НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Сахалинского областного суда (Сахалинская область) от 17.11.2015 № 4А-374/2015

Мировой судья – Т.П.Матвеева дело № 4а-374/2015

Федеральный судья – Ю.В.Абикова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17ноября2015года городЮжно-Сахалинск

Заместитель председателя Сахалинского областного суда Усольцева И.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области У.Л.В. на вступившие в законную силу определение мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 21 августа 2015 года и определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т.М.А.,

установила:

определением мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 21 августа 2015 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т.М.А. с приложенными материалами дела об административном правонарушении, возвращены в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области.

Указанное определение временно исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области У.Л.В. обжаловала в суд.

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 сентября 2015 года указанная жалоба оставлена без рассмотрения и возвращена заявителю.

12 октября 2015 года на вышеуказанные вступившие в силу судебные акты заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области У.Л.В. принесена жалоба, в которой она просит отменить определение мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 21 августа 2015 года и вынести решение о привлечении Т.М.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что по данному делу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года, поскольку искажением данных бюджетной (бухгалтерской) отчетности Т.М.А. совершено нарушение требований бюджетного законодательства. Указывает, что в нарушение статьи 29.9 Кодекса судьей вынесено определение, а не постановление по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Согласно статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечанием к указанной статье установлено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Бухгалтерский учет в силу статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обращения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 2 указанной статьи Закона настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно, частью 2 статьи 2 названного Федерального закона установлена обязательность его применения при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» годовая (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом в части 4 указанной статьи содержится специальная норма о том, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 1 названной инструкции главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами…, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов,.. составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам, согласно приложению к настоящей Инструкции.

Как следует из пункта 11.1 Инструкции 191н в состав форм бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит, в том числе, Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по следующим забалансовым счетам: счет 01 «Имущество, полученное в пользование».

Согласно пункту 10 Инструкции № 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в статье 15.11 названного Кодекса.

Кроме того, введение одним законодательным актом в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухлетнего срока давности привлечения к административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и в главу 15 названного Кодекса группы статей с 15.15.1 по 15.15.16, свидетельствует о введении специальных норм, предусматривающих ответственность за совершение конкретных нарушений бюджетного законодательства в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Т.М.А. административного правонарушения, имели место 07 февраля 2014 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу истек 07 февраля 2015 года.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи об истечении на момент поступления протокола об административном правонарушении к мировому судье годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 названного Кодекса, является обоснованным и не согласиться с ним оснований не имеется.

Поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении Т.М.А. (17 августа 2015 года) срок давности привлечения к административной ответственности истек, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вправе было начать производство по делу об административном правонарушении, а начав, - обязано его прекратить.

В этой связи, установив, что производство по делу было возбуждено за рамками срока давности привлечения к административной ответственности, мировой судья, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении с приложенными материалами дела об административном правонарушении в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области, которое обладает самостоятельной компетенцией по его прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, судьей Южно-Сахалинского городского суда обоснованно была возвращена жалоба временно исполняющей обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области У.Л.В., поскольку она не обладает установленным законом правом обжалования определения о возвращении протокола об административном правонарушении в административный орган.

Таким образом, учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Сахалинского областного суда

постановила:

определение мирового судьи судебного участка № 32 городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 21 августа 2015 года и определение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 09 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Т.М.А. - оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области У.Л.В. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Сахалинскогообластногосуда И.В.Усольцева