НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Самарского районного суда г. Самары (Самарская область) от 03.10.2019 № 5-396/19

Резолютивная часть оглашена 03.10.2019 года

Мотивированное постановление изготовлено 07.10.2019 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 октября 2019 года г. Самара

Судья Самарского районного суда г. Самары Дерунов Д.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО «Строительно-монтажное предприятие-7»

у с т а н о в и л:

В Самарский районный суд г.Самары поступил материал с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО «Строительно-монтажное предприятие-7».

Согласно протоколу об административном правонарушении 17 № 3395826 от 15.07.2019 года было установлено, что ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» привлекло к трудовой деятельности в качестве разнорабочего гражданина Республики Узбекистан Урокова С.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. без соответствующего патента на работу, чем нарушил требования ст. 13 ФЗ № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в российской Федерации».

В судебном заседании представитель ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» Илюхина Е.И. на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в возражениях и просила прекратить производство делу в связи с недоказанностью вины Общества в совершении данного правонарушения.

Представитель Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть протокол об административном правонарушении без участия представителя Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области.

Суд, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему выводу.

Часть 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Судом установлено, что ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» зарегистрировано и поставлено на налоговый учет 26.04.2006 года.

На основании распоряжения -р от 05.07.2019 была проведена выездная внеплановая проверка на территории строительного объекта по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 95, которая проводилась с целью выявления нарушений положений миграционного законодательства Российской Федерации, изложенных в рапорте сотрудника УВМ ГУ МВД России по Самарской области.

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.07.2019 года установлено, что в отсутствии законного представителя и в присутствии понятых проведен осмотр ремонтируемого здания, по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 95. Осмотром установлено, что местом осмотра является ремонтируемое здание по указанному адресу, где осуществляет трудовую деятельность иностранные граждане, в том числе гражданин Республики Узбекистан Уроков С.Т., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в качестве разнорабочего. На момент проведения проверки данный иностранный гражданин осуществлял подготовку цементного раствора для шпатлевки потолка и стен на первом этаже здания, при этом у него отсутствовал патент на работу на территории Самарской области. Факт осуществления видеосъемки на основании ч. 5 ст. 27.8 КоАП РФ зафиксирован в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Из объяснения Урокова С.Т. следует, что он прибыл в Российскую Федерацию 03.07.2019 г. На миграционный учет не вставал. С 04.07.2019 г. он устроился на работу в качестве разнорабочего в ремонтируемое здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 95. На работу его принял по устной договоренности представитель организации осуществляющей строительно-ремонтные работы в данном здании. Заработная плата составляет 30000 рублей в месяц. В его обязанности входят отделочные работы. 05.07.2019 г. на момент проверки сотрудниками полиции он осуществлял подготовку цементного раствора для шпатлевки потолка и стен на первом этаже данного здания. Патента на работу на территории Самарской области у него нет. Также с 04.07.2019 г. он проживает на третьем этаже в данном здании. Там ему было предоставлено помещение, где находится санузел и оборудованы спальные места и место для приема пищи.

При этом Урокова С.Т. по состоянию на 05.07.2019 года действующего патента на работу не имел. Следовательно, его трудовая деятельность на территории Самарской области являлась незаконной.

Материалами дела установлено, что согласно государственного контракта от 19.06.2018 № 550 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства, заключенного между ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» именуемое в дальнейшем «Заказчик», для обеспечения нужд Самарской области, в лице директора Хасанова Алексея Васильевича, действующего на основании устава, с одной стороны и, и ООО «Вист», именуемое в дальнейшем «подрядчик», в лице директора Лыкова Павла Александровича, действующего на основании устава, подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: «проектирование и реставрация с приспособлением для современного использования памятника истории и культуры здания бывшего ресторана «Аквариум»».

В соответствии с договором подряда № 2 от 10.01.2019 г. ООО «Вист», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице директора Лыкова Павла Александровича, действующего на основании устава, с одной стороны и ООО «СМП-7», в лице директора Лушина Андрей Александровича, именуемое в дальнейшем «Подрядчик», с другой стороны, заключили договор, в котором подрядчик принимает на себя обязанность по выполнению работ по объекту: «проектирование и реставрация с приспособлением для современного использования памятника истории и культуры здания бывшего ресторана «Аквариум»» в полном объеме и соответствии с условиями настоящего договора, графиком производства работ, сметой и иными документами являющимися неотъемлемой частью данного договора, СНиП, СанПИН, ВСН, ПУЭ, СН, ГОСТ и других нормативно-распорядительных документов, действующих на момент сдачи-приемки работ.

