НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2024 № 16-235/2024

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-235/2024, № 16-238/2024

(№ 16-3699/2023, № 16-3704/2023)

г. Пятигорск 05 февраля 2024 г.

Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении протест первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. и жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г., решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02 ноября 2023 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02 ноября 2023 г., общество с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» (далее – ООО «Энергоинформ», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества ФИО1, не соглашаясь с указанными выше судебными актами, просит их отменить с прекращением производства по делу или изменить их, снизив размер назначенного административного штрафа.

В протесте, поданном в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, первый заместитель прокурора Республики Дагестан Ляпин Р.К. просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

ООО «Энергоинформ» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении прокурором протеста уведомлено. В установленный срок возражений на протест от общества не поступило.

Определением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 декабря 2023 г. протест первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. и жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» ФИО1 объединены в одно производство.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы и протеста позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно статье 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Федерального закона от 07 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.

Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Как следует из материалов дела, ООО «Энергоинформ» в нарушение названных требований Закона о связи несвоевременно уплатило обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2023 г. При сроке уплаты не позднее 31 июля 2023 г. обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания за 2 квартал 2022 г. обществом внесены только 22 августа 2023 г.

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Энергоинформ» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

С вынесенным по делу постановлением обоснованно согласился судья районного суда. Жалоба законного представителя общества на вынесенное по делу постановление рассмотрена судьей районного суда с соблюдением положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют признать установленным, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, а также применения правил статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, являются правильными.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела (л.д. 47-49) следует, что ООО «Энергоинформ» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 ноября 2020 г. (категория микропредприятие).

Санкцией статьи 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено назначение административного наказания на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при этом не предусмотрено. Положения статьи 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность по данной норме как юридические лица.

Таким образом, по настоящему делу имелись основания для применения при назначении ООО «Энергоинформ» административного наказания положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что судебными инстанциями не было учтено.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Исходя из изложенного, принимая при этом во внимание то, что мировой судья признал необходимым назначить обществу административный штраф в минимальном размере, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г., решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02 ноября 2023 г., вынесенные по настоящему делу, подлежат изменению путем снижения размера назначенного обществу административного штрафа до 25 000 рублей.

В связи с рассмотрением протеста первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. по существу приостановление исполнения постановления мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г., о чем выносилось определение от 26 декабря 2023 г., подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

протест первого заместителя прокурора Республики Дагестан Ляпина Р.К. и жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г., решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02 ноября 2023 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергоинформ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизив размер назначенного обществу административного штрафа до 25 000 рублей.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

Приостановление исполнения постановления мирового судьи судебного участка № 1 Кировского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 19 сентября 2023 г. отменить.

Судья Пятого кассационного

суда общей юрисдикции И.А. Нафиков

Справка:

мировой судья Гаджиалиев Д.К.,

судья районного суда Магомедов М.Г.