№ 4а-599/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 18 июня 2018 г.
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Гаршина С.Н. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 15.03.2018 г. и решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.04.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
20.02.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Самары в отношении Гаршина С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 15.03.2018 г. Гаршин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ на срок 100 (сто) часов, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 19.04.2018 г. постановление мирового судьи от 15.03.2018 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Гаршин С.Н., указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие ознакомление его с постановлением о возбуждении исполнительного производства, о возбуждении которого не был уведомлен; не был ознакомлен судебным приставом-исполнителем со ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, и, ссылаясь на то, что задолженность перед ФИО2 погашена, просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу, освободив от административной ответственности, ограничившись устным замечанием в силу ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В силу частями 1, 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; регулирование семейных отношений осуществляется, в частности, в соответствии с принципом приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Согласно ч.1 ст.80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч.2 ст.7); материнство и детство, семья находится под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (части 1, 2 статья 38).
Указанные конституционные положения согласуются в полной мере с положениями статьи 27 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, в соответствии с которыми государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1); родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2).
Приведенным положениям корреспондирует закрепленный в пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации принцип заботы о благосостоянии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании исполнительного листа № от 15.05.2006 г., выданного мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Самары, с Гаршина С.Н. взысканы алименты в пользу ФИО2 на содержание сыновей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3 всех видов заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 13.12.2005 г. до совершеннолетия ФИО3 и далее в размере 1/4 – до совершеннолетия ФИО4
Однако Гаршина С.Н. с 04.01.2017 г. по 20.02.2018 г. уклонялся от уплаты денежных средств на содержание несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем 20.02.2018 г. в отношении Гаршина С.Н. судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Самары составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.
В подтверждение, что Гаршиным С.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от № от 20.02.2018 г. (л.д.3-4); сведения об ознакомлении Гаршина С.Н. со ст.25.1 КоАП РФ (л.д.5); объяснение Гаршина С.Н. от 20.02.2018 г. об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении от 20.02.2018 г. (л.д.6,26); копия постановления о возбуждении исполнительного производства от 12.05.2017 г. (л.д.7-9); копии постановлений о расчете задолженности по алиментам от 22.06.2017 г., 20.02.2018 г. (л.д.10,11,24); копия постановления от 21.09.2017 г. о перерасчете задолженности по алиментам от 22.06.2017 г. (л.д.12-16); копия дубликата исполнительного листа № от 15.05.2006 г., выданного мировым судьей судебного участка № 5 Железнодорожного района г. Самары, о взыскании с Гаршина С.Н. алиментов в пользу ФИО2 на содержание сыновей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/3 всех видов заработка и иного дохода ежемесячно, начиная с 13.12.2005 г. до совершеннолетия ФИО3 и далее в размере 1/4 – до совершеннолетия ФИО4 (л.д.17-19); копия постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 11.10.2017 г. (л.д.21); копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 11.10.2017 г. (л.д.22-23); копия повестки о вызове Гаршина С.Н. в качестве должника на прием к судебному приставу по вопросу неуплаты долга (л.д.25); копия предупреждения Гаршина С.Н. 20.02.2018 г. об уголовной ответственности по ч.1 ст. 157 УК РФ (л.д.27); пояснения судебного пристава исполнителя ОСП Ленинского района г. Самары ФИО5 о составлении в отношении Гаршина С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ; показания свидетеля Гаршиной Н.В., являющейся взыскателем по исполнительному производству, о неуплате Гаршиным С.Н. алиментов на содержание несовершеннолетних детей, - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения о виновности Гаршина С.Н. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Вопреки доводам надзорной жалобы Гаршина С.Н. материалы дела об административном правонарушении свидетельствуют о том, что о возбуждении исполнительного производства Гаршин С.Н. был уведомлен, что подтверждается содержанием протокола об административном правонарушении, составленном 20.02.2018 г. судебным приставом – исполнителем ОСП Ленинского района, в соответствующих графах которого имеются подписи Гаршина С.Н., в том числе об ознакомлении с правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, а также объяснениями Гаршина С.Н., в которых он поставил подпись об ознакомлении со ст. 51 Конституции Российской Федерации и не оспаривал содержание протокола (л.д.3-4, 5,6).
Сведений о том, что судебный пристав-исполнитель препятствовала ознакомлению Гаршина С.Н. с протоколом об административном правонарушении, не предоставила ему возможность указать свои возражения относительно проводимых процессуальных действий, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Гаршин С.Н. не был лишен возможности давать какие-либо объяснения, делать замечания и вносить дополнения в составленный в отношении него протокол об административном правонарушении, в том числе о том, что не был уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства, однако каких-либо замечаний и возражений не указал, не оспаривал достоверность содержания протокола об административном правонарушении, реализовав, таким образом, предусмотренные законом права в тех пределах, в которых посчитал нужным.
Ссылка заявителя надзорной жалобы на уважительность неуплаты алиментов в связи с отсутствием трудоустройства, нахождением на учете в Центре занятости с регистрацией в качестве безработного с 09.12.2016 г., а также уплатой алиментов на содержание родителей по заочному решению мирового судьи с указанием, что задолженность по алиментам перед Гаршиной Н.И. за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. погашена, не влечет правовых последствий для удовлетворения надзорной жалобы по следующим основаниям.
Анализ диспозиции части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ в системной связи с ранее процитированными нормами семейного законодательства свидетельствует о том, что нарушением судебного решения о взыскании алиментов, влекущим административную ответственность, является неуплата их в том размере, который определил суд.
Иное толкование данной нормы исключало бы возможность достижения конституционно значимой цели, направленной на защиту материнства и детства, ставило бы под сомнение обязательность судебного решения как акта правосудия.
Кроме того, обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, исходя из содержания ст. 80 Семейного кодекса РФ, носит безусловный характер и не связывается законодателем с наличием или отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода.
Взыскание алиментов является средством защиты интересов несовершеннолетних детей, направленным на систематическое, гарантированное законом получение ими материального содержания от родителей.
Проверка отсутствия уважительных причин неуплаты алиментов входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу.
От наличия или отсутствия таких причин зависит правильная квалификация содеянного лицом, обязанным выплачивать алименты по решению суда.
К уважительным причинам неуплаты алиментов в полном объеме могут быть отнесены нетрудоспособность лица, обязанного выплачивать алименты, его тяжелое материальное и семейное положение, несвоевременная выплата заработной платы работодателем, задержка или неправильное перечисление банком алиментных сумм и т.п. (пункт 2 статьи 114, пункт 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации).
То обстоятельство, что Гаршин С.Н. не трудоустроен, состоит на учете в Центре занятости с регистрацией в качестве безработного с 09.12.2016 г., осуществляет уплату алиментов на содержание родителей по заочному решению мирового судьи, и погасил задолженность по алиментам перед ФИО6 за период с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г., не освобождает его от обязанности уплачивать взысканные с него решением суда алименты на содержание несовершеннолетних детей и не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, поскольку объективные препятствия невозможности трудоустроится и уплачивать алиментов на содержание несовершеннолетних детей, которые можно расценить, как уважительные причины, в данном случае отсутствуют.
Факт уплаты Гаршиным С.Н. алиментов на содержание родителей не должен нарушать права несовершеннолетних детей на получение алиментов от своего родителя.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.
Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Гаршиным С.Н. административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу, судебными инстанциями обоснованно не установлено и оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Доводы заявителя надзорной жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются необоснованными.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях с учетом названных обстоятельств, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Объектом совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с защитой материнства и детства, в связи с чем нижестоящие судебные инстанции обоснованно не усмотрели оснований для признания вменяемого Гаршину С.Н. административного правонарушения малозначительным, поскольку оставление родителем ребенка без средств к существованию не может быть признано малозначительным правонарушением.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Гаршина С.Н. состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Наказание Гаршину С.Н. назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности Гаршина С.Н. при отсутствии смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 15.03.2018 г. постановления о привлечении Гаршина С.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ проверены судьей районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении от 19.04.2018г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые могли быть истолкованы в пользу Гаршина С.Н., вопреки доводам надзорной жалобы, по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 28 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 27 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области от 15.03.2018 г. и решение Ленинского районного суда г. Самары от 19.04.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, в отношении Гаршина С.Н. оставить без изменения, надзорную жалобу Гаршина С.Н. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров