3"; N60° 26’ 16.9" Е73° 51" 09.7",

В соответствии с договором № 0005/15-14-ДА от 05.02.2015, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предоставил ПАО «Нефтяная компания «Роснефть» во временное пользование лесной участок в выделе 2 квартала 401 Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела - лесничества общей площадью 150,2243 га, номер учетной записи лесного участка в государственном лесном реестре 86/08/014/2015-02/00005 под объект: «Обустройство кустов скважин №№ 18, 19 Западно-Угутского месторождения». Вид использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Из изложенного следует вывод, что загрязненные лесные участки, выявленные должностными лицами, имеют различные координаты, границы загрязнённой площади земли установлены и описаны по-разному.

Таким образом, ООО «PH-Юганскнефтегаз» совершены разные административные правонарушения на разных участках, то есть совершено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений.

Указанное соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

Выводы, приведенные в решении судьи суда округа являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьями, не имелось.

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Допущенное судьей суда округа нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года №1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее ст.46, которая во взаимосвязи с ее ст. ст. 15 (часть 4) и 17 (ч. ч. 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поскольку нарушения, допущенные судьей суда округа, являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное, надлежащим образом исследовать вопрос о правомерности вынесенного постановления и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статей 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 февраля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз», отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья

Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П.