В соответствии с договором субподряда от 30.11.2018г. на строительно-отделочные работы на объекте: «реставрация с приспособлением для современного использования памятника истории и культуры здания бывшего ресторана «Аквариум», находящегося по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.95» заключенного между ООО «СМП-7», именуемое в дальнейшем «подрядчик», в лице директора Лушина Андрей Александровича, действующего на основании устава и гражданин Данданян Наири Наполеонович, именуемый в дальнейшем «субподрядчик», с другой стороны заключили договор, согласно которого, последний принимает на себя обязательства выполнить строительно-отделочные работы на объекте: «реставрация с приспособлением для современного использования памятника истории и культуры здания бывшего ресторана «Аквариум», находящегося по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.95»»

Из объяснения Захарова С.В. следует, что он является представителем по доверенности ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» далее ООО «СМП-7» с 14 октября 2017 года. Основным видом деятельности Общества является - строительство. В штате ООО «СМП-7» состоят примерно 15 человек, все они являются гражданами Российской Федерации. ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» заключило договор подряда с ООО «ВИСТ» в 2018 году, точную дату не помнит, на осуществление строительства кинотеатра юного зрителя, бывшего ресторана «Аквариум», по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.95. После чего ООО «СМП-7» заключило договор субподряда с гражданином Данданяном Н.Н. на строительные виды работ согласно договора. Данный договор прилагает. На период проверки 05.07.2019г. года по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д.95 именно Данданян Н.Н. осуществлял трудовую деятельность и он привлек соответственно иностранных граждан. Их организация с выявленными иностранными гражданами на объекте не знакома, на работу не принимала, объем работ им не поручала. Платежные поручения предоставить в подтверждение выполнения работ с Данданяном не могут, т.к. работы не выполнены на данный момент по его информации. Акта выполненных работ нет. После окончательного выполнения работ субподрядчиком будет заключен акт.

Из показаний свидетеля ФИО4 в суде следует, что 30.11.2018 г. он заключил как физлицо договор субподряда с ООО «СМП-7», согласно которого он должен осуществить строительно-отделочные работы на объекте бывшего ресторана «Аквариум» по адресу: г. Самара, ул. Самарская д. 95. Для помощи в роботе он пригласил своего знакомого Азиза, а он, в свою очередь, пятерых иностранных граждан. В день проверки они все работали на Объекте. Были ли у этих граждан патенты на работу, он не знает. О том, что на стройке работают иностранные граждане он никого из ООО «СМП-7» не предупреждал. В настоящее время ремонт не закончен, но ему заплатили за часть выполненной работы.

Между тем из объяснений, содержащихся в материалах дела ФИО4 давал иные объяснения о том, что, приехав на объект и оценив объем работ, он понял, что не сможет выполнить данный объем работ. После чего он пригласил своего знакомого Азиза, фамилию не знает, и сообщил ему, адрес объекта, пояснив, что работы на нем он выполнить не сможет, если он хочет, он может приехать посмотреть и забрать его себе. Телефон Азиза: 89272967590. Они с ним знакомы давно, познакомились работая на общих строительных объектах. Он на указанном объекте фактически работы не вел и к ним не приступал. Договор субподряда от 30.11.2018 г. официально не расторгал, уведомления о расторжении письменные в адрес ООО «СМП-7» не направлял. Акты приема-передач и платежные поручения не получал и не подписывал. На момент проверки 05.07.2019 г. сотрудниками полиции строительного объекта, находился на даче. Иностранных граждан к работе не привлекал.

Из объяснения ФИО10 следует, что с 03.07.2019 г. он приступил к работе, а именно уборке строительного мусора в помещениях, расположенных по адресу: г. Самара, ул. Самарская, д. 95. О данной работе он узнал от ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Он ему предложил данную работу, на что он согласился. С ним на данном объекте также выполняли работы 5 иностранных граждан, которых он привез с собой, они помогали ему выполнить указанные работы. Контроль за выполнением ими строительных работ никто не осуществлял. С какой-либо организации на данный объект никто не приезжал. Работы выполняли самостоятельно.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Из смысла ст. 16 ТК РФ и п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений, которые не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения лица к работе подлежат оформлению трудовым договором в письменной форме в соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента.

