НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2021 № 16-3286/2021

№16-3286/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 24 июня 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ермолаева Л.П., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды – начальника Нижневаровского управления Природнадзора Югры <данные изъяты> на вступившие в законную силу решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> №02-661/2020 от 19 августа 2020 года ПАО «ФСК ЕЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года, постановление должностного лица № 02-661/2020 от 19 августа 2020 года отменено, производство по делу в отношении ПАО «ФСК ЕЭС» по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <данные изъяты> выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.

ПАО «ФСК ЕЭС», уведомлённое в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше акты, направил письменные возражения на кассационную жалобу, просило оставить судебные решения без изменения.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 09.07.2020 общество не обеспечило содержание просеки в свободном от горючих материалов (срубленной древесины, порубочных остатков) состоянии в период особого противопожарного режима в квартале 261 выделе 223 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества на территории Нижневартовского района, чем нарушило п.п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, п.23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160,

При рассмотрении дела судья районного суда прекратил производство по делу по ч. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. По результатам рассмотрения дела судья пришел к выводу, что доказательства по факту нарушения пожарного законодательства получены с нарушением Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Судья округа при пересмотре дела с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласился, указав, что процедура проведения проверки существенно нарушена, поскольку проверка административным органом проведена в отсутствие извещения юридического лица о предстоящем осмотре, в связи, с чем ее результаты не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения.

Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу не имелось.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Правилами установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В соответствии с п. 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

В соответствии с п. 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Согласно п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 - сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. В соответствии с Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - охранная зона BЛ-220 кВ, составляет 25 метров по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2020 № КУВИ-002/2020-8011191 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» с видом разрешенного использования: Электросетевой комплекс ВЛ 220кВ.

В соответствии с информацией, предоставленной Нижневартовским территориальным отделом — лесничеством 27.07.2020 (исх. № 2541 от 27.07.2020) порубочные остатки, размещены в географических координатах: N 61°13"27.7", Е 76°39"02.5", N 61°13"28.9", Е 76°39"01.6" расположены на землях лесного фонда в квартале 261 выделе 223 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела - лесничества.

Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно п. п. 5 и 6 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).

В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований (далее Порядок).

Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков осуществляется в соответствии с заданием (п. 2 указанного Порядка). В силу п. 5 Порядка, плановые (рейдовые) задания на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков оформляются на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений, в функции которых входит осуществление лесного надзора, и утверждаются указанными должностными лицами.

Пунктами 7 и 8 Порядка установлено, что по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, на обороте планового (рейдового) задания уполномоченным должностным лицом составляется отчет о выполнении планового (рейдового) задания. Отчет о выполнении планового (рейдового) задания содержит информацию о результатах проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков в соответствии с плановым (рейдовым) заданием, включающую краткие сведения о выявленных нарушениях лесного законодательства или их отсутствии.

В ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, при выявлении нарушений лесного законодательства, уполномоченными должностными лицами составляются акты осмотра, обследования территории (лесного участка) (п. 11 Порядка).

Таким образом, законодателем предусмотрено проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследование лесных участков, не являющееся проверкой, в смысле, придаваемом этому понятию п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Проведение уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции плановых (рейдовых) осмотров (обследований) на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляется в порядке, предусмотренном специальной нормой - ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Исходя из положений выше приведенного законодательства при проведении плановых (рейдовых) осмотров, не требуется взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение плановых (рейдовых) осмотров с представителями юридического лица, в отношении которого проводится данный осмотр, а также не требуется согласование проведения плановых (рейдовых) осмотров с органами прокуратуры. Необходимыми условиями проведения планового (рейдового) осмотра является наличие планового задания и приказа уполномоченного органа, соблюдение порядка оформления и содержание таких заданий. Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров.

В соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.08.2012 № 299-п, которым утверждено Положение о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору (в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области лесных отношений), на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (п.1 Положения).

Согласно п.п.5.3.3 п.5.3 Положения, Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

В целях реализации указанных полномочий Служба проводит мероприятия по контролю (патрулирование, обследования, рейды) в установленной сфере деятельности (п.п.5.6.3 п.5.6 Положения).

Как следует из материалов дела, нарушение ПАО «ФСК ЕЭС» требований пожарной безопасности в лесах выявлено при осуществлении патрулирования лесов на основании распоряжения о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах от 09.07.2020 по маршруту: кварталы 1-112,116-131,146-165, 184-198, 220-232, 256-266, 292- 300, 329-337, 364-373, 399-407, 432-437, 469-485 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества кв 439 Излучинского урочища Излучинского участкового лесничества, Нижневартовского территориального отдела – лесничества Нижневартовского района, что предусмотрено п. 2 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, по результатам которого составлен отчет о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах №02-326/2020 от 09.07.2020.

В связи с этим оснований полагать, что при проведении проверки в виде планового (рейдового) осмотра были нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не имеется.

Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами административного органа в данном случае не допущено.

Таким образом, выводы, приведенные в решении судьи районного суда и суда округа, являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным судьями, не имелось.

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола №11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.

Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.

Допущенное судьями нижестоящих инстанций нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, имеет фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 указанного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года №1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее ст.46, которая во взаимосвязи с ее ст. ст. 15 (часть 4) и 17 (ч. ч. 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поскольку нарушения, допущенные судьями нижестоящих инстанций, являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход дела, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года, подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть вышеизложенное, надлежащим образом исследовать вопрос о виновности юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статей 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 января 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Ермолаева Л.П.