№а–1491/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 14 января 2019 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора Федерального казенного предприятия «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 на постановление №63/12-1084-18-И/26 начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 22.06.2018г., решение Волжского районного суда Самарской области от 14.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 08.11.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением №63/12-1084-18-И/26 начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 22.06.2018г. должностное лицо – директор Федерального казенного предприятия «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10.000 рублей за невыплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений и установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 14.09.2018г. постановление должностного лица от 22.06.2018г. оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 08.11.2018г. постановление должностного лица от 22.06.2018г. и решение районного суда от 14.09.2018г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе директор ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения к административной ответственности, несоответствие выводов должностного лица и предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; полагает, что не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку ответственным лицом за начисление и своевременную выплату заработной платы являлся старший бухгалтер, а за работу с персоналом несет ответственность заместитель директора по режиму, безопасности и управлению персоналом ФИО2; просит постановление должностного лица и судебные решения отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом.
Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан, в частности соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с абз. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
Согласно ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с ч.1 ст. 146, чч.1, 2 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.05.2018г. сотрудниками Государственной инспекции труда в Самарской области на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области №63/12-1084-18-И от 25.04.2018г., проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства в отношении ФКП «Самарский завод «Коммунар», расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой установлено, что в период с 17 ноября 2017 года по 25 мая 2018 года ФКП «Самарский завод «Коммунар» допустило нарушения трудового законодательства:
- в нарушение абз. 9 ст. 136 ТК оплата отпуска работникам ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 произведена несвоевременно, по истечении трех дней до его начала;
- в нарушение ст.84.1 ТК РФ, ч.1 ст.140 ТК РФ, ст.127 ТК РФ в отношении работников ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 допущена несвоевременная выплата причитающихся при увольнении сумм;
- в нарушение статей 146, 147 ТК РФ ФИО15, принятому на работу в ФКП «Самарский завод «Коммунар» электрогазосварщиком 5 разряда на основании трудового договора №3 от 16.01.2018г. с должностным окладом 18300 рублей, доплата за работу во вредных условиях труда установлена в размере 440 руб., то есть менее 4 %, - о чем составлен акт проверки №63/12-1084-18-И/1 от 25.05.2018 года.
Выявленные нарушения явились основанием для составления 13.06.2018г. начальником отдела Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении должностного лица - директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ за невыплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений и установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством с последующим привлечением должностного лица к административной ответственности.
В подтверждение, что директором ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №63/12-1084-18-И/24 от 13.06.2018г., составленный в отношении директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ (л.д.30-31); копии приказов (распоряжений) о предоставлении отпусков работникам ФКП «Самарский завод «Коммунар» с расчетами среднего заработка указанных работников юридического лица (л.д.35-38); копия приказов (распоряжений) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками ФКП «Самарский завод «Коммунар» с расчетами среднего заработка указанных работников юридического лица (л.д.39-41); платежные поручения и расчетные листы сотрудников ФКП «Самарский завод «Коммунар» (л.д.42-76); акт проверки №63/12-1084-18-И/1 от 25.05.2018г., - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечания к ст.2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Установленные в ходе проверки нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения директором ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 своих служебных обязанностей, поскольку директором не приняты все зависящие от него необходимые меры по соблюдению трудового законодательства Российской Федерации и не осуществлен должный контроль за действиями подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО1 всех зависящих от нее мер, направленных на своевременное выполнение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства, а также ст.2.4 КоАП РФ, директор ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1, не исполнившая надлежащим образом свои служебные обязанности, в том числе, не обеспечившая своевременное начисление и выплату причитающихся работникам сумм, правильно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы, что ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку ответственным лицом за начисление и своевременную выплату заработной платы являлся старший бухгалтер, а за работу с персоналом несет ответственность заместитель директора по режиму, безопасности и управлению персоналом ФИО2, являются несостоятельными, поскольку наличие на предприятии заместителя директора или иных работников, осуществляющих непосредственное начисление и выплату заработной платы, не освобождает руководителя от обязанности обеспечить своевременную выплату заработной платы и иных выплат, вытекающих из трудовых отношений.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки должностного лица и предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной должностным лицом и предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и состоявшихся судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка и действия директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 22.06.2018г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 14.09.2018г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица - директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.
Законность и обоснованность постановления должностного лица от 22.06.2018г. и решения, вынесенного 14.09.2018г. судьей районного суда, были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 08.11.2018г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда в том числе аналогичным изложенным в надзорной жалобе и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного суда.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности должностного лица - директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица - директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1, не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление №63/12-1084-18-И/26 начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области от 22.06.2018г., решение Волжского районного суда Самарской области от 14.09.2018г. и решение судьи Самарского областного суда от 08.11.2018г. в отношении должностного лица - директора Федерального казенного предприятия «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а надзорную жалобу директора ФКП «Самарский завод «Коммунар» ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров