№4а-326/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 18 апреля 2019 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу председателя правления ЖСК «Стройнедвижимость» Алексеева С.А. на постановление мирового судьи судебного участка №90 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 30.07.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Жилищно-Строительного Кооператива «Стройнедвижимость» (далее - ЖСК «Стройнедвижимость»),
у с т а н о в и л:
27.06.2018 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении юридического лица - ЖСК «Стройнедвижимость» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Постановлением мирового судьи судебного участка №90 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 30.07.2018г. юридическое лицо - ЖСК «Стройнедвижимость» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию с применением положений чч. 3.2, 3.3 ст.4.1 в виде штрафа в размере 50.000 рублей.
Определением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 20.02.2019г. апелляционная жалоба председателя правления ЖСК «Стройнедвижимость» Алексеева С.А. на постановление мирового судьи от 30.07.2018г. возвращена без рассмотрения в связи с пропущенным сроком для обжалования постановления по делу об административном правонарушении и отсутствием ходатайства о восстановлении срока для обжалования с указанием уважительных причин пропуска.
В надзорной жалобе председатель правления ЖСК «Стройнедвижимость» Алексеев С.А. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения ЖСК «Стройнедвижимость» к административной ответственности и несоответствие выводов мирового судьи фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывает, что на момент вынесения предписания председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» являлся ФИО2, который впоследствии был снят с должности решением общего собрания членов ЖСК единогласно 31.08.2018г. ввиду неисполнения своих обязанностей; обращает внимание, что с 03.10.2018г. председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» избран Алексеев С.А., который не был оповещен о вынесенном предписании, так как ФИО2 не передал документацию, а других лиц, осведомленных о деятельности ЖСК нет; просит постановление мирового судьи от 30.07.2018г. в отношении ЖСК «Стройнедвижимость» отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ст.357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.
В силу абз 20 ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30.03.2018 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области №63/4-16-18-ЗПР/414/1 от 14.03.2018 года, проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ЖСК «Стройнедвижимость», по результатам которой установлено, что юридическим лицом допущены нарушения трудового законодательства и 30.03.2018г. председателю правления ЖСК «Стройнедвижимость» ФИО2 выдано предписание №63/4-16-18-ЗПР/414/5 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.04.2018г. (л.д.15):
п.1 устранить задолженность по заработной плате перед ФИО2 и ФИО3, выплатить заработную плату;
п.2 начислить и выплатить ФИО2 и ФИО3 денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы;
п.3 разработать и утвердить правила внутреннего трудового распорядка;
п.4 обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех рабочих местах.
В ходе проведенной 27.06.2018 года по распоряжению заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области №63/4-16-18-ЗПР/414/5/414/1 от 18.06.2018 года проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области установлено невыполнение ЖСК «Стройнедвижимость» в установленный до 30.04.2018г. срок пунктов 1, 2, 3 вышеуказанного предписания, о чем составлен акт проверки №63/4-16-18-ЗПР/414/5/414/3 от 27.06.2018 года.
Выявленное нарушение явилось основанием для составления 27.06.2018 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении юридического лица - ЖСК «Стройнедвижимость» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.23 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В подтверждение, что ЖСК «Стройнедвижимость» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, мировым судьей обоснованно приняты во внимание и указаны в постановлении в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №63/4-16-18-ЗПР/414/5/414/4 от 27.06.2018г. (л.д.2-3); сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице по состоянию на 27.06.2018г. (л.д.7); акт проверки №63/4-16-18-ЗПР/414/4 от 30.03.2018г. с отметкой о получении председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» ФИО2 в этот же день (л.д.12-14); предписание №63/4-16-18-ЗПР/414/5 от 30.03.2018г. об устранении выявленных нарушений (л.д.15); акт проверки №63/4-16-18-ЗПР/414/5/414/3 от 27.06.2018г. (л.д.6); показания представителя ЖСК «Стройнедвижимость», признавшего вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ в ходе судебного заседания мирового судьи 30.07.2018 года, - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ЖСК «Стройнедвижимость» в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении мирового судьи вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола мировым судьей не установлено.
Предписание №63/4-16-18-ЗПР/414/5 от 30.03.2018г. выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самих нарушений требований трудового законодательства, а также указания на нормы права, нарушенные ЖСК «Стройнедвижимость».
Данных, подтверждающих, что ЖСК «Стройнедвижимость» предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 30.04.2018г., в том числе уведомило должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющее федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права о невозможности выполнения предписания в указанный срок, и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено и к надзорной жалобе в подтверждение доводов не приложено.
Состав ст.19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание №63/4-16-18-ЗПР/414/5 от 30.03.2018г. обжаловалось ЖСК «Стройнедвижимость» в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении предписание №63/4-16-18-ЗПР/414/5 от 30.03.2018г. не признано незаконным и не отменено, ЖСК «Стройнедвижимость» правильно привлечено к административной ответственности по ч.23 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок данного предписания.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ЖСК «Стройнедвижимость» не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований трудового законодательства в установленный срок до 30.04.2018 года.
Доводы надзорной жалобы, что на момент вынесения предписания председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» являлся ФИО2, который впоследствии был снят с должности решением общего собрания членов ЖСК единогласно 31.08.2018г. ввиду неисполнения своих обязанностей, а с 03.10.2018г. председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» избран Алексеев С.А., который не был оповещен о вынесенном предписании не могут являться основанием для отмены судебных решений, поскольку к административной ответственности по ч.23 ст.19.5 КоАП РФ привлечен ЖСК «Стройнедвижимость» как юридическое лицо, а не председатель правления ЖСК.
Кроме того, на момент привлечения 30.07.2018г. ЖСК «Стройнедвижимость» к административной ответственности по ч.23 ст.19.5 КоАП РФ председателем правления ЖСК «Стройнедвижимость» являлся ФИО2, которому было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, за неисполнение которого ЖСК «Стройнедвижимость» привлечен к административной ответственности по ч.23 ст.19.5 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями, которые в совокупности свидетельствуют о том, что ЖСК «Стройнедвижимость» не выполнил в установленный срок законное предписание должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Довод о формальном рассмотрении дела мировым судьей не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей непосредственно исследованы материалы дела, вынесенное судебное постановление мотивировано и не оставляет сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами мирового судьи оснований не имеется.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной мировым судьей правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного постановления, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу ЖСК «Стройнедвижимость», по делу не усматривается.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ЖСК «Стройнедвижимость» состава административного правонарушения предусмотренного ч.23 ст.19.5 КоАП РФ.
При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, финансовое и имущественное положение юридического лица, и правильно пришел к выводу о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления мирового судьи отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка №90 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области от 30.07.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.23 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Жилищно-Строительного Кооператива «Стройнедвижимость» оставить без изменения, а надзорную жалобу председателя правления ЖСК «Стройнедвижимость» Алексеева С.А. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров