Дело №5-1/19 (5-50/18)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 января 2019 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Замалиева Н.К.,
с участием представителя Исполнительного комитета Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Миндубаева И.И.,
при секретаре судебного заседания Ахмадеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (далее Исполком Рыбно-Слободского района РТ),
У С Т А Н О В И Л:
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ главным инспектором отдела оперативного контроля Счетной палаты РТ в отношении Исполкома Рыбно-Слободского района РТ был составлен протокол об административном правонарушении по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ была подписана заявка на оплату расходов № и оплачено приобретение основных средств стоимостью 23 041, 38 руб. за счет средств субвенции, целевое назначение которой данные расходы не предусматривает, тем самым нарушены ст.ст. 38,162 БК РФ, п. 2 Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющейся приложением к Закону РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ.
В судебном заседании представитель Исполкома Рыбно-Слободского района РТ Миндубаев И.И. с протоколом об административном правонарушении не согласился, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как ведение бухгалтерского учета было возложено на главного бухгалтера Елисееву А.М., которая привлечена к административной ответственности по этому факту.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - Главный инспектор отдела оперативного контроля Счетной палаты РТ не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Статья 38 БК РФ устанавливает, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджетов включает в себя код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 БК РФ).
В судебном заседании установлено, что по результатам контрольного мероприятия «Проверка использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года Рыбно-Слободскому муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» на объекте в Исполнительном комитете Рыбно-Слободского муниципального района» был составлен акт проверки, согласно которому установлено, что в 2017 году объем средств субвенции составил 273, 3 тыс. руб., расходы - 273,3 тыс. руб. или 100 %. В смете доходов и расходов на 2017 год по Комиссии, подписанной руководителем Р.Х. Хабибуллиным и главным бухгалтером А.М. Елисеевой, предусмотрены расходы на заработную плату (КОСГУ 211) и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 213), материальные запасы (КОСГУ 340) в общей сумме 273,3 тыс. руб., источником финансирования которых является средства субвенции. Субвенция рассчитывается исходя из перечня расходов для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определенных пунктом 2 Методики расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (приложение к Закону РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ). Данный пункт предусматривает расходы на приобретение расходных материалов, оплату командировок, коммунальных услуг и услуг связи, перечень расходов закрыт.
Руководителем Исполкома Р.Х. Хабибуллиным и главным бухгалтером А.М. Елисеевой подписана заявка на оплату расхода ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме 23 041,38 руб., согласно которой назначение платежа- приобретение основных средств КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». Исполкомом оплачены расходы на приобретение МФУ Konica Minolta ( является основным средством) в количестве 1 единицы в сумме 23 041, 38 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП Альмухаметов И.Ф. по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ№ ( договор от ДД.ММ.ГГГГ№, счет от ДД.ММ.ГГГГ№, накладная от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, использование указанных средств произведено с несоблюдением целевого характера их использования, определенным правовым основанием их предоставления – Законом РТ от 30.12.2005 года № 143-ЗРТ. В соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ, оплата расходов на приобретение основных средств в сумме 23 041, 38 руб. является нецелевым использованием средств бюджета РТ.
Между тем, из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Таким образом, руководитель экономического субъекта лишь организует бухгалтерский учет, возлагает его ведение на главного бухгалтера, определяет по представлению главного бухгалтера формы первичных документов и регистраторов бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 и п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ), несет единоличную ответственность при наличии разногласий с главным бухгалтером (пункты 1, 8 статьи 7 Закона N 402-ФЗ).
Решая вопрос о причастности конкретного должностного лица к совершению административного правонарушения, следует иметь ввиду, что отсутствие в организации документов о распределении организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, определяемых в Кодексе в качестве критерия для признания обладающего им лица должностным, еще не свидетельствует о том, что во всех случаях отвечать будет руководитель организации. Причем то обстоятельство, что руководитель организации подписывает бухгалтерскую отчетность вместе с главным бухгалтером, никоим образом не изменяет организационно-распорядительной сущности полномочий последнего. Руководитель организации подлежит административной ответственности в случаях, если: в штате организации отсутствует должность главного бухгалтера; документы по осуществлению соответствующих хозяйственных операций были приняты главным бухгалтером к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации в связи с возникшими разногласиями между ними; об этом есть специальное указание в нормативных правовых актах.
Таким образом, при наличии в штате организации должности главного бухгалтера, именно он несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Как следует из распоряжения № лс от ДД.ММ.ГГГГ, Елисеева А.М. с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность муниципальной службы Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности.
На начальника отдела, согласно должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ, утвержденной руководителем исполкома ДД.ММ.ГГГГ, на начальника отдела бухгалтерского учета возложены все обязанности по учету и контролю за движением денежных средств, по правильности их осуществления.
ДД.ММ.ГГГГ Елисеева А.М. была освобождена от замещаемой должности муниципальной службы начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ по инициативе муниципального служащего.
Таким образом, в период подписания заявки на оплату расхода на приобретение основных средств КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» ДД.ММ.ГГГГ Елисеева А.М. являлась должностным лицом Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ – начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности, то есть являлась субъектом указанного правонарушения.
Постановлением Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении Елисеевой А.М., бывшего начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, о привлечении ее к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в связи с малозначительностью административного правонарушения с объявлением устного замечания.
Исходя из вышеизложенного производство по делу об административном правонарушении в отношении Исполкома Рыбно-Слободского района РТ по ст. 15.14 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 - 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица- Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан- о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней с момента получения копии постановления.
Судья: Замалиев Н.К.