Однако ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» в нарушение п.4 ст. 13 115-ФЗ, ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ привлекло гражданина Республики Узбекистан Урокова С.Т. в качестве разнорабочего без соответствующего патента на работу.

Факт совершения административного правонарушения ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.07.2019 года; справкой по результатам проверки места происшествия, распоряжением от 05.07.2019г., рапортом от 01.07.2019г., протоколом осмотра от 05.07.2019г., фотоматериалами, постановлением по делу об административном правонарушении от 05.07.2019г., протоколом об административном правонарушении от 05.07.2019г., объяснениями Урокова С.Т.

Собранные доказательства являются допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для вывода о виновности ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.

Доводы представителя ООО «СМП-7» о привлечении гражданина Республики Узбекистан Урокова С.Т. в качестве разнорабочего без соответствующего патента на работу гр. ФИО4, не являются основанием для освобождения ООО «СМП-7» от административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.

Привлекая ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, суд применяет положения ст. 16 ТК РФ, в результате чего констатирует факт трудовых отношений между ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» и гражданином Республики Узбекистан Уроковым С.Т.

ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» выполняет строительные работы на вышеуказанном объекте и обязано контролировать соблюдение миграционного законодательства за всеми работниками на указанном объекте. При этом привлечение гражданина РФ ФИО4 для выполнения отдельных работ иностранных граждан не освобождает ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» от обязанности контролировать и обеспечивать соблюдения миграционного законодательства на объекте. Допустив на строительную площадку иностранных граждан, в том числе Урокова С.Т., ООО «Строительно-монтажное предприятие-7», тем самым осуществило фактический допуск к работе иностранных граждан в отсутствие разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. На ремонтируемый объект одновременно было допущено 6 иностранных граждан, что исключает, возможность не знания представителей ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» о том, что работы на объекте выполняются иностранными гражданами.

Фактически гражданин Республики Узбекистан Уроков С.Т., выполнял работы и услуги в пользу ООО «Строительно-монтажное предприятие-7», был допущен к работам, следовательно, у него возникли трудовые отношения с ООО «Строительно-монтажное предприятие-7».

Иное толкование положений закона приведет к освобождению ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» от обязанности контролировать соблюдение законодательства РФ на ремонтируемом объекте.

Заключенный договор между ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» и ФИО4, определяет гражданско-правовые отношения между ними, но не освобождает ООО «Строительномонтажное предприятие-7» от административной ответственности за привлечение к труду иностранных граждан.

Выводы суда в этой части подтверждаются пояснениями Урокова С.Т. о том, что на работу его принял по устной договоренности представитель организации осуществляющей строительно-ремонтные работы в данном здании. Между тем, ни ФИО4, ни ФИО10 представителями организации осуществляющей строительно-ремонтные работы не являются.

При этом, к показаниям ФИО11 суд относится критически, поскольку они непоследовательны, противоречивы, направлены на избежание ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно сч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При определении вида и размера наказания, судом учитывается характер совершенного юридическим лицом – ООО «Строительно-монтажное предприятие-7» административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств и оснований для приостановления деятельности, в связи с чем, суд полагает возможным подвергнуть юридическое лицо административному наказанию в виде административного штрафа ниже низшего предела и назначить наказание в размере 125 000 рублей.

При назначении наказания судом учтена личность правонарушителя, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 п.1- 29.12 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – ООО «Строительно-монтажное предприятие-7», ОГРН 1066367037835, ИНН 6367051106, адрес (место нахождения): 443099, г. Самара, пер.Репина, д.3 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам:

- учреждение Сбербанка РФ, расчетный счет УФК по Самарской области (ГУ МВД России по Самарской области), ОКТМО 36701000, ИНН 6317021970, БИК 043601001, КПП 631601001 ГРКЦ ГУ Банк России по Самарской области г.Самара, КБК 18811640000016025140, наименование платежа: КОД 0001 административный штраф. КА 105.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня получения копии.

Судья Д.А. Дерунов