№4А-246/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 мая 2019 года г. Саратов
И.о. председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18.12.2018, решение судьи Саратовского областного суда от 01.03.2019 по жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области ФИО1 от 31.10.2018 №64/6-103-18/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области ФИО1 от 31.10.2018 №64/6-103-18/3 федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее ФКУ ИК-33) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 руб.
Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18.12.2018, оставленным без изменения решением Саратовского областного суда от 01.03.2019 указанное постановление должностного лица ГИТ в Саратовской области отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-33 состава административного правонарушения.
В жалобе заявитель просит судебные постановления отменить, возвратив дело на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саратова. Указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку ФКУ ИК-33 нарушило требования статей 56, 67 ТК РФ, не заключив с осужденным ФИО2 (63 года) трудовой договор в письменной форме, поскольку в силу положений уголовно-исполнительного законодательства труд осужденных мужчин старше 60 лет не является обязательным.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела по жалобе на постановление о назначении административного наказания, нахожу, что состоявшиеся по делу судебные решения являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Согласно ч.4 ст.5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Судом установлено, что в ходе проведения ГИТ в Саратовской области расследования несчастного случая, произошедшего 22.08.2018 в ФКУ ИК-33, установлено, что трудовой договор в письменной форме со слесарем по сборке металлоконструкций ФИО2, состоявшим в трудовых отношениях с ФКУ ИК-33 в период с 21.02.2018 по 22.08.2018, заключен не был.
По данному факту, полагая, что ФКУ ИК-33 нарушены приведенные выше требования трудового законодательства, главным государственным инспектором труда (по охране труда) ФИО1 в отношении ФКУ ИК-33 составлен протокол от 16.10.2018 №64/6-103/18/2 об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого 31.10.2018 вынесено постановление № 64/6-103-18/3 о привлечении учреждения к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительных учреждений, т.е. указанные отношения возникают в связи с отбыванием осужденными назначенного судом наказания в виде лишения свободы и носят уголовно правовой характер. При этом в соответствии со ст.9 УИК РФ, труд является одним из основных средств исправления осужденных и регулируется нормами уголовно-исправительного законодательства.
В ст.11 ТК РФ указано, что действие трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяются на лиц, если это установлено федеральным законом. В данном случае к числу указанных федеральных законов относится УИК РФ.
Как следует из содержания ч.2 ст.103, ч.1 ст.104, ст.107, ч.3 ст.129 УИК РФ, нормы трудового права, регулирующие порядок заключения трудового договора, приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, удержания из заработной платы, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков не распространяются на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.1 ст.102, ч.1 ст.104, ч.1 ст.105 УИК РФ, законодательство о труде распространяется на осужденных в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.
На основании указанных норм права судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что на осужденных не распространяются положения трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.
Привлечение осужденных к общественно полезному труду, как одному из средств воспитания и исправления, осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, а не трудовых отношений и трудового договора между работодателем и работником.
Рассмотрение жалоб на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулируется статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Учитывая, что решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18.12.2018, оставленным без изменения решением Саратовского областного суда от 01.03.2019 постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области ФИО1 от 31.10.2018 №64/6-103-18/3 отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФКУ ИК-33 состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении возобновлено быть не может.
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18.12.2018, решение судьи Саратовского областного суда от 01.03.2019 по жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Саратовской области ФИО1 от 31.10.2018 №64/6-103-18/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 33» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО1 - без удовлетворения.
И.о. председателя суда О.М. Ляпин